Судья Васильева Г.М. Дело № 33а-8801/2021
УИД 22RS0068-01-2021-001149-47
№ 2а-1949/2021 (в 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Зацепина Е.М., Копцевой Г.В.,
при секретаре Семеновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула обратился в суд с административным иском к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, в котором просил признать незаконным предписание от ДД.ММ.ГГ *** о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жили известные на Алтае революционеры ФИО и ФИО», ДД.ММ.ГГ расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что предписанием Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом, в котором жили известные на Алтае революционеры ФИО и ФИО», ДД.ММ.ГГ расположенного по адресу: <адрес>, на истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ выполнить капитальный ремонт объекта культурного наследия с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (статья 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Административный истец с данным предписанием не согласен, полагая, что обязанность по капитальному ремонту спорного объекта культурного наследия лежит на государственных органах охраны памятников, а не на органах местного самоуправления. Обязанность у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта многоквартирных домов возникает при совокупности обстоятельств: включение до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета; орган местного самоуправления, уполномочен на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени муниципального образования в качестве собственника жилого помещения. Закон об объектах культурного наследия не определяет порядок проведения капитального ремонта и не предусматривает выдачу предписаний бывшему наймодателю на проведение капитального ремонта.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ административный иск комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит отменить решение суда. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка. Дополнительно указано на то, что проверка в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводилась.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** отнесен к категории памятников регионального значения.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом, в котором жили известные на Алтае революционеры ФИО и ФИО», ДД.ММ.ГГ., расположенного по адресу: <адрес>, памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный номер.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия утверждено приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края на основании задания от ДД.ММ.ГГ *** проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Дом, в котором жили известные на Алтае революционеры ФИО и ФИО», ДД.ММ.ГГ по <адрес> в <адрес>.
Актом технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГ ***, составленным по результатам контрольных мероприятий, установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, в связи с чем определено в срок до ДД.ММ.ГГ выполнить капитальный ремонт объекта культурного наследия с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (статья 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
ДД.ММ.ГГ собственникам и иным законным владельцам памятника на основании Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Алтайского края от 12 мая 2005 года № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», охранного обязательства, утвержденного приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края от 12 октября 2020 года № 847, акта технического состояния от ДД.ММ.ГГ *** выдано предписание *** о выполнении капитального ремонта объекта культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГ с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (статьей 56.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Отказывая в признании данного предписания незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что на комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула лежит обязанность по выполнению капитального ремонта объекта культурного наследия с учетом обязанности бывшего нанимателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства, поскольку данная обязанность не была исполнена на момент приватизации гражданами занимаемых в этом доме жилых помещений, сохраняется вплоть до ее исполнения. При этом в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение то, что на момент приватизации жилой дом нуждался в капитальном ремонте. Наличие у дома статуса объекта культурного наследия не освобождает бывшего наймодателя от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта. Предписание выдано уполномоченным лицом, процессуальных нарушений при обследовании объекта и выдаче предписания не допущено.
Данные выводы суда являются правильными.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Частью 2 статьи 47.3 данного Закона предусмотрено, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В силу статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами I - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 56.1 Закона об объектах культурного наследия обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом управления Алтайского края но культуре и архивному делу от 12 октября 2020 года № 847, установлены требования к сохранению объекта культурного наследия, которые предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер, а также обязанность финансирования и организации проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны.
Пунктом 25.1 охранного обязательства установлено, что перечень работ но сохранению объекта культурного наследия с указанием состава (видов) таких работ и сроков (периодичности) их проведения, а также требования к содержанию и использованию объекта определяются на основании составленного акта технического состояния и доводятся до собственников и иных законных владельцев помещений, расположенных в объекте культурного наследия предписанием.
Согласно статье 3 Закона Алтайского края от 12 мая 2005 года № 32-3C «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае», Положению об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, утвержденному указом Губернатора Алтайского края от 27 декабря 2016 года № 174, органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Алтайского края, и государственной охраны объектов культурного наследия краевого и федерального значения является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
Предписания органа охраны объектов культурного наследия Алтайского края, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.
Пунктом 3.5 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 24 февраля 2012 года № 694, предусмотрено, что одной из основных функций комитета является осуществление полномочий муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта, реконструкции муниципального жилищного фонда, при проведении работ по перепланировке и (или) переустройству нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, расположенных в многоквартирных домах, а также иных работ, необходимых для использования помещений в качестве жилых помещений; приобретении жилых помещений, специальной техники для подведомственных муниципальных предприятий и учреждений.
С учетом изложенного, признавая правомерность выдачи предписания комитету, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренная законом обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия - спорного памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула с учетом обязанности бывшего наймодателя произвести капитальный ремонт дома. Данная обязанность, будучи не исполненной на момент приватизации гражданами занимаемых в этом доме жилых помещений, сохраняется вплоть до ее исполнения.
В целях определения нуждаемости спорного многоквартирного дома в капитальном ремонте на дату первой приватизации жилого помещения в доме, судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «Алтай-эксперт». Согласно заключению эксперта *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ (дата первой приватизации жилого помещения в доме) многоквартирный дом по <адрес> нуждался в проведении капитального ремонта.
На момент приватизации первого жилого помещения объект культурного наследия находился в собственности Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ орган муниципальной власти принял жилищный фонд, расположенный по <адрес>, в муниципальную собственность, поэтому именно комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула перешло обязательство бывшего наймодателя по сохранению спорного объекта культурного наследия, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта данного объекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на Комитет не может быть возложена обязанность по содержанию объекта культурного наследия, не соответствуют положениям законодательства и фактическим обстоятельствам дела, приведенным выше.
Вопреки доводам жалобы, выдача предписания о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия Закону об объектах культурного наследия не противоречит.
Утверждение в жалобе о том, что проверка в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при ос░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 11 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ № 294-░░ «░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 7 ░░░░░░ 11 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ *** ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░», ░░.░░.░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ***.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2008 ░░░░ № 294-░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>