2-1825/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2014 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Якшигуловой Л.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохловой Л.К. к Правительству РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Хохлова Л.К. обратились в суд с иском к Правительству РБ об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер № общей площадью 372 кв.м., с видом разрешенного использования «Для обслуживания жилого дома».
В обоснование иска указала на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, на основании Договора купли-продажи от 12.04.1996г.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, 24.12.2013г. истец обратилась с письменным заявлением на имя главы Администрации ГО г. Уфа РБ о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер №, общей площадью 372 кв.м. в собственность за плату.
На указанное выше обращение от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа был получен ответ в котором указано, что испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне рекреационного значения. В соответствии с Законом РБ от 15.01.2004г. № 59-з « О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ.
Далее истец обратилась в Правительство Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату
На указанное обращение ДД.ММ.ГГГГг. от Министерства земельных и имущественных отношений РБ был получен ответ (исх. № РЯ-14/83), в котором указано, что испрашиваемый земельный участок входит в территориальную зону рекреационного назначения «Р-1». В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22.08.2008г. №7/4, в территориальной зоне рекреационного назначения «Р-1» вид использования земельного участка - «Отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи» является запрещенным видом использования земельного участка. Учитывая изложенное, не предоставляется возможным предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность.
Так же истец обратилась с заявлением в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, утвержденные Советом ГО г. Уфа РБ ДД.ММ.ГГГГ №7/4, в части изменений границ территориальных зон, а именно исключить земельный участок с кадастровым номером из территориальной зоны рекреационного назначения, а так же подготовить документацию по планировке территории с последующим внесением изменений в правила землепользования и застройки.
На указанное обращение от Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ был получен ответ, в котором говориться, в соответствии со ст. 53.4 правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ запрещено размещение всех объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах «Р-1». Однако, в отношении земельных участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения по видам хозяйственной деятельности, что не исключает их приватизации. Положения действующего законодательства не предусматривают запрета на приватизацию земельных участков, имеющих статус земель рекреационного назначения.
Указанный отказ, по мнению истца, является незаконным. Истец просит, обязать Правительство РБ принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 372 кв.м., с видом разрешенного использования « Для обслуживания жилого дома» в собственность за плату.
Представитель истца, Кашапова А.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Ответчик, представитель Правительства РБ, в судебном заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо, представитель Администрации ГО г. Уфа, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав объяснения представителя истца, исследуя и оценивая материалы дела, суд приходит к следующему:
Как установлено судом, Хохлова Л.К. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В порядке, предусмотренном ст.36 ЗК РФ, Истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер 02:55:010315:67, общей площадью 372 кв.м в собственность за плату.
В соответствии с ч.6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
От Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ был получен ответ, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне рекреационного значения. В соответствии с Законом с законом РБ от 05.01.2004г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан», полномочиями по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ.
Истец обратилась в Правительство Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
На указанное обращение от Министерства земельных и имущественных отношений РБ был получен ответ, в котором указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденным решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22.08.2008г. № 7/4, обслуживание жилого дома не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. В связи с чем, заявителю необходимо обратиться в Администрацию ГО г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон.
Истец обратилась в заявлением в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, утвержденные Советом ГО г. Уфа РБ 22.08.2008г. № 7/4, в части изменении границ территориальных зон, а именно исключить земельный участок с кадастровым номером из территориальной зоны рекреационного назначения, а так же подготовить документацию по планировке территории с последующим внесением изменений в правила землепользования и застройки.
На указанное обращение от Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации Гот г. Уфа РБ был получен ответ, в котором говорится, в соответствии со ст. 53.4 правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ запрещено размещение всех объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах «Р-1». Однако, в отношении земельных участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения по видам хозяйственной деятельности, что не исключает их приватизации. Положения действующего законодательства не предусматривают запрета на приватизацию земельных участков, имеющих статус земель рекреационного назначения.
Суд не может согласиться с данным отказом ввиду следующего.
В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЗК РФ, граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным.
В соответствии с п.1, п. 2 ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа города Уфы РБ № от 22.08.2008г., назначение рекреационной зоны «Р-1» – зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке, отсутствуют какие-либо объекты общего пользования и объекты рекреационного назначения (дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря).
Ст.28 Земельного кодекса РФ не предусматривает такого основания для отказа в приватизации земельного участка, как нахождение его в рекреационной зоне Р-1.
Очевидно, что к спорному земельному участку не применимы нормы главы XVII ЗК РФ «Земли особо охраняемых территорий и объектов», т.к. спорный земельный участок к данной категории земель не относится.
В ст. 1 градостроительного кодекса РФ закреплено, что территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Исходя из содержания указанных норм следует, что нахождение земельного участка в границах той или иной территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, определяет режим его использования в соответствии с градостроительным регламентом и не влияет на ограничение оборотоспособности.
В силу части 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан или юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, установлен пунктами 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ, в соответствии с которыми из земель, перечисленных в пункте 2 статьи 94 ЗК РФ, к изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ), а к ограниченным в обороте – находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 27 Земельного Кодекса РФ земли, отнесенные к рекреационной зоне не могут быть ограничены в обороте.
Положения действующего законодательства не предусматривают запрета на приватизацию земельных участков, имеющих статус земель рекреационного назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от 30.08.2013г., выкупная стоимость земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданами, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства определяется в размере трех процентов от их кадастровой стоимости.
В соответствии с ч.6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Однако Правительство РБ в установленный срок не приняло решение о предоставлении в собственность земельного участка, чем нарушила право истца на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом.
ЗК РФ в п.5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанным с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд полагает требования иска об обязании Правительства Республики Башкортостан принять решение о предоставлении Хохловой Л.К. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер №, общей площадью 372 кв.м, в собственность за плату обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хохловой Л.К. удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Башкортостан принять решение о предоставлении Хохловой Л.К. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>А, кадастровый номер №, общей площадью 372 кв.м, с видом разрешенного использования «Для обслуживания жилого дома» в собственность, по цене, установленной в соответствии действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Н.Н. Мартынова. Решение не вступило в законную силуа