Мировой судья судебного участка № 2

Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону Гасанова Н.Б.

Дело № 12-184/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    28 апреля 2022 года                                                                      г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко С.И.,

с участием защитника Латеранского А.С., действующего на основании доверенности № 22/28-3 от 17.01.2022, помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Бабкиной П.А.,

рассмотрев в помещении суда по адресу: <адрес>, жалобу Медовник А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону № 5-2-89/2022 от 18.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении руководителя ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России» Медовник А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, гр-ки РФ, паспорт , выдан ГУ МВД России по Ростовской области 24.09.2019, уроженки г. Ростова-на-Дону, зарегистрированной и проживающей: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону № 5-2-89/2022 от 18.01.2022 должностное лицо руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области Минтруда России» Медовник А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Медовник А.В. подала апелляционную жалобу, в обоснование которой указала следующее.

Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01,12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч. 1 ст. 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Как следует из п. п. 1.1., 4.1 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр и введен в действие с 01.07.2021; далее - СП 59.13330.2020), данный свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985 СП 59.13330.2020 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (документ вступил в силу 01.09.2021).

В соответствии с п. 38 указанного перечня обязательны к применению разделы 1, 2, 4 (за исключением пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10 - 5.1.16, 5.1.17 (абзац второй), 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8, 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, 6.2.10 (за исключением абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, 6.2.14 (абзац первый), 6.2.16, 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.3 (абзац первый), 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7, 8 (за исключением «унктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А СП 59.13330.2020.

Административное здание учреждения, расположенное по адресу: <адрес> (далее - здание), построено и сдано в эксплуатацию в 2012 г., находится в собственности Российской Федерации и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

Строительство велось согласно проектно-сметной документации, разработанной ООО «Донстройпроект-77» в 2009 г. При разработке проектной документации на здание и вводе его в эксплуатацию действовали иные правила и требования, в том числе в части обеспечения доступности здания для маломобильных групп населения (до введения в действие СП 59.13330.2012 (01.01.2013) действовал СНиП35-01-2001).

Здание является каркасно-монолитным, поэтому все дверные проемы, лестничные марши и другие конструктивные элементы несущих конструкций выполнены из бетона. Расширение, переустройство, а также реконструкция без применения расчетов и изготовления проекта усиления невозможны.

Капитальный ремонт и реконструкция здания с момента постройки не проводились ввиду небольшого срока его эксплуатации (около 10 лет), в связи с чем отсутствуют основания для привлечения заявителя к административной ответственности за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, выразившееся, по мнению мирового судьи, в несоответствии здания требованиям СП 59.13330.2020.

Относительно нарушения п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 при входе в здание имеется ненормативная ширина двери, которая равна 0,7 м, заявитель поясняет, что СНиП 35-01-2001 не содержит положений, устанавливающих требования к ширине створки двери. Данный документ регламентирует нормативную ширину дверного проема, которая должна составлять не менее 0,9 м. Указанный в постановлении дверной проем имеет две створки и ширина данного проема с учетом двух распашных створок составляет более 0,9 м в свету.

Относительно нарушения п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 дверная ручка не контрастна по отношению к полотну двери, заявитель поясняет, что СНиП 35-01-2001 не содержит требования выделять дверные ручки и границы дверных полотен, в том числе при входе в здание. Вместо СНиП 35-01-2001 был введен в действие СП 59.13330.2012, п. 5.1.5 которого содержит соответствующую рекомендацию, а не требование (Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета).

На данный момент на пути движения внутри здания обеспечена контрастность по отношению к дверным полотнам всех дверных ручек, что подтверждается приложенными к настоящей жалобе фотографиями.

Относительно нарушения п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 на пути движения внутри здания имеется ненормативная ширина дверного проема, заявитель поясняет, что выход на лестничную клетку оборудован двустворчатыми дверями. Ширина дверного проема, оборудованного этими дверями, составляет более 0,9 м, что соответствует требованиям. Как ранее упоминалось, СНиП 35-01-2001 не содержит указания на нормативные значения относительно размеров створок двустворчатых дверей.

Относительно нарушения п. 6.1.6 СП 59.13330.2020 на пути движения внутри здания присутствует ненормативная контрастная маркировка, заявитель поясняет, что на стеклянных поверхностях дверей внутри здания был применен в качестве контрастной маркировки желтый крут диаметром 0.1 м. СНиП 35-01-2001 не содержит требования относительно геометрической формы контрастной маркировки, а в последующих его редакциях, вплоть до введения в действие СП 59.13330.2020, допускается контрастная маркировка в виде круга диаметром 0,1 м. В здании применена маркировка согласно ранее действовавшим требованиям, поскольку здание сдавалось в эксплуатацию в 2012 г.

На данный момент на прозрачных полотнах дверей при входе в здание и на пути движения внутри здания присутствует контрастная маркировка в форме круга в соответствии с нормами СП 59.13330.2020, что подтверждается приложенными к настоящей жалобе фотографиями.

Относительно нарушения п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 в зоне целевого посещения объекта отсутствует система звуковой разборчивости, заявитель поясняет, что СНиП 35-01-2001 не содержит требования о наличии системы звуковой разборчивости.

Относительно нарушения п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 в здании отсутствуют знаки доступности входов и выходов, доступных для инвалидов на креслах колясках, доступных санитарно-бытовых помещений для инвалидов на креслах-колясках, зоне предоставления услуг, заявитель поясняет, что СНиП 35-01-2001 не содержит требования о наличии знаков доступности помещений. В данном документе содержится общее указание на наполняемость информацией путей движения, а также на ее непрерывность.

Остальные вменяемые нарушения также основываются на нормативах СП 59.13330.2020, введенном в действие 01.07.2021, и не могут являться доказательством уклонения заявителя от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной,

Заявитель является руководителем некоммерческой организации, учредителем и собственником которой является Российская Федерация, а финансовое обеспечение полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета. Вменяемое заявителю административное правонарушение в случае доказанности его вины совершено впервые, в связи с изложенным, заявитель просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить. В случае, если суд придет к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, заменить назначенное административное наказание на предупреждение.

В судебное заседание явился представитель заявителя по доверенности Латеранский А.С., требования жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Бабкина П.А. просила оставить обжалуемое постановление мирового судьи без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Заявитель Медовник А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Дело в отсутствие заявителя рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 2, 15 и 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Для обеспечения полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, равенства возможностей и доступности разработан и утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35- 01-2001.

Так, согласно п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 6.1.5 дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.

Мировым судьей установлено, что в нарушение указанного пункта при входе в здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, имеется ненормативная ширина створа двери, которая равна 0,7м.

Согласно материалам дела, вход в здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России имеет двухстворчатую дверь, ширина створки которой составляет 0,7 м, а должна быть, согласно п. 6.1.5 СП 59.13330.2020 - 0.9 м каждая створка при двухстворчатой двери. Таким образом, ширина общего дверного проема, хотя и соответствует п. 6.1.5 СП 59.13330.2020, но при условии, если дверь одиночная, а не двухстворчатая.

Однако, заявитель ссылается на СП 35-01-2001, согласно которому не предусмотрен размер одной створки двухстворчатой двери.

Согласно п. 3.23 указанного СП ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Поскольку СП 59.13330.2020 введен в действие 01.07.2021 г., а СП 35-01-2001 действовал с 16.07.2001 г., то здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России строилось в период действия СП 35-01-2001 и соответствовало требованиям СП.

В силу прямого указания закона судья соглашается с доводом заявителя о том, что положения СП 59.13330.2020 распространяются на вновь возводимые или подлежащие реконструкции после принятия указанного СП здания.

Поскольку здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России введено в эксплуатацию в 2012 г., согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № , и ни разу не реконструировалось за 10 лет эксплуатации, в данном случае отсутствует нарушение СП 59.13330.2020 в части п. 6.1.5.

В соответствии с п. 6.1.6 СП 59.13330.2020 прозрачные полотна дверей на входах и в здании, а также прозрачные ограждения и перегородки следует выполнять из ударостойкого безопасного стекла для строительства. На прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) следует предусматривать яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 ми шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м. Расположение контрастной маркировки предусматривается на двух уровнях: 0,9 -1,0 м и 1,3 -1,4 м.

Мировым судьей установлено, что в нарушение п. 6.1.6 при входе в здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, отсутствует яркая контрастная маркировка стеклянного полотна двери, а также на пути движения внутри здания присутствует ненормативная контрастная маркировка стеклянного полотна двери.

Заявителем представлены доказательства устранения указанного нарушения.

Пунктом 6.1.9 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что при наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.

Как установлено мировым судьей, в нарушение данного требования при входе в здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу:    пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, имеется ненормативная ширина турникета, равная 0,84 м.

Согласно п. 6.4.1 СП 59.13330.2020 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).

Мировым судьей установлено, что при входе в здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, дверная ручка неконтрастна по отношению к полотну двери, а также на пути движения внутри здания дверная ручка неконтрастна по отношению к прилегающей поверхности

Заявитель жалобы ссылается на СП 35-01-2001, согласно которому такого требования ранее в СП не существовало.

Вместе с тем, заявителем представлены доказательства приведения в соответствие в настоящее время дверных ручек СП 59.13330.2020.

Согласно п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 ширина дверных полотен и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса в стене открытого и дверного проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов (при входе в жилой дом, общежитие, дом-интернат, выходе на балкон, лоджию и т.п.) их высота или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

Как установлено мировым судьей, в нарушение п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 на пути движения внутри здания ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, имеется ненормативная ширина дверного проема (выход на лестничную клетку).

Однако, заявитель ссылается на СП 35-01-2001, согласно которому не предусмотрен размер одной створки двухстворчатой двери, а общая ширина проема соответствует требованиям.

Согласно п. 3.23 указанного СП ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м.

Поскольку СП 59.13330.2020 введен в действие 01.07.2021 г., а СП 35-01-2001 действовал с 16.07.2001 г., то здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России строилось в период действия СП 35-01-2001 и соответствовало требованиям СП.

Судья соглашается с доводами защиты о том, что положения СП 59.13330.2020 распространяются на вновь возводимые или подлежащие реконструкции после принятия указанного СП здания.

В соответствии с п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 кабины в санитарно-бытовых помещениях должны иметь размеры в плане в соответствии с таблицей 6.1. В кабине сбоку от унитаза следует предусматривать пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Мировым судьей установлено, что в нарушение п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 в санитарно-гигиенических помещениях здания ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, отсутствуют крючки для костылей и других принадлежностей.

Согласно п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 у дверей блоков санитарно-бытовых помещений, включающих в себя доступные кабины (уборных, душевых, ванн и т.п.), и универсальной кабины уборной следует предусматривать со стороны ручки информационные таблички помещений (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом), расположенные на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 м от края двери. Доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в задании на проектирование.

Как установлено мировым судьей, в нарушение п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 в санитарно-гигиенических помещениях здания ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, отсутствует система тревожной сигнализации.

В соответствии с п. 6.5.1 следующие элементы здания, доступные для МГН, должны идентифицироваться с помощью технических средств информирования, ориентирования и сигнализации и, если это предусмотрено заданием на проектирование, обозначаться знаками доступности:

- стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов;

- входы и выходы, доступные для МГН, если не все входы и выходы доступны;

- входы в общественные уборные для информирования инвалидов с нарушением зрения;

- зоны предоставления услуг для инвалидов;

- универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных, если в них предусмотрена доступная кабина уборной;

- гардеробы, примерочные, раздевальные в зданиях, если не все подобные помещения являются доступными; лифты и другие подъемные устройства, доступные для инвалидов, если не все лифты доступны;

- пути эвакуации инвалидов;

- безопасные зоны;

- специальные зоны отдыха и ожидания для МГН.

В местах, в которых находятся недоступные для инвалидов элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

Мировым судьей установлено, что в нарушение требований п. 6.5.1 СП 59.13330.2020 в здании ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, отсутствуют знаки доступности входов и выходов, доступных для инвалидов на креслах-колясках, доступных санитарно-бытовых помещений для инвалидов на креслах-колясках, зоны предоставления услуг.

Заявитель ссылается на то, что СНиП 35-01-2001 не содержит требование о наличии знаков доступности помещений. Информация путей движения, а также ее непрерывность ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, обеспечено.

Согласно п. 6.5.8 СП 59.13330.2020 замкнутые пространства зданий (доступные помещения различного функционального назначения:

кабины уборной, лифт, кабина примерочной и т.п.), где инвалид может оказаться один, а также лифтовые холлы, приспособленные для безопасных зон, и безопасные зоны должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами. Снаружи такого помещения над дверью следует предусмотреть комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации. В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение. В общественной уборной тревожный сигнал или извещатель должен выводиться в дежурную комнату.

Мировым судьей установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на пути движения внутри здания ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, отсутствует система двухсторонней связи в пожаробезопасной зоне.

В соответствии с п.6.5.12 СП 59.13330.2020 в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации    социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Мировым судьей установлено, что в нарушение п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 в здании ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенного по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, отсутствует тактильно-визуальная схема.

В соответствии с п. 8.1.7 СП 59.13330.2020 не менее одной стойки обслуживания посетителей следует оборудовать системой обеспечения разборчивости звуковой информации.

Как установлено мировым судьей, в нарушение данного пункта в зоне целевого посещения объекта отсутствует система звуковой разборчивости.

Заявитель ссылается на то, что СНиП 35-01-2001, не содержит требование о наличии системы звуковой разборчивости.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

Административную ответственность в соответствии с рассматриваемой статьей несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды. Несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В пункт 41 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605 (далее - СП 59.13330.2012).

Кроме того, п.1.2. СП 59.13330.2012 (в редакции от 27.12.2011, действующей на момент введения спорных зданий в эксплуатацию (2012г.), предусмотрено, что в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Согласно п. 4.1 СП. 59.13330.2020 в случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.38 СП 59.13330.2016).

Таким образом, действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН, при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений.

Поскольку, здание ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, расположенное по адресу: пер. Доломановский, 60, г. Ростов-на-Дону, является относительно новым и не подвергалось капитальному ремонту и реконструкции, с учетом исполнимости на дату проведения проверки указанных СП, судья полагает не доказанным нарушение ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России требований п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020. Указание на их нарушение подлежит исключению из описательной части обжалуемого постановления административного органа.

В части нарушений иных пунктов СП, судья учитывает, что согласно представленным документам, часть нарушений устранена (п.п. 6.1.6, 6.4.1, 6.5.12), остальные, как следует из представленного приложения к письму на дополнительное финансирование от 04.03.2022 г., устраняются путем заказа недостающих систем и оборудования.

Санкция ст. 9.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа от 20 0000 до 30 000 руб.

Мировым судьей назначен штраф 20 000 руб. в пределах, установленных санкцией ст. 9.13 КоАП РФ.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Заявитель является руководителем некоммерческой организации, учредителем и собственником которой является Российская Федерация, а финансовое обеспечение полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета. Вменяемое заявителю административное правонарушение совершено впервые.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, характера совершенного правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, устранения значительного числа нарушений в ходе рассмотрения настоящего дела, исходя из принципа соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания, судья приходит к выводу о наличии в данном деле совокупности обстоятельств, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В силу изложенного, назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ № 5-2-89/2022 ░░ 18.01.2022 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 9.13 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░.░. 6.1.5, 6.2.4 ░░ 59.13330.2020.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░ – ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4.1.1 ░░░░ ░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ № 5-2-89/2022 ░░ 18.01.2022 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 9.13 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12 - 30.14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                      ░.░. ░░░░░░░

12-184/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
Медовник Алина Владимировна
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Быченко Сергей Иванович
Дело на сайте суда
leninsky.ros.sudrf.ru
17.03.2022Материалы переданы в производство судье
28.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее