Решение по делу № 33а-8370/2020 от 21.10.2020

Судья 1 инстанции Якушенко И.С. УИД 38RS0034-01-2020-001531-93
Судья – докладчик Бутина Е.Г. № 33а-8370/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 ноября 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г. и Гусаровой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1577/2020 по административному исковому заявлению Кузнецова И.С. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, администрации г. Иркутска о признании отказа незаконным, устранении нарушений

по апелляционной жалобе комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска Кузнецов И.С. указал, что являясь собственником жилых домов по (адрес изъят), расположенных на земельном участке с кадастровым Номер изъят, он обратился с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее КУМИ администрации г. Иркутска) в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка отказано в связи с тем, что на земельном участке установлена красная линия, которая пересекает также жилые дома. Считает данный отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными участками.

На основании изложенного Кузнецов И.С. просил суд признать незаконным отказ КУМИ администрации г. Иркутска от 22 января 2020 г. Номер изъят в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, обязать администрацию г. Иркутск в лице КУМИ администрации г. Иркутска подготовить в месячный срок проект договора купли-продажи и направить его административному истцу.

Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель КУМИ администрации г. Иркутска Тарасов О.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов к отмене решения ссылается на отсутствие указания административным истцом, какие права и законные интересы оспариваемым отказом нарушены. Суд оставил без внимания и не отразил в решении суда доводы о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, а также представленные КУМИ администрации г. Иркутска документы, подтверждающие указанные доводы. Указывает на то, что суд сослался на СНиП от 1 сентября 2009 г, которые утратили силу с 1 января 2013 г., и на правила землепользования, при этом на территорию испрашиваемого земельного участка распространяются иные утвержденные правила. Кроме того, суд применяет понятийный аппарат без учета внесенных в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений. Полагает, что у суда отсутствуют полномочия по возложению на КУМИ администрации г. Иркутска обязанности по направлению административному истцу проекта договора купли-продажи. Указывает также на оставление судом без внимания, что административный истец по существу оспаривает документы территориального планирования, однако последний участия в публичных слушаниях при утверждении документов территориального планирования не принимал.

В письменных возражениях по доводам апелляционной жалобы представитель административного истца Михальченко Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного истца Кузнецова И.С., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административных ответчиков Барковой Ю.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя административного истца Михальченко Н.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела на основании свидетельства о праве на наследство от (дата изъята) за Кузнецовым И.С. зарегистрировано право собственности на жилой дом по (адрес изъят), площадью (данные изъяты) кв.м. Также на указанном земельном участке расположен жилой дом, площадью (данные изъяты) кв.м, право собственности зарегистрировано на основании решения Ленинского районного суда г. Иркутска от 23 августа 2019 г.

В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14 января 2019 г. оба жилых дома расположены в кадастровом квартале Номер изъят и расположены в пределах объекта недвижимости с кадастровым Номер изъят.

26 декабря 2019 г. Кузнецов И.С. обратился в КУМИ администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым Номер изъят, площадью (данные изъяты) кв.м, расположенного по (адрес изъят), для индивидуального жилищного строительства.

Решением КУМИ администрации г. Иркутска от 22 января 2020 г. в предоставлении земельного участка с кадастровым Номер изъят для индивидуального жилищного строительства в собственность за плату отказано со ссылкой на пункт 12 статьи 85, подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), поскольку на земельном участке установлена красная линия. Разъяснено право обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

Судом установлено, что в соответствии с проектом планировки в Ленинском районе г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 18 января 2012 г. Номер изъят, на спорном земельном участке установлена красная линия.

Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что границы испрашиваемого земельного участка существуют на местности более 15 лет. Также суд принял во внимание год постройки жилых домов, дату регистрации права собственности истца на объекты недвижимости, дату утверждения проекта планировки в Ленинском районе, оплату административным истцом земельного налога за спорный земельный участок, нахождение земельного участка в зоне застройки жилыми домами.

С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, так как судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно пункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе и по причине того, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Кроме того, в силу положений пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Согласно письму Департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 29 мая 2020 г. Номер изъят спорный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, сведения о планируемом размещении объектов федерального, регионального или местного значения, относительно указанного земельного участка, отсутствуют. При этом сообщается, что по представленному чертежу красная линия пересекает земельный участок на отрезке от точки 806 до точки 807.

Поскольку испрашиваемый административным истцом земельный участок пересекает красная линия, то у КУМИ администрации г. Иркутска имелись правовые основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

При указанных обстоятельствах, решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2020 г. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.

Не могут быть приняты во внимание доводы возражений на апелляционную жалобу о том, что соседние земельные участки предоставлены в собственность гражданам, поскольку предметом настоящего рассмотрения являются правоотношения, возникшие в отношении земельного участка Кузнецова И.С.

Факт предложения истцу, несмотря на наличие красных линий, предоставить испрашиваемый им земельный участок на праве аренды, не влияет на выводы судебной коллегии, поскольку предполагает различный правовой статус земельного участка с учетом пересечения его красной линией.

Также судебная коллегия считает необходимым указать, что Кузнецов И.С. не лишен возможности защитить свое право посредством оспаривания документации по планировке территории, чертежа красных линий.

    На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 3 июля 2020 г. по данному административному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Кузнецова И.С. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа от 22 января 2020 г. Номер изъят в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, возложении обязанности в месячный срок подготовить и направить проект договора купли - продажи указанного земельного участка отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Е.Г. Бутина
Л.В. Гусарова

33а-8370/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецов Игорь Сергеевич
Ответчики
Администрация г. Иркутска
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска
Другие
Михальченко Николай Андреевич
Суд
Иркутский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
21.10.2020Передача дела судье
18.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Передано в экспедицию
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее