Решение по делу № 2-2350/2023 от 16.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УИД 19RS0001-02-2023-001991-62

29 мая 2023 года Дело №2-2350/2023

    Абаканский городской суд в городе Абакане,

В составе председательствующего судьи Царевой Е.А.,

    При секретаре Матвиенко В.А.,

    Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Абаканская ТЭЦ» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу,

    с участием: представителя истца – Жуганова Д.А., действующего на основании доверенности;

    представителя ответчика и третьего лица – Оленева И.Э., действующего на основании доверенности;

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ (далее Минстрой Хакасии), действующее в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском о признании незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, расположенных в городе Абакане, за ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанную исходя их показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с ДД.ММ.ГГГГ); обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, расположенных в городе Абакане, за ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В ходе рассмотрения дела представитель Минстроя Хакасии Жуганов Д.О. заявленные требования уточнил, просил суд признать незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов и оборудованных приборами учета жилых домов, расположенных в городе Абакане, за ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанную исходя из показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с ДД.ММ.ГГГГ); обязать произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений в оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах и оборудованных приборами учета тепловой энергии жилых домах, расположенных в городе Абакане, начисленной за ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В судебном заседании представитель Минстроя Хакасии Жуганов Д.О. уточненные требования поддержал, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения граждан о неправомерных действиях теплоснабжающей компании, связанных с начислением платы за коммунальную услугу по отоплению за пределами отопительного периода. В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час. завершен отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. Из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии следует, что приборы фиксировали объем тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посуточно. Начисление платы производилось с учетом посуточных показаний приборов учета за пределами отопительного периода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением требований п. 5, 42 (1) Правил №354 от 06.05.2011. Ссылаясь на абз. 11 п. 42 (1) Правил №354 от 06.05.2011, указывает, что порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению является единым как для открытой системы теплоснабжения, так и для закрытой. В августе 2022 года ответчик для многоквартирных домов с открытой системой теплопотребления произвел перерасчет по показаниям ОДПУ до ДД.ММ.ГГГГ включительно. В основание данного перерасчета положены посуточные показания приборов учета тепла МКД. Впоследствии, ответчик пересмотрел свое решение о перерасчете и аннулировал его. В п. 37 Правил №354 от 06.05.2011 не запрещено вести посуточный расчет количества тепловой энергии. Общедомовой прибор учета тепловой энергии оснащен головными расходомерами, установленными на подающем и обратном трубопроводах, которые фиксируют общий объем теплоносителя, на входе в дом (V1) и на выходе (V2). Разницу V1-V2 ресурсоснабжающая организация относит на потребление ГВС в целом по дому. Сюда входит и индивидуальное потребление. Эта разница отражается в ведомости теплопотребления. По ведомости теплопотребления можно посчитать объем горячей воды, потребленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Этот объем и должен использоваться при перерасчете, что и было сделано ООО «СТК» в ДД.ММ.ГГГГ. Показания индивидуальных приборов учета горячей воды нужны только для расчета платы за ГВС. Представитель истца настаивает, что если отопление отключено и теплоноситель в батареи не поступает, потребитель не получает коммунальную услугу по отоплению, соответственно, начисления платы быть не должно. При этом, показания теплосчетчиков за ДД.ММ.ГГГГ, пока идет процесс отключения отопления, подлежат учету при расчете платы за отопление. Не подлежат учету показания теплосчетчиков с ДД.ММ.ГГГГ. Далее представитель истца указывал, что обращение Минстроя Хакасии с иском в интересах неопределенного круга лиц позволяет избежать ненормальной ситуации, при которой в случае массового нарушения прав граждан защиту получает только тот, кто обратился в суд. При этом не каждый житель обладает познаниями в области теплоснабжения и расчета платы и может индивидуально защитить свои права. Между тем, нарушения касаются значительного числа граждан. Для защиты их прав и существует орган жилищного надзора, который выявляет системные нарушения, затрагивающие интересы всех потребителей коммунальной услуги и принимает меры к защите их прав. Решение вопроса о перерасчете в рамках дела о защите неопределенного круга лиц избавит судебную систему от необходимости рассмотрения и разрешения огромного количества однородных исков. Представитель Минстроя Хакасии Жуганов Д.О. просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Абаканская ТЭЦ» и третьего лица ООО «Сибирская теплосбытовая компания» Оленев И.Э. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что согласно подп. «е» п. 31 Правил №354 отчеты о теплопотреблении формируются за период 23-25-ое число прошедшего месяца по 23-25-ое число включительно отчетного месяца, то объем тепловой энергии, потребленный с 23-ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в отчет за май 2022 года. Ссылаясь на абз. 11 п. 42(1) Правил №354, указывал, что для определения объёма тепловой энергии, в последующем распределяемой на нужды отопления, необходимо знать объём потреблённой горячей воды, чтобы рассчитать нагрев воды. Для того, чтобы узнать объём потреблённой горячей воды недостаточно показаний ОДПУ, так как необходимо их сравнивать по окончанию расчётного периода с данными о потреблении горячей воды каждым помещением, находящемся в многоквартирном доме. Предлагаемый истцом порядок расчета платы является произвольным, поскольку не основан на требованиях п. 42(1) Правил №354. Срок окончания отопительного периода ДД.ММ.ГГГГ в городе Абакане с 14.00 час. ДД.ММ.ГГГГ, но не исключено, что управляющие организации обеспечили перекрытие запорной арматуры МКД не в день издания муниципального нормативного акта, а позднее, соответственно, жители фактически пользовались тепловой энергией и после окончания отопительного периода. Из ведомостей ОДПУ за ДД.ММ.ГГГГ виден расход тепловой энергии. Ссылаясь на подп. «е» п. 31, п. 37 и 42(1) Правил №354, указывает, что посуточный расчет за коммунальную услугу ЖК РФ и Правилами №354 не предусмотрен. В настоящее время имеются судебные акты о взыскании задолженности за тепловую энергию за ДД.ММ.ГГГГ, и удовлетворение заявленных требований будет противоречить вступившим в силу судебным актам. Несоответствие расчетного и отопительного (фактического) периодов по времени не порождает обязанность исключить из стоимости услуги период, когда она не оказывалась. Перерасчет платы за этот период привел бы к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не зависит от фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Далее представитель ответчика указывал, что иск заявлен Минстроем Хакасии в интересах граждан, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных прибором учёта и находящихся с ресурсоснабжающей организацией на прямых расчётах, и частных жилых домах. Число таких граждан является значительным, однако, к неопределенному кругу лиц их отнести нельзя. Начисление платы за потребленную тепловую энергию производится потребителям коммунальных услуг индивидуально, поэтому каждый из них не лишен возможности самостоятельно реализовать свое право на судебную защиту. Представитель ответчика АО «Абаканская ТЭЦ» и третьего лица ООО «Сибирская теплосбытовая компания» Оленев И.Э. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 4 ч. 12 указанной статьи орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В силу Постановления Правительства РХ №722 от 30.12.2014 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и потребительского рынка, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.

Таким образом, Минстрой Хакасии наделен правом на обращение в суд с требованиями на пресечение нарушения требований, установленных жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В силу подп. «в», «г» п. 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Согласно п. 42(1) Правил 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Постановлением Правительства РХ от 19.12.2019 №639 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению на всей территории Республики Хакасия осуществляется в течение отопительного периода, начиная с отопительного периода 2020-2021 годов.

Постановлением Администрации города Абакана от ДД.ММ.ГГГГ отопительный период ДД.ММ.ГГГГ завершен ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час.

Из предоставленных истцом предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Минстрой обратились граждане с жалобами на начисление платы за отопление по окончанию отопительного сезона. Минстроем Хакасии выборочно проверены показания общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах города Абакана, и выявлено, что ответчиком начисление платы производилось с учетом посуточных показаний приборов учета пределами отопительного периода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании настаивал, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период, в котором была определена дата начала отопительного периода либо дата окончания отопительного периода, подлежит определению исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учета, снятых в расчетном периоде.

Согласно подп. «г», «е» п. 31 Правил №354 исполнитель обязан производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги; при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать или получать от гарантирующего поставщика, если такой прибор учета должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Абзацем 11 п. 42(1) Правил предусмотрено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также при производстве и предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и наличии централизованного теплоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - шестого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п. 37 Правил №354).

Согласно письму ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Для многоквартирных домом с открытой системой теплопотребления ответчик изначально произвел перерасчет по показаниям ОДНУ до ДД.ММ.ГГГГ включительно. К письму приложена таблица, в которой отражены суммы перерасчета, в основание перерасчета положены посуточные показания приборов учета тепла многоквартирного жилого дома.

Однако, в последствии ответчик пересмотрел свое решение о перерасчете и аннулировал его, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ .5-5.1/186.

Из указанных писем следует, что возможно рассчитывать размер платы за отопление как за весь расчетный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), так и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Действующими Правилами №354 не запрещено вести посуточный расчет количества тепловой энергии.

Согласно п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «закрытая водяная система теплоснабжения» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети; «открытая водяная система теплоснабжения» - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.

Для многоквартирных домов с открытой системой теплопотребления с прекращением отопительного периода линия отопления МКД перекрывается, теплоноситель в радиаторы отопления (батареи) не поступает и циркулирует только по линии горячего водоснабжения. Для многоквартирных домов с закрытой системой теплопотребления линия отопления также перекрывается, теплоноситель циркулирует только через теплообменник, где греет холодную воду для предоставления услуги по ГВС, затраты на подогрев воды учитываются в составе платы за ГВС.

Суд соглашается с доводом представителя истца, что если отопление отключено и теплоноситель в батареи не поступает, потребитель не получает, коммунальную услугу по отоплению, соответственно, начисления платы за отопление быть не должно.

Довод ответчика о том, что жители фактически могут пользоваться тепловой энергией и после окончания отопительного периода, поскольку управляющая организация могла не перекрыть запорную арматуры МКД в день издания муниципального нормативного акта, суд считает несостоятельным, поскольку показания теплосчетчиков за ДД.ММ.ГГГГ подлежат учету при расчете платы за отопление. Доказательств того, что когда-либо какая то управляющая организация после окончания отопительного сезона не обеспечила перекрытие запорной арматуры МКД и продолжала получать теплоноситель, суду не предоставлено. Кроме того, ответчику в течение суток ДД.ММ.ГГГГ достаточно времени для снижения температуры теплоносителя на ТЭЦ, сбора давления и закрытия задвижек на трубопроводах отопления в МКД.

Также суд не принимает во внимание довод ответчика о наличии судебных решений по взысканию с граждан задолженности за отопление, в которую входит спорный период, поскольку вынесенное по данному делу решение будет являться основанием для пересмотра вынесенных судебных актов.

Обобщая изложенное, учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком допущенное нарушение п. 42 (1) Правил №354, выразившееся в применении неверного объема тепловой энергии на отопление, что привело к завышению обществом размера платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным заявленные истцом требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика указывал, что Минстрой в данном случае не может обращаться в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг заинтересованных лиц возможно индивидуализировать.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под неопределенным кругом лиц по смыслу ст. 46 ГПК РФ понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Вместе с тем, учитывая наличие у Минстроя полномочий по обращению в суд за защитой прав и законных интересов граждан, а также учитывая значительное число собственников жилых помещений в городе Абакане, которых коснулось начисление платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что целесообразным будет рассмотрение данных требований в защиту неопределенного круга лиц нежели чем каждый собственник жилого помещения будет обращаться в суд с аналогичными требованиями.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия АО «Абаканская ТЭЦ» (ОРГН 1201900003920) по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домов и оборудованных приборами учета жилых домов, расположенных в городе Абакане, за ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанную исходя из показаний общедомовых приборов учета за пределами отопительного периода (начиная с ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать акционерное общество «Абаканская ТЭЦ» (ОРГН 1201900003920) произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам и пользователям жилых помещений в оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных домах и оборудованных приборами учета тепловой энергии жилых домах, расположенных в городе Абакане, начисленной за ДД.ММ.ГГГГ, исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 05.06.2023.

СУДЬЯ Е. А. ЦАРЕВА

2-2350/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства РХ
Ответчики
ООО "Сибирская Теплосбытовая компания"
АО "Абаканская ТЭЦ" Сибирская генерирующая компания
Другие
Жуганов Дмитрий Олегович
Оленев Иван Эдуардович
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Царева Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
abakansky.hak.sudrf.ru
16.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2023Передача материалов судье
21.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Подготовка дела (собеседование)
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее