Дело № 2а-478/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Заводоуковск 24 мая 2018 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Рушкиной О.В.,
при секретаре Тимощенко Н.В.,
с участием заместителя Заводоуковского межрайонного прокурора Дудкиной О.И., административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «А,В,С»,
у с т а н о в и л:
Заводоуковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами. Мотивируя свои требования тем, что Заводоуковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что ФИО1, ... года рождения, ... выдано водительское удостоверение ... с разрешающей категорией «А,В,С». В соответствии с заключением ВК ... от ... ГБУЗ ТО «Областная больница № 12» (г. Заводоуковск) ФИО1 состоит на диспансерном наркологическом учете с ... с диагнозом: ... в связи с чем у него имеются противопоказания допуска к управлению транспортным средством. Ссылаясь на положения ч. 1,4 ст. 23.1, ч. 1 ст. 24, ст.ст. 23,25,28 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», просит: прекратить действие права ФИО1, ... года рождения, на управление транспортными средствами категории «А,В,С» на основании водительского удостоверения ... от ....
В судебном заседании заместитель Заводоуковского межрайонного прокурора Дудкина О.И. доводы и требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что заболевание ФИО1 является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ... .... Доказательств того, что административный ответчик снят с диспансерного учета не представлено.
Административный ответчик ФИО1 с доводами и требованиями административного искового заявления согласился, дополнительно суду пояснил, что в ДТП никогда не попадал. К наркологу с ... года ходил не регулярно, так как работал, то в ..., то на севере, сейчас намерен каждый месяц посещать врача-нарколога.
Представитель заинтересованного лица МО МВД РФ «Заводоуковский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д....).
На основании ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения заместителя прокурора, административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", право на управление транспортным средством, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Соответствующие ограничения установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1 которого предусмотрено, что задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В ст. 24 названного закона определено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с п. 1,4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения", медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 25 вышеуказанного Федерального закона, указаны категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми в Российской Федерации предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О безопасности дорожного движения", основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, как медицинское противопоказание к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), назван код заболевания по МКБ-10 - F10-F16 (психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ).
Заявляя требование о прекращении действия права ФИО1 на управление транспортными средствами, прокурор указал на наличие у него заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Как следует из представленных в материалы дела карточки операций с ВУ от ..., заключения ВК ... от ... ГБУЗ ТО «Областная больница № 12», списка пациентов (л.д....), ФИО1, ... года рождения, имеет водительское удостоверение .... Дата выдачи – ..., действующее по ... на право управления транспортными средствами категории «А,В,С». ФИО1 состоит на диспансерном наркологическом учете с ... с диагнозом: ... Заключение комиссии: противопоказан допуск к управлению транспортным средством в соответствии с постановлением Правительства РФ от ... .... Нуждается в наблюдении и лечении врача психиатра-нарколога. Код заболевания по МГБ-10 (...).
На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Таким образом, поскольку для подтверждения полного выздоровления (ремиссии) необходимо диспансерное наблюдение административного ответчика ФИО1 в течение пяти лет, на дату рассмотрения дела врачебной комиссией решение о подтверждении у административного ответчика ФИО1 стойкой ремиссии не принято, в материалы дела не представлено, следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, так как состояние здоровья ФИО1 препятствует безопасному управлению автомототранспортными средствами, поскольку управление ФИО1 автомототранспортным средством создаст реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так интересы общества и государства.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с пп.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В соответствии с пп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании вышеизложенных норм права, государственная пошлина за рассмотрение вышеуказанного административного искового заявления, от уплаты которой Заводоуковский межрайонный прокурор был освобожден, взыскивается судом с административного ответчика ФИО1, не освобожденного от ее уплаты, в доход федерального бюджета, исходя из требований пп. 3 п. 1 ст. ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «А,В,С», удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «А,В,С» ФИО1, ... года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., до получения заключения врачебной комиссии, подтверждающего отсутствие противопоказаний к вождению автомототранспортом.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Направить копию решения суда в ГИБДД МО МВД РФ «Заводоуковский» для изъятия водительского удостоверения у ФИО1 и внесения сведений о прекращении права ФИО1 на управление транспортными средствами в базу данных.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья О.В. Рушкина
Мотивированное решение составлено 28 мая 2018 года.