Решение по делу № 2-711/2021 от 27.01.2021

Дело № 2-711/2021

55RS0007-01-2021-000474-18

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                          26 апреля 2021 года

    Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Мотроховой А.А.,

при помощнике судьи Шароватовой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарадановой И.А. к Кузьминых И.В. о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Тараданова И.А. обратилась в суд с иском к Кузьминых И.В. о сносе самовольной постройки, в обоснование заявленных требований указав, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.

Собственником смежного земельного участка и жилого дома, расположенного на нем, Кузьминых И.В. осуществлена самовольная пристройка к жилому дому в сторону земельного участка истца, в результате чего расстояние между общим забором и стеной пристройки составляет всего 25 см.

Кроме того, ответчиком сделан навес между общим забором и стеной своего жилого дома, крыша которого устроена с наклоном в сторону земельного участка истца и прикручена к забору. Осадки падают с крыши пристройки и навеса за общий забор, ухудшая его техническое состояние, а также попадают на земельный участок истца.

Кроме того, через пристройку в жилой дом ответчика заходит газовая труба, в результате чего создается пожароопасная ситуация, поскольку от стены пристройки до ближайшей стены жилого дома истца расстояние составляет 7,15 м.

На основании изложенного просит обязать ответчика своими силами и за свой счет снести (демонтировать) самовольно возведенные пристройку к жилому дому по адресу: <адрес>, а также навес, располагающийся вблизи смежного забора.

В судебном заседании представитель истца Жураковский В.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные исковые требования.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд, руководствуясь ст.ст.167, 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке заочного производства, против чего не возражал представитель истца.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст.123 Конституции РФ), суд обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

    На основании ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии с п.2 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право, в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (ч.2 ст.222 ГК РФ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Тараданова И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:070402:65 площадью 430 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов – под строительство индивидуального жилого дома. Адрес (местоположение): <адрес> (л.д.24-26).

Ответчику Кузьминых И.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером: площадью 490 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов – под строительство индивидуального жилого дома. Адрес (местоположение): <адрес> (л.д.32-35).

На указанном земельном участке расположен жилой дом, инв. , этажность 1, с кадастровым номером , принадлежащий Кузьминых И.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 22.01.1981 года (л.д.84-85).

Согласно договору купли-продажи от 22.01.1981 года Кузьминых И.В. приобрел в собственность жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 51,1 кв.м., жилой площадью 32,7 кв.м.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 16.07.2009 года указанный жилой дом имеет общую площадь 69,4 кв.м., жилая площадь 46,0 кв.м. Жилой дом состоит из следующих комнат: коридор 3,8 кв.м., кухня 14,5 кв.м., коридор 5,1 кв.м., комната 10,5 кв.м., комната 26,7 кв.м., комната 8,8 кв.м. Произошло увеличение жилой площади на 13,2 кв.м. на счет внутренней перепланировки (л.д.43-50).

В отношении указанного дома ответчиком произведена реконструкция. В результате реконструкции возведена пристройка к жилому дому, соответственно, площадь дома увеличилась.

Согласно ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Согласно ст.55 Градостроительного кодекса РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления выдает разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.

В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Внесение изменений в разрешение на строительство и сама процедуры принятия уполномоченным органом решения о внесении изменений в разрешение на строительство (или об отказе в принятии такого решения).

Федеральным законом от 03.08.2018 года №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу с 04.08.2018 года, внесены изменения в действующее законодательство в части приведения объектов самовольного строительства в соответствии с установленными требованиями.

Порядок приведения объектов самовольного строительства в соответствии с установленными требованиями определен ст.55.32 Градостроительного кодекса РФ, а также ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Уполномоченным органом, в который надлежит предоставить документы, подтверждающие соответствие реконструированного объекта требованиям является администрация Центрального административного округа г.Омска в соответствии с полномочиями, определенными Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года №423 «Об администрации Центрального административного округа города Омска».

По информации Администрации ЦАО г.Омска заявлений о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома, а также уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> администрацию округа не поступало, решений не принималось (л.д.96).

Пунктом 2 ст.260 ГК РФ предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ). Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст.35-40 Градостроительного кодекса РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ, правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Согласно п.26 ч.1 ст.16, ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.3 ст.8 и ч.1 ст.32 Градостроительного кодекса утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п.2 ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса), содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.7 ст. 1 Градостроительного кодекса).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.2 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному ч.3 ст.9 Градостроительного кодекса, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года №201.

Согласно ч.5 ст.2 Правил землепользования и застройки, названные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска.

По сведениям, предоставленным на запрос суда департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года №201, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне индивидуальной жилой застройки Ж1-1398, которая включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения индивидуальных и блокированных жилых домов с прилегающими земельными участками.

Согласно проекту планировки территории, расположенной в границах: улица 24-я Северная – Красноярский тракт – граница городской черты – граница Старо-Северного мемориального кладбища – граница полосы отвода железной дороги – улица 21-я Амурская в Центральном административном округе города Омска, утвержденному постановлением Администрации г.Омска от 18.11.2010 года №1109-п, земельный участок определяется в зоне размещения индивидуальной жилой застройки, красные линии не проходят вблизи земельного участка.

Информация об изъятии из оборота, ограничении в обороте, резервировании для государственных либо муниципальных нужд в отношении земельного участка отсутствует (л.д.78-79).

Обращаясь с исковым заявлением о сносе пристройки к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, а также навеса, располагающегося вблизи смежного забора, Тараданова И.А. указала, что ответчиком не соблюдено противопожарное расстояние между ее домом и домом Кузьминых И.В. Осадки в виде дождя и снега с крыши постройки сходят на общий забор истца и ответчика, а также попадают на земельный участок истца.

В указанной связи, по ходатайству представителя истца определением суда от 24.02.2021 года назначена строительно-пожарно-техническая экспертиза. Производство экспертизы поручено ООО «ОМЭКС».

Согласно заключению ООО «ОМЭКС» по результатам проведенного исследования экспертом было обнаружено, что в рамках исследования объект соответствует пожарным и санитарным нормам и правилам, имеются несоответствия градостроительных и строительных норм и правил только в части следующих пунктов. Согласно данным СП 55.13330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», п.6.7 минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) – 3м. Согласно данным п.1 ст.40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Фактически расстояние от стены возведенной пристройки до границы участка составляет 0,2м, на земельном участке ввиду имеющихся функциональных назначений помещений дома , отсутствовала возможность разместить возведенную постройку в другом месте, так как имеется только 2 стороны дома, где это возможно, при этом: по правой стороне дома имеются оконные проемы и вход в дом, а также предусмотрен въезд на участок; по задней стороне дома предусмотрены окна для вентиляции помещений кочегарки с печью на твердом топливе (оставленную на резерв). Фактически для устранения имеющегося несоответствия необходимо обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Согласно СП 17.13330.2017 «Кровля», п.9.11 на кровлях зданий с наружным неорганизованным или организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или несущим конструкциям. Фактически кровля возведенной пристройки расположена в сторону участка 114, для устранения имеющегося несоответствия необходимо установить снегозадержатели на кровлю возведенной пристройки дома Согласно данным шкалы экспертных оценок и по результату произведенного экспертного исследования конструктивных элементов возведенной пристройки можно сделать вывод, что техническое состояние объекта «хорошее», следовательно, объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При исследовании противопожарных разрывов между стенами дома и возведенной пристройкой к дому 112 зафиксировано расстояние 7,1 кв.м. Согласно данным СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и реконструктивным решениям», п.5.3.2 противопожарные расстояния между жилыми зданиями при организованной малоэтажной застройке в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 2, диапазон которой составляет от 6 до 8 м. Противопожарные расстояния между стенами зданий без оконных проемов допускается уменьшать на 20% при условии устройства карнизови элементов кровли со стороны стен зданий, обращенных друг к другу, из негорючих материалов или материалов, подвергнутых огнезащитной обработке. Фактически выполненная пристройка дома соответствует противопенному разрыву, так как имеет глухую стену в сторону дома , обшитую негорючим металлическим профнастилом, кровля возведенной пристройки также из металлического профнастила, следовательно, расстояние между объектами должно быть 6,4 м, что соответствует требованиям п.5.3.2 СП 4.13130.2013.

Представитель истца Жураковский В.Н. не согласился с выводами эксперта, поскольку, по его мнению, с учетом размещения в возведенной пристройке газового оборудования экспертом не в полном объеме проведено исследование соблюдения при строительстве объекта требования противопожарных норм и правил, заявил ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы.

На основании заявленного ходатайства определением суда от 09.04.2021 года назначена дополнительная судебная пожарно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «Каланча».

Согласно заключению пожарно-технической экспертизы ООО «Каланча» №6, проведенной в период с 14.04.2021 года по 15.04.2021 года (л.д.173-194), при возведении пристройки к жилому дому по адресу: <адрес> требования пожарной безопасности по соблюдению противопожарного разрыва, обеспечивающего ограничение распространения пожара на соседние жилые дома и хозяйственные пристройки, не соблюдены, что в случае возникновения пожара создает угрозу для лиц, проживающих в нем, и иных лиц. Противопожарное расстояние между жилым домом по <адрес> и жилым домом по <адрес> в г.Омске не соответствует требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, действующим на момент реконструкции <адрес> в <адрес>. Противопожарное состояние пристройки к жилому дому по адресу: <адрес> противоречит требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Предотвращение распространения пожара от дома с хозяйственными пристройками по адресу: <адрес> на дом по адресу: <адрес> может быть достигнуто путем устройства противопожарной стены 1-го типа со стороны реконструированного дома по адресу: <адрес> нарушением противопожарного расстояния, либо, по взаимному согласию собственников (домовладельцев), по блокированию жилых домов соседних участков при учете требований, предъявляемым к устройству противопожарных преград между жилыми блоками зданий класса Ф1.4.

Содержание заключений судебной экспертизы как ООО «ОМЭКС», так и ООО «Каланча» полностью соответствует положениям ст.25 Федерального закона от 31.05.2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Оценивая допустимость названных заключений экспертов ООО «ОМЭКС» и ООО «Каланча», суд учитывает, что выводы экспертов основаны на результатах непосредственного анализа технической документации с осмотром объектов недвижимости, результаты исследования четко и ясно отражены в исследовательской части экспертных заключений в форме, свидетельствующей о необходимом и достаточном уровне профессиональных знаний экспертов, итоговые экспертные выводы сделаны экспертами на основе опыта, научных и практических данных.

Суд оценивает экспертные заключения с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Непосредственно исследовав названные заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о соответствии заключений и его результатов требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку они содержат подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованный ответ на поставленные судом вопросы.

Не доверять представленным заключениям экспертов у суда оснований не имеется, заключения экспертов являются полными и мотивированными, эксперты предупреждены об уголовной ответственности, каких-либо мотивированных возражений на экспертизы не поступило, в указанной связи, суд принимает названные доказательства в качестве допустимых.

Таким образом, доводы истца о том, что ответчиком не соблюдено противопожарное расстояние между домами, а также возникает подтопление земельного участка истца в результате выпадения атмосферных осадков подтвердились в ходе судебного разбирательства, что усматривается из заключений судебных экспертов.

    В силу ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении исков об устранении нарушений права, не связанные с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения, суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

    Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47).

    Вместе с тем, даже при доказанности противоправных виновных действий со стороны ответчика и возникновения в связи с этим реальных препятствий в пользовании земельными участками, суд обязан исходить из соразмерности препятствий способу, которым истец просит эти препятствия устранить, поскольку в силу закона не могут быть защищены права одного собственника за счет законных прав другого лица и в ущерб последнему.

    В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что увеличение площади принадлежащего ответчику жилого дома произошло в результате возведения пристройки к жилому дому. При этом, расположить возведенную пристройку иным образом не представлялось возможным в связи с исторически сложившейся плотностью застройки и размерами земельного участка ответчика.

    При этом, как уже отмечалось судом выше, имеется факт регистрации права собственности истца на спорный объект площадью 51,1 кв.м., он является объектом, построенным в установленном законом порядке. В указанной связи, самовольно возведенной следует рассматривать только пристройку к жилому дому Литера А1 площадью 18,3 кв.м.

Обращаясь с исковым заявлением о сносе самовольной постройки, Тараданова И.А. указала, что не соблюдено противопожарное расстояние между домами истца и ответчика. После реконструкции ответчиком своего дома осадки с кровли пристройки ответчика попадают на земельный участок истца, происходит подмывание почвы, заболачивание, постоянное переувлажнение и промерзание по этой причине в зимнее время и, как следствие, разрушение дома истца.

В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (ч.1 ст.23 №52-ФЗ).

Доводы истца о затоплении атмосферными осадками ее земельного участка по причине несоблюдения градостроительных норм и правил при строительстве объекта частично нашли свое подтверждение. Как следует из заключения эксперта ООО «ОМЭКС» для устранения выявленных нарушений достаточно установить снегозадержатели на кровлю возведенной пристройки дома <адрес>.

В ходе проведенного исследования экспертом ООО «Каланча» установлено, что противопожарное расстояние между жилыми домами с учетом степени огнестойкости каждого из них не соблюдено. Предотвращение распространения пожара от дома с хозяйственными пристройками по адресу: <адрес> на дом по адресу: <адрес> может быть достигнуто путем устройства противопожарной стены 1-го типа со стороны реконструированного дома по адресу: <адрес> нарушением противопожарного расстояния, либо, по взаимному согласию собственников (домовладельцев), по блокированию жилых домов соседних участков при учете требований, предъявляемым к устройству противопожарных преград между жилыми блоками зданий класса Ф1.4.

Таким образом, судом установлено, что нарушения строительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических требований имеются, но указанные нарушения возможно устранить, возложив на ответчика обязанность выполнить комплекс мер, предложенных экспертами.

Правом на уточнение заявленных требований истец не воспользовался, соответственно суд принимает решение по заявленным истцом требованиям в порядке ч.3 ст. 196 ГПК РФ и по представленным и собранным по делу доказательствам.

Исходя из анализа доводов стороны истца и возражений стороны ответчика, суд приходит к выводу, что несмотря на имеющиеся нарушения строительных, противопожарных и санитарно-эпидемиологических требований, указанные нарушения возможно устранить без сноса пристройки к спорному жилому дому, с учетом баланса интересов сторон, возложив на ответчика обязанность выполнить комплекс мер, предложенных экспертом.

При этом суд отмечает, что избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения, в частности, соответствовать требованиям ст.10 ГК РФ, в силу которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Снос строения является крайней мерой гражданско-правовой ответственности лица, осуществившего такое строительство. Суд полагает, что снос строения в значительной степени нарушит баланс интересов ответчика и установленных Конституцией РФ прав граждан на жилище (ст.40) и невозможен без причинения несоразмерного ущерба. С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о сносе и осуществлении демонтажа самовольно возведенной пристройки к жилому дому. Отказ суда в указанной части основан на положениях ст.10 ГК РФ, предусматривающей пределы осуществления гражданских прав и не допускающей злоупотребление правом в любых формах.

При этом, суд не выходит за пределы заявленных истцом требований, поскольку, установив нарушение прав истца, суд вправе определить способ восстановления нарушенного права.

При установленных судом обстоятельствах, с учетом результатов проведенных судебных экспертиз, суд полагает возможным устранить выявленные нарушения без сноса пристройки к жилому дому жилого дома, возложив на ответчика обязанность выполнить комплекс мер разработанных экспертами, а именно: за счет собственных средств организовать снегозадержатели на поверхности кровли пристройки к жилому дому по адресу: <адрес>, расположенной со стороны границы земельного участка, смежной с земельным участком по адресу: <адрес>; для предупреждения распространения огня за счет собственных средств организовать противопожарную стену 1-го типа по границе земельных участков и по <адрес> на высоту строения по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Кузьминых И.В. за счет собственных средств организовать снегозадержатели на поверхности кровли пристройки к жилому дому по адресу: <адрес>, расположенной со стороны границы земельного участка, смежной с земельным участком по адресу: <адрес>.

Обязать Кузьминых И.В. для предупреждения распространения огня за счет собственных средств организовать противопожарную стену 1-го типа по границе земельных участков и по <адрес> на высоту строения по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в Центральный районный суд города Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                   А.А. Мотрохова

Решение изготовлено в окончательной форме 04 мая 2021 года.

2-711/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тараданова Ирина Александровна
Ответчики
Кузьминых Игорь Валерьевич
Другие
Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Администрация ЦАО г.Омска
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Мотрохова Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2021Подготовка дела (собеседование)
18.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
29.03.2021Производство по делу возобновлено
29.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Производство по делу возобновлено
21.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
04.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
31.05.2021Регистрация заявления об отмене заочного решения
04.08.2021Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее