Решение по делу № 2-89/2023 (2-2795/2022;) от 18.10.2022

Дело № 2-89/2023                              10 января 2023 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-003764-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи          Кузнецовой О.Н.

при секретаре                                  Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Р.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Александров Р.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что истец отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области». В периоды с 15 февраля по 10 декабря 2021 года и с июня по октябрь 2022 года был трудоустроен на швейное производство. Однако за выполненную работу получил заработную платы ниже минимального размера оплаты труда. Полагает, что за указанные периоды работы ему недоначислена заработная плата в размере сумма рублей, которую просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере сумма рублей.

Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

В качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее УФСИН России по Архангельской области) и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области).

Представитель ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области Пашкова Е.А., действующая по доверенностям, возражала против удовлетворения иска. Из отзывов на иск следует, что нарушений трудовых прав со стороны Учреждения в отношении истца не допущено. В спорный период в учреждении отсутствовала возможность трудоустройства истца на другое производство. Привлечение осужденных к труду осуществляется не на основании соглашения между работником и работодателем, в связи с чем не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом. Оплата труда истцу производилась не ниже МРОТ исходя из нормы выработки. Истец не обращался с заявлением о переводе его на другую работу по состоянию здоровья.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск следует, что требования о взыскании заработной платы должны предъявляться непосредственно к работодателю, а требования о взыскании компенсации морального вреда, заявленные истцом, не соответствуют разумности и объективности. Кроме этого, истцом не представлено доказательств наличия морального вреда.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления,                     и заключающаяся в предусмотренных названным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы                                  и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Статьей 105 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть 2).

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (часть 3).

Возможность установления сопряженных с наказанием и соразмерных тяжести совершенного преступления и личности виновного ограничений прав и свобод вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 2 статьи 2 Конвенции Международной организации труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться _ как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области с 27.12.2019 года.

За время отбывания наказания истец был привлечен к трудовому использованию:

18.01.2020 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 17.01.2020);

28.01.2020 прекращено привлечение к труду в связи с этапированием в другое учреждение (приказ № от 28.01.2020);

13.02.2021 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 10.02.2021);

17.02.2021 переведен подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 16.02.2021);

25.01.2022 прекращено привлечение к труду в связи с обучением в ФКП ОУ                     № (приказ № от 25.01.2022);

10.06.2022 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 08.06.2022);

01.12.2022 переведен швеем в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 30.11.2022).

Таким образом, с 13 февраля 2021 года по октябрь 2022 года истец работал подсобным рабочим на швейном производстве со сдельной оплатой труда.

Приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 5 февраля 2021 года № утверждено Положение об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных (далее Положение об оплате труда).

Пунктом 4.1. Положения об оплате труда администрации учреждения предоставлено право на утверждение форм и систем оплаты труда, применяемых для оплаты труда рабочих-осужденных.

В соответствии с п. 4.2.2. Положения об оплате труда на швейном производстве установлена косвенно-сдельная форма оплаты труда. Общий заработок для осужденных ЦТАО с косвенно-сдельной формой оплаты труда начисляется для вспомогательных рабочих-осужденных промышленного сектора путем произведения должностного оклада и установленной доплаты до минимального размера оплаты труда на средний процент выполнения нормы выработки рабочих основного производства (швейного или деревообрабатывающего).

В спорный период времени истцу начислялась заработная плата в соответствии с Положением об оплате труда.

Довод истца о неправильном начислении ему заработной платы не нашел подтверждения при рассмотрении дела.

В соответствии с Положением об оплате труда, начисление заработка осужденным швейного производства со сдельной формой оплаты труда производится ежемесячно за изготовленную всей бригадой в течение месяца продукцию, на основании табелей учета рабочего времени, процента выполнения норм времени, определяемого каждому рабочему бригады в зависимости от фактически выполненной работы, разряда выполняемой работы.

Для увеличения заинтересованности каждого члена швейной бригады в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля на швейном производстве применяется бригадный метод организации труда.

Коллективная (бригадная) оплата труда основывается на коллективных сдельных расценках. Общий заработок бригады исчисляется по результатам работы бригады в целом за определенный период времени. Каждому члену бригады заработок начисляется с учетом присвоенного квалификационного разряда и нормативного времени, проработанного на определенных операциях в составе бригады.

10 февраля 2022 года приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области утверждено Положение об оплате труда осужденных, действующее с 1 февраля 2022 года, которое содержит аналогичные положение по оплате труда осужденных.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ)                 (ст. 105 УИК РФ)

Из материалов дела следует, за периоды работы истца с 13.02.2021 по 25.01.2022; с 10.06.2022 по 31.10.2022 истцом, установленные нормы выработки не выполнялись, в связи с чем истцу заработная плата начислялась за фактически отработанный период и объем выполнения - норму выработки.

Доплата до МРОТ истцу не производилась обосновано, так как им не выполнялась установленная норма выработки.

Довод истца о незаконном не начислении ему северной надбавки и районного коэффициента основан на неправильном толковании норм материального права.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Однако, как указывалось выше, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространяет свое действие на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Поскольку трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре и, соответственно, требование законодательства о применении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате к данным правоотношениям не применяются.

Довод истца о незаконном удержании из его заработной платы денежных средств на дополнительное питание является необоснованным.

В соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (часть 4).

Источники и порядок удержания денежных средств с осужденных определены статьей 107 УИК РФ, в соответствии с которой из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205                                 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально- бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.

Для осужденных, имеющих определенные заболевания, предусмотрена повышенная норма питания.

Установленное истцу дополнительное питание в соответствии с примечанием 2а приложения 5 к приказу Министерства юстиции РФ № 189 от 17.09.2018, не относится к специальному питанию, а является питанием по повышенной норме, в соответствии с которой предусмотрены повышенное количество граммов продуктов на одного человека. Питание по повышенным нормам устанавливается администрацией Учреждения осужденным, имеющим определенные заболевания.

Таким образом, удержание из заработной платы истца за дополнительное питание является законным.

Кроме этого, из заработной платы истца производится удержание по исполнительным листам, а также налогов и обязательных платежей с бюджетные и внебюджетные фонды.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

По данным бухгалтерского учета, за спорный период времени в отношении истца соблюдались положения ч.3 ст. 107 УИК РФ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в спорный период при привлечение истца к трудовому использованию на швейное производство заработная плата ему начислялась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В обоснование требований о взыскании морального вреда истец указывает на нарушение его трудовых прав при начислении заработной платы и привлечении к труду.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В ходе рассмотрения дела не установлено виновного поведения Учреждения при трудоустройстве истца и начислении ему заработной платы.

Какие-либо объективные доказательства причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика, нарушающими или посягающими на его личные неимущественные права или другие нематериальные блага истца не представлены.

В связи с изложенным, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, так как при рассмотрении настоящего дела нарушений трудовых прав истца не установлено, заработная плата за спорный период истцу начислена в соответствии с требованиями действующего законодательства и выплачена. Кроме этого истцом не представлены доказательства причинения ему физических и нравственных страданий.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                             

решил:

в удовлетворении иска Александрова Р.В. (паспорт ) к Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ИНН 2901058218), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ИНН 2904009748) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                             О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.

Дело № 2-89/2023                              10 января 2023 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-003764-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи          Кузнецовой О.Н.

при секретаре                                  Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Р.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Александров Р.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что истец отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области». В периоды с 15 февраля по 10 декабря 2021 года и с июня по октябрь 2022 года был трудоустроен на швейное производство. Однако за выполненную работу получил заработную платы ниже минимального размера оплаты труда. Полагает, что за указанные периоды работы ему недоначислена заработная плата в размере сумма рублей, которую просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере сумма рублей.

Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

В качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее УФСИН России по Архангельской области) и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области).

Представитель ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области Пашкова Е.А., действующая по доверенностям, возражала против удовлетворения иска. Из отзывов на иск следует, что нарушений трудовых прав со стороны Учреждения в отношении истца не допущено. В спорный период в учреждении отсутствовала возможность трудоустройства истца на другое производство. Привлечение осужденных к труду осуществляется не на основании соглашения между работником и работодателем, в связи с чем не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом. Оплата труда истцу производилась не ниже МРОТ исходя из нормы выработки. Истец не обращался с заявлением о переводе его на другую работу по состоянию здоровья.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск следует, что требования о взыскании заработной платы должны предъявляться непосредственно к работодателю, а требования о взыскании компенсации морального вреда, заявленные истцом, не соответствуют разумности и объективности. Кроме этого, истцом не представлено доказательств наличия морального вреда.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления,                     и заключающаяся в предусмотренных названным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы                                  и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Статьей 105 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть 2).

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (часть 3).

Возможность установления сопряженных с наказанием и соразмерных тяжести совершенного преступления и личности виновного ограничений прав и свобод вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 2 статьи 2 Конвенции Международной организации труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться _ как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области с 27.12.2019 года.

За время отбывания наказания истец был привлечен к трудовому использованию:

18.01.2020 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 17.01.2020);

28.01.2020 прекращено привлечение к труду в связи с этапированием в другое учреждение (приказ № от 28.01.2020);

13.02.2021 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 10.02.2021);

17.02.2021 переведен подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 16.02.2021);

25.01.2022 прекращено привлечение к труду в связи с обучением в ФКП ОУ                     № (приказ № от 25.01.2022);

10.06.2022 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 08.06.2022);

01.12.2022 переведен швеем в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 30.11.2022).

Таким образом, с 13 февраля 2021 года по октябрь 2022 года истец работал подсобным рабочим на швейном производстве со сдельной оплатой труда.

Приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 5 февраля 2021 года № утверждено Положение об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных (далее Положение об оплате труда).

Пунктом 4.1. Положения об оплате труда администрации учреждения предоставлено право на утверждение форм и систем оплаты труда, применяемых для оплаты труда рабочих-осужденных.

В соответствии с п. 4.2.2. Положения об оплате труда на швейном производстве установлена косвенно-сдельная форма оплаты труда. Общий заработок для осужденных ЦТАО с косвенно-сдельной формой оплаты труда начисляется для вспомогательных рабочих-осужденных промышленного сектора путем произведения должностного оклада и установленной доплаты до минимального размера оплаты труда на средний процент выполнения нормы выработки рабочих основного производства (швейного или деревообрабатывающего).

В спорный период времени истцу начислялась заработная плата в соответствии с Положением об оплате труда.

Довод истца о неправильном начислении ему заработной платы не нашел подтверждения при рассмотрении дела.

В соответствии с Положением об оплате труда, начисление заработка осужденным швейного производства со сдельной формой оплаты труда производится ежемесячно за изготовленную всей бригадой в течение месяца продукцию, на основании табелей учета рабочего времени, процента выполнения норм времени, определяемого каждому рабочему бригады в зависимости от фактически выполненной работы, разряда выполняемой работы.

Для увеличения заинтересованности каждого члена швейной бригады в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля на швейном производстве применяется бригадный метод организации труда.

Коллективная (бригадная) оплата труда основывается на коллективных сдельных расценках. Общий заработок бригады исчисляется по результатам работы бригады в целом за определенный период времени. Каждому члену бригады заработок начисляется с учетом присвоенного квалификационного разряда и нормативного времени, проработанного на определенных операциях в составе бригады.

10 февраля 2022 года приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области утверждено Положение об оплате труда осужденных, действующее с 1 февраля 2022 года, которое содержит аналогичные положение по оплате труда осужденных.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ)                 (ст. 105 УИК РФ)

Из материалов дела следует, за периоды работы истца с 13.02.2021 по 25.01.2022; с 10.06.2022 по 31.10.2022 истцом, установленные нормы выработки не выполнялись, в связи с чем истцу заработная плата начислялась за фактически отработанный период и объем выполнения - норму выработки.

Доплата до МРОТ истцу не производилась обосновано, так как им не выполнялась установленная норма выработки.

Довод истца о незаконном не начислении ему северной надбавки и районного коэффициента основан на неправильном толковании норм материального права.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Однако, как указывалось выше, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространяет свое действие на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Поскольку трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре и, соответственно, требование законодательства о применении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате к данным правоотношениям не применяются.

Довод истца о незаконном удержании из его заработной платы денежных средств на дополнительное питание является необоснованным.

В соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (часть 4).

Источники и порядок удержания денежных средств с осужденных определены статьей 107 УИК РФ, в соответствии с которой из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205                                 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально- бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.

Для осужденных, имеющих определенные заболевания, предусмотрена повышенная норма питания.

Установленное истцу дополнительное питание в соответствии с примечанием 2а приложения 5 к приказу Министерства юстиции РФ № 189 от 17.09.2018, не относится к специальному питанию, а является питанием по повышенной норме, в соответствии с которой предусмотрены повышенное количество граммов продуктов на одного человека. Питание по повышенным нормам устанавливается администрацией Учреждения осужденным, имеющим определенные заболевания.

Таким образом, удержание из заработной платы истца за дополнительное питание является законным.

Кроме этого, из заработной платы истца производится удержание по исполнительным листам, а также налогов и обязательных платежей с бюджетные и внебюджетные фонды.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

По данным бухгалтерского учета, за спорный период времени в отношении истца соблюдались положения ч.3 ст. 107 УИК РФ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в спорный период при привлечение истца к трудовому использованию на швейное производство заработная плата ему начислялась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В обоснование требований о взыскании морального вреда истец указывает на нарушение его трудовых прав при начислении заработной платы и привлечении к труду.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В ходе рассмотрения дела не установлено виновного поведения Учреждения при трудоустройстве истца и начислении ему заработной платы.

Какие-либо объективные доказательства причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика, нарушающими или посягающими на его личные неимущественные права или другие нематериальные блага истца не представлены.

В связи с изложенным, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, так как при рассмотрении настоящего дела нарушений трудовых прав истца не установлено, заработная плата за спорный период истцу начислена в соответствии с требованиями действующего законодательства и выплачена. Кроме этого истцом не представлены доказательства причинения ему физических и нравственных страданий.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                             

решил:

в удовлетворении иска Александрова Р.В. (паспорт ) к Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ИНН 2901058218), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ИНН 2904009748) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                             О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.

Дело № 2-89/2023                              10 января 2023 года                        город Котлас

УИД 29RS0008-01-2022-003764-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи          Кузнецовой О.Н.

при секретаре                                  Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Р.В. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

установил:

Александров Р.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что истец отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области». В периоды с 15 февраля по 10 декабря 2021 года и с июня по октябрь 2022 года был трудоустроен на швейное производство. Однако за выполненную работу получил заработную платы ниже минимального размера оплаты труда. Полагает, что за указанные периоды работы ему недоначислена заработная плата в размере сумма рублей, которую просит взыскать с ответчика. Также просит взыскать компенсацию морального вреда в размере сумма рублей.

Истец в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

В качестве соответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее УФСИН России по Архангельской области) и Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области).

Представитель ответчиков УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области Пашкова Е.А., действующая по доверенностям, возражала против удовлетворения иска. Из отзывов на иск следует, что нарушений трудовых прав со стороны Учреждения в отношении истца не допущено. В спорный период в учреждении отсутствовала возможность трудоустройства истца на другое производство. Привлечение осужденных к труду осуществляется не на основании соглашения между работником и работодателем, в связи с чем не может расцениваться как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом. Оплата труда истцу производилась не ниже МРОТ исходя из нормы выработки. Истец не обращался с заявлением о переводе его на другую работу по состоянию здоровья.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Из отзыва на иск следует, что требования о взыскании заработной платы должны предъявляться непосредственно к работодателю, а требования о взыскании компенсации морального вреда, заявленные истцом, не соответствуют разумности и объективности. Кроме этого, истцом не представлено доказательств наличия морального вреда.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, рассмотрев иск, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления,                     и заключающаяся в предусмотренных названным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В силу части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы                                  и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Статьей 105 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть 2).

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (часть 3).

Возможность установления сопряженных с наказанием и соразмерных тяжести совершенного преступления и личности виновного ограничений прав и свобод вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом «с» пункта 2 статьи 2 Конвенции Международной организации труда № 29 относительно принудительного или обязательного труда привлечение осужденных к общественно полезному труду не может расцениваться _ как принудительный или обязательный труд, поскольку он осуществляется вследствие приговора, вынесенного судом, который, назначая наказание в виде лишения свободы, предопределяет привлечение трудоспособных осужденных к общественно полезному труду как одному из средств воспитания и исправления.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением трудовой деятельности осужденными в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Из анализа указанных выше норм закона следует, что трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области с 27.12.2019 года.

За время отбывания наказания истец был привлечен к трудовому использованию:

18.01.2020 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 17.01.2020);

28.01.2020 прекращено привлечение к труду в связи с этапированием в другое учреждение (приказ № от 28.01.2020);

13.02.2021 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 10.02.2021);

17.02.2021 переведен подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 16.02.2021);

25.01.2022 прекращено привлечение к труду в связи с обучением в ФКП ОУ                     № (приказ № от 25.01.2022);

10.06.2022 привлечен к труду подсобным рабочим в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 08.06.2022);

01.12.2022 переведен швеем в бригаду № * со сдельной оплатой труда (приказ № от 30.11.2022).

Таким образом, с 13 февраля 2021 года по октябрь 2022 года истец работал подсобным рабочим на швейном производстве со сдельной оплатой труда.

Приказом начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области от 5 февраля 2021 года № утверждено Положение об оплате труда осужденных, привлеченных к труду в Центре трудовой адаптации осужденных (далее Положение об оплате труда).

Пунктом 4.1. Положения об оплате труда администрации учреждения предоставлено право на утверждение форм и систем оплаты труда, применяемых для оплаты труда рабочих-осужденных.

В соответствии с п. 4.2.2. Положения об оплате труда на швейном производстве установлена косвенно-сдельная форма оплаты труда. Общий заработок для осужденных ЦТАО с косвенно-сдельной формой оплаты труда начисляется для вспомогательных рабочих-осужденных промышленного сектора путем произведения должностного оклада и установленной доплаты до минимального размера оплаты труда на средний процент выполнения нормы выработки рабочих основного производства (швейного или деревообрабатывающего).

В спорный период времени истцу начислялась заработная плата в соответствии с Положением об оплате труда.

Довод истца о неправильном начислении ему заработной платы не нашел подтверждения при рассмотрении дела.

В соответствии с Положением об оплате труда, начисление заработка осужденным швейного производства со сдельной формой оплаты труда производится ежемесячно за изготовленную всей бригадой в течение месяца продукцию, на основании табелей учета рабочего времени, процента выполнения норм времени, определяемого каждому рабочему бригады в зависимости от фактически выполненной работы, разряда выполняемой работы.

Для увеличения заинтересованности каждого члена швейной бригады в конечном результате труда, сплочении коллектива на основе производственных интересов, развитии взаимопомощи и взаимного контроля на швейном производстве применяется бригадный метод организации труда.

Коллективная (бригадная) оплата труда основывается на коллективных сдельных расценках. Общий заработок бригады исчисляется по результатам работы бригады в целом за определенный период времени. Каждому члену бригады заработок начисляется с учетом присвоенного квалификационного разряда и нормативного времени, проработанного на определенных операциях в составе бригады.

10 февраля 2022 года приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области утверждено Положение об оплате труда осужденных, действующее с 1 февраля 2022 года, которое содержит аналогичные положение по оплате труда осужденных.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ)                 (ст. 105 УИК РФ)

Из материалов дела следует, за периоды работы истца с 13.02.2021 по 25.01.2022; с 10.06.2022 по 31.10.2022 истцом, установленные нормы выработки не выполнялись, в связи с чем истцу заработная плата начислялась за фактически отработанный период и объем выполнения - норму выработки.

Доплата до МРОТ истцу не производилась обосновано, так как им не выполнялась установленная норма выработки.

Довод истца о незаконном не начислении ему северной надбавки и районного коэффициента основан на неправильном толковании норм материального права.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (чч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Однако, как указывалось выше, осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления (ст. 9 УИК РФ) и обязанность (ст. ст. 11, 103 УИК РФ) осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, однако при этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, т.е. состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, тогда как Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространяет свое действие на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Поскольку трудовой договор с истцом не заключался, истец привлекался к труду в связи с отбыванием наказания, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре и, соответственно, требование законодательства о применении районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате к данным правоотношениям не применяются.

Довод истца о незаконном удержании из его заработной платы денежных средств на дополнительное питание является необоснованным.

В соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце (часть 4).

Источники и порядок удержания денежных средств с осужденных определены статьей 107 УИК РФ, в соответствии с которой из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы питания осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года № 205                                 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально- бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждена минимальная норма питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время.

Для осужденных, имеющих определенные заболевания, предусмотрена повышенная норма питания.

Установленное истцу дополнительное питание в соответствии с примечанием 2а приложения 5 к приказу Министерства юстиции РФ № 189 от 17.09.2018, не относится к специальному питанию, а является питанием по повышенной норме, в соответствии с которой предусмотрены повышенное количество граммов продуктов на одного человека. Питание по повышенным нормам устанавливается администрацией Учреждения осужденным, имеющим определенные заболевания.

Таким образом, удержание из заработной платы истца за дополнительное питание является законным.

Кроме этого, из заработной платы истца производится удержание по исполнительным листам, а также налогов и обязательных платежей с бюджетные и внебюджетные фонды.

В соответствии с требованиями ч.3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

По данным бухгалтерского учета, за спорный период времени в отношении истца соблюдались положения ч.3 ст. 107 УИК РФ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в спорный период при привлечение истца к трудовому использованию на швейное производство заработная плата ему начислялась в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Рассматривая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В обоснование требований о взыскании морального вреда истец указывает на нарушение его трудовых прав при начислении заработной платы и привлечении к труду.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В ходе рассмотрения дела не установлено виновного поведения Учреждения при трудоустройстве истца и начислении ему заработной платы.

Какие-либо объективные доказательства причинения нравственных и физических страданий действиями ответчика, нарушающими или посягающими на его личные неимущественные права или другие нематериальные блага истца не представлены.

В связи с изложенным, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, так как при рассмотрении настоящего дела нарушений трудовых прав истца не установлено, заработная плата за спорный период истцу начислена в соответствии с требованиями действующего законодательства и выплачена. Кроме этого истцом не представлены доказательства причинения ему физических и нравственных страданий.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в иске следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                             

решил:

в удовлетворении иска Александрова Р.В. (паспорт ) к Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН 7706562710), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (ИНН 2901058218), Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ИНН 2904009748) о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий                                                                             О.Н. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.

2-89/2023 (2-2795/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Александров Ростислав Владимирович
Ответчики
УФСИН России по Архангельской области
ФСИН России
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
19.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее