Дело № 2а-911/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
23 июля 2020 года с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
РїСЂРё секретаре Рскандаровой Р .Р .,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Аргаяшского района Челябинской области Шаяхметова Р”.РЈ., представителей административных ответчиков Аккуловой Р›.Р., Хабиловой Р®.Р .,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности создать (оборудовать) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о понуждении к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В обоснование исков указано, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района Челябинской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части надлежащего создания и содержания мест для сбора твердых коммунальных отходов - контейнерных площадок. В соответствии с соглашением о передаче полномочий Аргаяшского муниципального района в сфере создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Аязгуловскому сельскому поселению Аргаяшский муниципальный район передал, а Аязгуловское сельское поселение приняло к исполнению полномочия района, предусмотренные п.14. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части деятельности: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах поселения. Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления отходов применительно ко всем сельским поселениям в соответствии с федеральным законодательством возложена на органы местного самоуправления - администрацию Аязгуловского сельского поселения и администрацию Аргаяшского муниципального района. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что согласно утвержденному Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению на территории Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района в д. Аязгулова, д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области предусмотрено 15 мест (площадок), которые до настоящего времени не созданы в соответствии с требованиям действующего законодательства. Неисполнение администрацией Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района своих обязанностей по созданию и содержанию мест сбора твердых бытовых отходов может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Просит обязать администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района, создать (оборудовать) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Аязгулова, д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области, в соответствии с п. 8.2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», п.3.7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, а именно оборудовать специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов, ограниченных бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, оборудованных пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см (для контейнеров на колесиках) и имеющих подъездной путь для автотранспорта в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, по соответствующим адресам. Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д. Аязгулова, д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области, по вышеуказанным адресам.
В судебном заседании помощник прокурора Аргаяшского района Челябинской области Шаяхметов Д.У. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области Аккулова Р›.Р. РІ судебном заседании полагала обоснованными требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, просила установить СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР° – РґРѕ 1 РіРѕРґР°. Полагала, что нет оснований для удовлетворения исковых требований Рѕ возложении РЅР° администрацию Аргаяшского района профинансировать мероприятия, поскольку это будет выполнено РІ рамках заключенного соглашения.
Представитель административного ответчика - администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области Хабилова Ю.Р. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что при наличии финансирования администрацией Аргаяшского муниципального района Челябинской области требования прокурора будут исполнены.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, а также ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению ), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8.2.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» (вместе с «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В силу п.3.7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. Временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки - окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аргаяшского района Челябинской области в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Аргаяшского муниципального района Челябинской области требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в части надлежащего создания и содержания мест для сбора твердых коммунальных отходов - контейнерных площадок. Проведенной проверкой установлено, что согласно утвержденному постановлением главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 19 мая 2020 года № 312 Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению на территории Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района в д.Аязгулова, д. Курманова Аргаяшского района Челябинской области предусмотрено 15 мест (площадок), которые до настоящего времени не созданы в соответствии с требованиям действующего законодательства, по адресам: Челябинская область, Аргаяшский район: д. Аязгулова, ул. Центральная, д. 19 (60.821122 55.52209), д. Аязгулова, ул. Центральная, д. 43 (60.82411 55.525787), д. Аязгулова, ул. Школьная, д. 19 (60.818744 55.529304), д. Аязгулова, ул. Горная, д. 7 (60.819197 55.524472), д. Аязгулова, ул. Горная, д. 28 (60.815972 55.530408), д. Аязгулова, ул. Новая, д. 19 (60.823967 55.52729), д. Аязгулова, ул. Новая, д. 9 (60.821993 55.525437), д. Курманова, ул. Мосеева, д. 16 (60.810642 55.447415), д. Курманова, ул. Мосеева, д. 57 (60.813037 55.44258), д. Курманова, ул. Нажметдинова, д. 26 (60.835865 55.462825), ул. Нажметдинова, д. 58 (60.826791 55.462774), д. Курманова, ул. Школьная, д. 10 (60.815755 55.453612), д. Курманова, ул. Сурякова, д. 26 (60.849199 55.461221), д. Курманова, ул. Новая, д. 2 (60.826902 55.461203), д. Курманова, ул. Береговая, д. 8 (60.84855 55.459321). |
14 апреля 2020 года прокурором Аргаяшского района Челябинской области в адрес главы администрации Аргаяшского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства, о необходимости принять меры по устройству контейнерных площадок в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии дополнительным соглашением от 28 января 2020 года к соглашению № 35 от 11 апреля 2016 г. о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения по вопросу участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов Аргаяшский муниципальный район передал, а Аязгуловское сельское поселение приняло к исполнению полномочия района в части содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах поселения.
Принимая во внимание, что вышеуказанным дополнительным соглашением обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на администрацию Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского района Челябинской области не возложены, надлежащим ответчиком по настоящему делу является администрация Аргаяшского муниципального района Челябинской области, на которую должны быть возложены обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В удовлетворении исковых требований к администрации Аязгуловского сельского поселения необходимо отказать.
Неисполнение администрацией Аргаяшского муниципального района своих обязанностей по созданию мест сбора твердых бытовых отходов может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд полагает необходимым обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам. При этом исковые требования о возложении обязанности на администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области профинансировать мероприятия по созданию (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в данном случае являются излишними, поскольку создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов предполагает за собой финансирование указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Р• РЁ Р Р› :
Административные исковые требования прокурора Аргаяшского района Челябинской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Аргаяшского муниципального района Челябинской области в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Челябинская область, Аргаяшский район,
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Аргаяшского района Челябинской области к администрации Аязгуловского сельского поселения Аргаяшского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий