Решение по делу № 2-3/2023 (2-132/2022;) от 30.09.2022

Дело № 2-3/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Брейтово 13 марта 2023 г.

Мотивированное решение

изготовлено 15.03.2023 г.

Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.,

при секретаре Беляевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Брейтовского района Ярославской области, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области и администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении на администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово и дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области, на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, водоотведение и водопроводные сети, канализационные сети которой непосредственно присоединены к данным бесхозяйным объектам,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Брейтовского района Ярославской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, в котором после уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит возложить на администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресам: ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра от дома 10 до дома 2; ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92; переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59; ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20; ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17; переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11; ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21; ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65; ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12; ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая; ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12; переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16; ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная; переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13; - ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7, и 1500 метров водопроводных сетей в дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области; на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, водоотведение и водопроводные сети, канализационные сети которой непосредственно присоединены к данным бесхозяйным объектам

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что до настоящего времени в Управлении Росреестра по Ярославской области не поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресу: ул. Звездная (847 м.) - сеть водоснабжения и водоотведения; ул. Память Ильича (1365 м.) - сеть водоснабжения; пер. Память Ильича, д. 7, 58 - сеть водоснабжения; ул. Дорожная - сеть водоснабжения; ул. Лесная - сеть водоснабжения; пер. Лесной - сеть водоснабжения; ул. Садовая (512 м.) - сеть водоснабжения; ул. Октябрьская - сеть водоснабжения; ул. Красноармейская - сеть водоснабжения (частично); д. Покровское на Сити - сеть водоснабжения (протяженностью 1500 м., диаметр от 25 до 80); ул. Школьная (845 м.) - сеть водоснабжения; ул. Набережная (226 м.) - сеть водоснабжения;
пер. Советский (316 м.) - сеть водоснабжения; ул. Республиканская (1253 м.) - сеть водоснабжения; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - сеть водоснабжения; пер. Больничный (350 м.) - сеть водоснабжения; ул. Транспортная (300 м.) - сеть водоснабжения.

Орган местного самоуправления - администрация Брейтовского муниципального района является единственным органом, обладающим правом проведения процедуры признания права собственности на бесхозяйное имущество. Администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в свою очередь должна в соответствии с п. п. 3, 4, 5 ст. 225 ГК РФ обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Также администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в соответствии с п. 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязана передать водопроводные сети и сети водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение.

Заместитель прокурора Брейтовского района Ярославской области Помещиков С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по существу привел доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации Брейтовского сельского поселения Ярославкой области по доверенности Круглова Е.А. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. В судебном заседании пояснила, что в Управлении Росреестра в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения не могут быть зарегистрированы, поскольку не доказано документально существование данных объектов. Отсутствует указание на конструктивные особенности каждого объекта и вида сетей. Не подтверждено, что данные объекты эксплуатируются, и обеспечивают водой хоть кого-то. Невозможно установить к какой категории объектов относятся указанные в списке объекты - здания, строения, сооружения. Также отсутствуют правовые обоснования отнесения объектов к недвижимым вещам. Единственным доказательством того, что данный объект является объектом недвижимости, является технический план, который изготавливается в ходе кадастровых работ. Обращение в регистрирующий орган без приложения к заявлению технического и кадастрового паспортов повлечет отказ в постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных. Администрация не обязана проводить кадастровые работы в отношении спорного имущества. Проведение данных мероприятий приведет к нецелевому расходованию средств.

Представитель ответчика администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области по доверенности Чеботов А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора в части возложения на администрацию района зарегистрировать право собственности на поставленные на учет бесхозяйные объекты и их передаче организации, которая осуществляет их эксплуатацию, признал в полном объеме. Требования, предъявленные к администрации Брейтовского сельского поселения Ярославкой области, считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на территории с.Брейтово выявлены водопроводные сети и сети водоотведения, которые в настоящее время не имеют собственника и являются бесхозными. В силу действующего законодательства у администрации Брейтовского МР отсутствует обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, расположенных в с.Брейтово и Брейтовском районе, это обязанность сельского поселения.

Представитель третьего лица ГП ЯО «Северный водоканал» по доверенности Чекмарев Е.Б. в судебном заседании пояснил, что указанные в исковом заявлении участки сети водоснабжения и водоотведения на учете не стоят, предприятию для обслуживания по акту не переданы. Спорные сети функционируют, но в связи с тем, что они не поставлены на учет и им не переданы, предприятие не может осуществлять их обслуживание и ремонт.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что спорные участки сети в Реестре собственности Ярославской области не значатся.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный пунктом 4 части 1 и части 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Согласно пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений статей 3, 6, 8, 12 Федерального закона 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Брейтовского района Ярославской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйственных недвижимых объектов.

Проверкой было установлено, что сети водоснабжения и водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресам: ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра, от дома 10 до дома 2; ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92; переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59; ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20; ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17; переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11; ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21; ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65; ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12; ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая; ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12; переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16; ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная; переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13; ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7, и 1500 метров водопроводных сетей в дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области, являются бесхозяйным имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Брейтовского района Ярославской области в администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области внесено представление с требованием в месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, их причин и условий им способствующих, в том числе по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Судом установлено, что данные объекты длительное время не имеют собственника, никем не обслуживаются и на чьем-либо балансе или в ведении не находятся, отсутствуют правоустанавливающие документы на них, следовательно спорные сети водоснабжения и водоотведения являются бесхозяйными.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответами администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ , ГП Ярославской области «Северный водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ , и Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. Также материалы дела содержат архивные справки об отсутствии в архивном секторе администрации района разрешений на строительство данных сетей, ввод в эксплуатацию, проектно-сметной документации.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения, обязан выявлять бесхозяйные водопроводные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных водопроводных сетей, расположенных на территории Брейтовского сельского поселения Ярославской области и имеющих признаки бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области.

Она же является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.

Администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области в нарушение требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было. Непринятие администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области мер к постановке на учет бесхозяйного имущества нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные, безопасные условия проживания и на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что спорные участки сетей водоснабжения и водоотведения значатся в реестре федерального имущества и муниципальной собственности, либо имеется право на указанное имущество третьих лиц, а также что они переданы в хозяйственное ведение иным организациям.

Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку может привести к отсутствию контроля за работоспособностью сетей, невыполнению обязанности по их содержанию и ремонту, что может повлечь аварийные ситуации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области требований закона, устанавливающих полномочия и обязанность органа местного самоуправления принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Таким образом, установив, что спорные объекты на кадастровом учете не состоят и ранее не состояли, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, а также принимая во внимание, что единственным предусмотренным законом способом защиты гражданских прав в случае бездействия органа местного самоуправления в определении судьбы находящегося на его территории бесхозяйственного недвижимого имущества является предъявление требования о его понуждении к подаче заявления о постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокуратуры в части возложения на администрацию Брейтовского сельского поселения обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в <адрес> и <адрес>.

Довод администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области о том, что спорные объекты не обладают признаками недвижимости, является несостоятельным.

Из представленных ГП ЯО «Северный водоканал» сведений следует, что спорные объекты условно обозначены как водопроводные сети и сети водоотведения, обладают признаками недвижимости, поскольку являются единой водопроводной сетью, проложены подземным способом, состоят из чугунных труб и труб ПНД, а также смотровых колодцев, используется сеть для водоснабжения населения. В настоящее время они функционируют в штатном режиме.

Письмом Минэкономразвития России от 11 октября 2016 года N Д23и-4847 установлено, что линейные объекты, в том числе, подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что спорные сети относятся к недвижимым вещам, являются инженерным сооружением, расположенным под землей и прочно связаны с ней.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты не возможно идентифицировать, опровергаются представленными в материалы дела документами.

Представленные суду схемы расположения бесхозяйных водопроводных сетей содержат описание объекта недвижимого имущества, его расположение и протяженность, то есть позволяют их полностью идентифицировать.

Отсутствие технического и кадастрового паспортов на объекты не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными законами. Администрация Брейтовского сельского поселения не лишена возможности в установленном порядке данные документы оформить, в связи с чем доводы представителя ответчика о невозможности обращения в органы Росреестра с соответствующим заявлением в связи с отсутствием документов признаются судом несостоятельными.

Суд также принимает во внимание, что отсутствии у администрации денежных средств для оформления документов для постановки объектов на учет не могут быть приняты во внимание, поскольку соблюдение прав граждан по использованию централизованного источника водоснабжения для личных и бытовых нужд не может ставиться в зависимость от бюджетно-финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Требования истца о возложении на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения обязанности провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты являются необоснованными и удовлетворению не полежат.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, законом установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо (истец) вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.

Таким образом, постольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении данных требований суд также принимает во внимание, что пунктом 5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет в суд с требованием о признании права собственности на них могут обратиться и лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Требование о возложении на администрацию района обязанность передать водопроводные сети и сети водоотведения также удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно.

Положения Закона N 416-ФЗ не содержат специального порядка принятия во временную эксплуатацию бесхозяйной вещи (системы водоотведения), в связи с чем необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, регулирующими порядок признания и эксплуатации бесхозяйной вещи.

Положения Закона N 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 225 ГК РФ устанавливают, что основанием для передачи бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, гарантирующей организации, является факт постановки на учет данных сетей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и подписание передаточного акта органом местного самоуправления.

В настоящее время спорные объекты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии с требованиями гражданского законодательства не поставлены, в связи с чем до исполнения этого требования, судом не могут удовлетворяться требования о совершении ответчиком каких-либо действий по распоряжению спорным имуществом.

Суд также принимает во внимание, что ответчик - администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебном заседании признавала требования прокурора в указанной части обоснованными, и намерена их выполнить добровольно, но после того как будет осуществлена регистрация спорного бесхозяйного имущества.

Таким образом, правовых оснований для возложения на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанности передать спорные объекты организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение, не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокуратуры Брейтовского района Ярославской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области (ИНН 7615010599, ОГРН 1057602377128) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные по адресам:

дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области 1500 метров - водопроводные сети,

с. Брейтово Брейтовского района Ярославской области:

- ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра от дома 10 до дома 2;

- ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92;

- переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59;

- ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20;

- ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17;

- переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11;

- ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21;

- ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65;

- ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12;

- ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая;

- ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12;

- переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16;

- ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11;

- ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная;

- переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13;

- ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7.

В удовлетворении требований о возложении на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601492841, ИНН 7615001153) обязанность провести по истечении одного года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Брейтовский районный суд Ярославской области.

Судья Т.С. Ухова

Дело № 2-3/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Брейтово 13 марта 2023 г.

Мотивированное решение

изготовлено 15.03.2023 г.

Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Уховой Т.С.,

при секретаре Беляевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Брейтовского района Ярославской области, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области и администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области о возложении на администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово и дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области, на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, водоотведение и водопроводные сети, канализационные сети которой непосредственно присоединены к данным бесхозяйным объектам,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Брейтовского района Ярославской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском, в котором после уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит возложить на администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресам: ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра от дома 10 до дома 2; ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92; переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59; ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20; ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17; переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11; ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21; ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65; ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12; ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая; ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12; переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16; ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная; переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13; - ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7, и 1500 метров водопроводных сетей в дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области; на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, водоотведение и водопроводные сети, канализационные сети которой непосредственно присоединены к данным бесхозяйным объектам

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что до настоящего времени в Управлении Росреестра по Ярославской области не поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресу: ул. Звездная (847 м.) - сеть водоснабжения и водоотведения; ул. Память Ильича (1365 м.) - сеть водоснабжения; пер. Память Ильича, д. 7, 58 - сеть водоснабжения; ул. Дорожная - сеть водоснабжения; ул. Лесная - сеть водоснабжения; пер. Лесной - сеть водоснабжения; ул. Садовая (512 м.) - сеть водоснабжения; ул. Октябрьская - сеть водоснабжения; ул. Красноармейская - сеть водоснабжения (частично); д. Покровское на Сити - сеть водоснабжения (протяженностью 1500 м., диаметр от 25 до 80); ул. Школьная (845 м.) - сеть водоснабжения; ул. Набережная (226 м.) - сеть водоснабжения;
пер. Советский (316 м.) - сеть водоснабжения; ул. Республиканская (1253 м.) - сеть водоснабжения; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - сеть водоснабжения; пер. Больничный (350 м.) - сеть водоснабжения; ул. Транспортная (300 м.) - сеть водоснабжения.

Орган местного самоуправления - администрация Брейтовского муниципального района является единственным органом, обладающим правом проведения процедуры признания права собственности на бесхозяйное имущество. Администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в свою очередь должна в соответствии с п. п. 3, 4, 5 ст. 225 ГК РФ обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Также администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в соответствии с п. 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязана передать водопроводные сети и сети водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение.

Заместитель прокурора Брейтовского района Ярославской области Помещиков С.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по существу привел доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации Брейтовского сельского поселения Ярославкой области по доверенности Круглова Е.А. исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. В судебном заседании пояснила, что в Управлении Росреестра в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения не могут быть зарегистрированы, поскольку не доказано документально существование данных объектов. Отсутствует указание на конструктивные особенности каждого объекта и вида сетей. Не подтверждено, что данные объекты эксплуатируются, и обеспечивают водой хоть кого-то. Невозможно установить к какой категории объектов относятся указанные в списке объекты - здания, строения, сооружения. Также отсутствуют правовые обоснования отнесения объектов к недвижимым вещам. Единственным доказательством того, что данный объект является объектом недвижимости, является технический план, который изготавливается в ходе кадастровых работ. Обращение в регистрирующий орган без приложения к заявлению технического и кадастрового паспортов повлечет отказ в постановке объектов на учет в качестве бесхозяйных. Администрация не обязана проводить кадастровые работы в отношении спорного имущества. Проведение данных мероприятий приведет к нецелевому расходованию средств.

Представитель ответчика администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области по доверенности Чеботов А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора в части возложения на администрацию района зарегистрировать право собственности на поставленные на учет бесхозяйные объекты и их передаче организации, которая осуществляет их эксплуатацию, признал в полном объеме. Требования, предъявленные к администрации Брейтовского сельского поселения Ярославкой области, считает обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на территории с.Брейтово выявлены водопроводные сети и сети водоотведения, которые в настоящее время не имеют собственника и являются бесхозными. В силу действующего законодательства у администрации Брейтовского МР отсутствует обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения, расположенных в с.Брейтово и Брейтовском районе, это обязанность сельского поселения.

Представитель третьего лица ГП ЯО «Северный водоканал» по доверенности Чекмарев Е.Б. в судебном заседании пояснил, что указанные в исковом заявлении участки сети водоснабжения и водоотведения на учете не стоят, предприятию для обслуживания по акту не переданы. Спорные сети функционируют, но в связи с тем, что они не поставлены на учет и им не переданы, предприятие не может осуществлять их обслуживание и ремонт.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что спорные участки сети в Реестре собственности Ярославской области не значатся.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный пунктом 4 части 1 и части 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.

Согласно пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Из вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию источников нецентрализованного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 1 января 2017 года (далее Порядок).

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу положений статей 3, 6, 8, 12 Федерального закона 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Брейтовского района Ярославской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйственных недвижимых объектов.

Проверкой было установлено, что сети водоснабжения и водоотведения, расположенные в с. Брейтово по адресам: ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра, от дома 10 до дома 2; ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92; переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59; ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20; ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17; переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11; ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21; ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65; ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12; ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая; ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12; переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16; ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11; ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная; переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13; ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7, и 1500 метров водопроводных сетей в дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области, являются бесхозяйным имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Брейтовского района Ярославской области в администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области внесено представление с требованием в месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, их причин и условий им способствующих, в том числе по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи.

Судом установлено, что данные объекты длительное время не имеют собственника, никем не обслуживаются и на чьем-либо балансе или в ведении не находятся, отсутствуют правоустанавливающие документы на них, следовательно спорные сети водоснабжения и водоотведения являются бесхозяйными.

Указанные обстоятельства подтверждаются ответами администрации Брейтовского муниципального района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ , ГП Ярославской области «Северный водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ , и Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. Также материалы дела содержат архивные справки об отсутствии в архивном секторе администрации района разрешений на строительство данных сетей, ввод в эксплуатацию, проектно-сметной документации.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения, обязан выявлять бесхозяйные водопроводные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты в течение тридцати дней с даты их выявления - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных водопроводных сетей, расположенных на территории Брейтовского сельского поселения Ярославской области и имеющих признаки бесхозяйной недвижимой вещи, лежит на администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области.

Она же является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Обращение с соответствующими заявлениями является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления.

Администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области в нарушение требований статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер к постановке спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения на учет, как бесхозяйного имущества, принято не было. Непринятие администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области мер к постановке на учет бесхозяйного имущества нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные, безопасные условия проживания и на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что спорные участки сетей водоснабжения и водоотведения значатся в реестре федерального имущества и муниципальной собственности, либо имеется право на указанное имущество третьих лиц, а также что они переданы в хозяйственное ведение иным организациям.

Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку может привести к отсутствию контроля за работоспособностью сетей, невыполнению обязанности по их содержанию и ремонту, что может повлечь аварийные ситуации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения администрацией Брейтовского сельского поселения Ярославской области требований закона, устанавливающих полномочия и обязанность органа местного самоуправления принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Таким образом, установив, что спорные объекты на кадастровом учете не состоят и ранее не состояли, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, а также принимая во внимание, что единственным предусмотренным законом способом защиты гражданских прав в случае бездействия органа местного самоуправления в определении судьбы находящегося на его территории бесхозяйственного недвижимого имущества является предъявление требования о его понуждении к подаче заявления о постановке бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокуратуры в части возложения на администрацию Брейтовского сельского поселения обязанность осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в <адрес> и <адрес>.

Довод администрации Брейтовского сельского поселения Ярославской области о том, что спорные объекты не обладают признаками недвижимости, является несостоятельным.

Из представленных ГП ЯО «Северный водоканал» сведений следует, что спорные объекты условно обозначены как водопроводные сети и сети водоотведения, обладают признаками недвижимости, поскольку являются единой водопроводной сетью, проложены подземным способом, состоят из чугунных труб и труб ПНД, а также смотровых колодцев, используется сеть для водоснабжения населения. В настоящее время они функционируют в штатном режиме.

Письмом Минэкономразвития России от 11 октября 2016 года N Д23и-4847 установлено, что линейные объекты, в том числе, подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам недвижимости.

Таким образом, судом установлено, что спорные сети относятся к недвижимым вещам, являются инженерным сооружением, расположенным под землей и прочно связаны с ней.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты не возможно идентифицировать, опровергаются представленными в материалы дела документами.

Представленные суду схемы расположения бесхозяйных водопроводных сетей содержат описание объекта недвижимого имущества, его расположение и протяженность, то есть позволяют их полностью идентифицировать.

Отсутствие технического и кадастрового паспортов на объекты не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными законами. Администрация Брейтовского сельского поселения не лишена возможности в установленном порядке данные документы оформить, в связи с чем доводы представителя ответчика о невозможности обращения в органы Росреестра с соответствующим заявлением в связи с отсутствием документов признаются судом несостоятельными.

Суд также принимает во внимание, что отсутствии у администрации денежных средств для оформления документов для постановки объектов на учет не могут быть приняты во внимание, поскольку соблюдение прав граждан по использованию централизованного источника водоснабжения для личных и бытовых нужд не может ставиться в зависимость от бюджетно-финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Требования истца о возложении на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области по истечении года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения обязанности провести процедуру принятия права собственности на указанные объекты являются необоснованными и удовлетворению не полежат.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, законом установлено право, а не обязанность органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, при этом на основании статьи 39 данного кодекса это лицо (истец) вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

По смыслу указанных правовых норм обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.

Таким образом, постольку обращение в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества допускается в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации только путем подачи в суд соответствующего иска, то возложение на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанности принять меры к обращению в муниципальную собственность спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения нарушает ее право, предусмотренное статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении данных требований суд также принимает во внимание, что пунктом 5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет в суд с требованием о признании права собственности на них могут обратиться и лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.

Требование о возложении на администрацию района обязанность передать водопроводные сети и сети водоотведения также удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно.

Положения Закона N 416-ФЗ не содержат специального порядка принятия во временную эксплуатацию бесхозяйной вещи (системы водоотведения), в связи с чем необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, регулирующими порядок признания и эксплуатации бесхозяйной вещи.

Положения Закона N 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями ст. 225 ГК РФ устанавливают, что основанием для передачи бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, гарантирующей организации, является факт постановки на учет данных сетей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и подписание передаточного акта органом местного самоуправления.

В настоящее время спорные объекты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии с требованиями гражданского законодательства не поставлены, в связи с чем до исполнения этого требования, судом не могут удовлетворяться требования о совершении ответчиком каких-либо действий по распоряжению спорным имуществом.

Суд также принимает во внимание, что ответчик - администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области в судебном заседании признавала требования прокурора в указанной части обоснованными, и намерена их выполнить добровольно, но после того как будет осуществлена регистрация спорного бесхозяйного имущества.

Таким образом, правовых оснований для возложения на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области обязанности передать спорные объекты организации, которая осуществляет водоснабжение и водоотведение, не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокуратуры Брейтовского района Ярославской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Брейтовского сельского поселения Ярославской области (ИНН 7615010599, ОГРН 1057602377128) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводные сети и сети водоотведения, расположенные по адресам:

дер. Покровское на Сити Брейтовского района Ярославской области 1500 метров - водопроводные сети,

с. Брейтово Брейтовского района Ярославской области:

- ул. Звездная (847 м.) - водопровод 383 метра, сети водоотведения 464 метра от дома 10 до дома 2;

- ул. Память Ильича (1365 м.) - водопровод от дома 3 до дома 92;

- переулок Память Ильича (338 м) - водопровод от дома 7 до дома 59;

- ул. Дорожная (318 м.)- водопровод от дома 4 до дома 20;

- ул. Лесная (293 м.) - водопровод от дома 1 до дома 17;

- переулок Лесной (278 м.) - водопровод от дома 1 до дома 11;

- ул. Садовая (512 м.) - водопровод от дома 1 до дома 21;

- ул. Октябрьская (345 м.) - водопровод от дома 47а до дома 65;

- ул. Красноармейская (311 м.) - водопровод от дома 6а до дома 12;

- ул. Школьная (845 м.) водопровод от дома 2 до пересечения с ул. Луговая;

- ул. Набережная (226 м.) - водопровод от дома 4 до дома 12;

- переулок Советский (316 м.) - водопровод от дома 1 до дома 16;

- ул. Республиканская (1253 м.) - водопровод от остановки «Школа» дом 54 до дома 11;

- ул. Первомайская/Звездная (591 м.) - водопровод от дома 44 ул. Первомайская до дома 10 ул. Звёздная;

- переулок Больничный (350 м.) - водопровод от дома 3 до дома 13;

- ул. Транспортная (300 м.) - водопровод от поста ГИБДД до дома 7.

В удовлетворении требований о возложении на администрацию Брейтовского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601492841, ИНН 7615001153) обязанность провести по истечении одного года со дня постановки на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного имущества водопроводных сетей и сетей водоотведения процедуру принятия права собственности на указанные объекты и осуществить передачу водопроводных сетей и сетей водоотведения организации, которая осуществляет водоснабжение, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Брейтовский районный суд Ярославской области.

Судья Т.С. Ухова

2-3/2023 (2-132/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Брейтовского района
Ответчики
администрация Брейтовского сельского поселения ЯО
Администрация Брейтовского муниципального района ЯО
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
ГП Ярославской области "Северный водоканал"
Суд
Брейтовский районный суд Ярославской области
Судья
Ухова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
breytovsky.jrs.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
28.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
18.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее