Решение по делу № 2а-478/2018 от 27.04.2018

Дело № 2а-478/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Заводоуковск                                                                     24 мая 2018 года

         Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

               судьи                                                                                Рушкиной О.В.,

          при секретаре                                                                   Тимощенко Н.В.,

    с участием заместителя Заводоуковского межрайонного прокурора Дудкиной О.И., административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «А,В,С»,

у с т а н о в и л:

Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Мотивируя свои требования тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что ФИО1, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающей категорией «А,В,С». В соответствии с заключением ВК ... от ... ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) ФИО1 состоит на диспансерном наркологическом учете с ... с диагнозом: ... в связи с чем у него имеются противопоказания допуска к управлению транспортным средством. Ссылаясь на положения ч. 1,4 ст. 23.1, ч. 1 ст. 24, ст.ст. 23,25,28 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», просит: прекратить действие права ФИО1, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А,В,С» на основании водительского удостоверения ... от ....

В судебном заседании заместитель Заводоуковского межрайонного прокурора Дудкина О.И. доводы и требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что заболевание ФИО1 является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ... .... Доказательств того, что административный ответчик снят с диспансерного учета не представлено.

Административный ответчик ФИО1 с доводами и требованиями административного искового заявления согласился, дополнительно суду пояснил, что в ДТП никогда не попадал. К наркологу с ... года ходил не регулярно, так как работал, то в ..., то на севере, сейчас намерен каждый месяц посещать врача-нарколога.

Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д....).

На основании ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения заместителя прокурора, административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.

Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.

Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Соответствующие ограничения установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1 которого предусмотрено, что задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В ст. 24 названного закона определено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В соответствии с п. 1,4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения", медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     В ст. 25 вышеуказанного Федерального закона, указаны категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми в Российской Федерации предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами).

     В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения", основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, как медицинское противопоказание к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), назван код заболевания по МКБ-10 - F10-F16 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ).

Заявляя требование о прекращении действия права ФИО1 на управление транспортными средствами, прокурор указал на наличие у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

      Как следует из представленных в материалы дела карточки операций с ВУ от ..., заключения ВК ... от ... ГБУЗ ТО «Областная больница № 12», списка пациентов (л.д....), ФИО1, ... года рождения, имеет водительское удостоверение .... Дата выдачи – ..., действующее по ... на право управления транспортными средствами категории «А,В,С». ФИО1 состоит на диспансерном наркологическом учете с ... с диагнозом: ... Заключение комиссии: противопоказан допуск к управлению транспортным средством в соответствии с постановлением Правительства РФ от ... .... Нуждается в наблюдении и лечении врача психиатра-нарколога. Код заболевания по МГБ-10 (...).

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.

Таким образом, поскольку для подтверждения полного выздоровления (ремиссии) необходимо диспансерное наблюдение административного ответчика ФИО1 в течение пяти лет, на дату рассмотрения дела врачебной комиссией решение о подтверждении у административного ответчика ФИО1 стойкой ремиссии не принято, в материалы дела не представлено, следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, так как состояние здоровья ФИО1 препятствует безопасному управлению автомототранспортными средствами, поскольку управление ФИО1 автомототранспортным средством создаст реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так интересы общества и государства.

       В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

     В соответствии с пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.

     В соответствии с пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     На основании вышеизложенных норм права, государственная пошлина за рассмотрение вышеуказанного административного искового заявления, от уплаты которой Заводоуковский межрайонный прокурор был освобожден, взыскивается судом с административного ответчика ФИО1, не освобожденного от ее уплаты, в доход федерального бюджета, исходя из требований пп. 3 п. 1 ст. ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «А,В,С», удовлетворить.

Прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «А,В,С» ФИО1, ... года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., до получения заключения врачебной комиссии, подтверждающего отсутствие противопоказаний к вождению автомототранспортом.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Направить копию решения суда в ГИБДД МО МВД РФ «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у ФИО1 и внесения сведений о прекращении права ФИО1 на управление транспортными средствами в базу данных.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Заводоуковский районный суд Тюменской области.

              Судья                                                                       О.В. Рушкина

                              Мотивированное решение составлено 28 мая 2018 года.

2а-478/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Заводоуковский межрайонный прокурор
Ответчики
Григорьев П. В.
Григорьев Петр Владимирович
Другие
МО МВД РФ "Заводоуковский"
Суд
Заводоуковский районный суд Тюменской области
Судья
Рушкина Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
zavodoukovsky.tum.sudrf.ru
27.04.2018Регистрация административного искового заявления
28.04.2018Передача материалов судье
28.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2018Подготовка дела (собеседование)
15.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2018Дело оформлено
09.07.2018Дело передано в архив
04.05.2020Регистрация административного искового заявления
04.05.2020Передача материалов судье
04.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2020Подготовка дела (собеседование)
04.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2020Судебное заседание
04.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2020Дело оформлено
04.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее