77RS0018-02-2024-016850-98
Дело №2а-49/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2025 года адрес
Никулинский районный суд адрес в составе судьи Юдиной И.В., при секретаре Лантратовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-49/2025 по административному иску ИФНС России №29 по адрес к Морозову Ивану Ивановичу о взыскании по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России №29 по адрес обратилась в суд с административными исковыми требованиями о взыскании с фио задолженности по земельному налогу за 2021 год в размере сумма, за 2022 год – сумма, по транспортному налогу за 2022 год в размере сумма, по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере сумма, за 2022 год – сумма, пени в размере сумма, всего сумма В обоснование административного иска Инспекция указала, что Морозов И.И. состоит на налоговом учете в ИФНС России №29 по адрес и обязан уплачивать законно установленные налоги. На дату написания административного иска отрицательное сальдо по ЕНС составляет сумма Требование об уплате налоговой задолженности Морозовым И.И. в добровольном порядке не исполнены. УФНС России по адрес обращалось с заявлениями о вынесении судебных приказов, которые впоследствии были отменены. Задолженность до настоящего времени не погашена.
Представитель административного истца ИФНС России №29 по адрес в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Морозов И.И. в судебное заседание явился, представил отзыв на административный иск, согласно которому налоговый орган три раза обращался с заявлениями о вынесении судебных приказов к мировому судье о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, которая также заявлена в административном исковом заявлении. Мировой судья своими определениями отменил судебные приказы. С момента отмены судебных приказов и до момента подачи налоговым органом административного искового заявления прошло более шести месяцев, таким образом, процессуальный срок пропущен.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 23 НК РФ).
С 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» введен институт единого налогового счета (ЕНС) и закреплены положения, уточняющие понятие единого налогового платежа (ЕНП).
Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Единый налоговый счет представляет собой форму учета совокупной обязанности налогоплательщика и перечисленных денежных средств в качестве единого налогового платежа, распределение которого осуществляет ФНС России.
Совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.
Единый налоговый платеж (ЕНП) – это сумма денежных средств, перечисляемая налогоплательщиком на соответствующий счет, в счет исполнения обязанности перед бюджетом РФ.
Перечисленные на единый счет денежные средства в качестве ЕНП автоматически распределяться налоговыми органами в счет уплаты налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.
В порядке п. 8 ст. 45 НК РФ единый налоговый платеж распределяется в следующей последовательности (очередности): 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
В соответствии с п.10 ст.45 НК РФ в случае, если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (ЕНП).
В соответствии со ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Положениями п. 11 ст. 85 НК РФ определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозов Иван Иванович, ...паспортные данные, ИНН 332708906234, состоит на налоговом учете ИФНС России №29 по адрес.
Согласно сведениям, полученным в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ из органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств Морозов И.И. является собственником следующего имущества:
автомобиля марка автомобиля CRUSER 200, 2010 года выпуска, VIN: VIN-код, государственный регистрационный номер E584M033, дата регистрации права 18.02.2011;
автомобиля BA3-2101, 1974 года выпуска, регистрационный знак ТС, дата регистрации права 03.11.1994;
автомобиля LIXIANG L9, 2024 года выпуска, VIN: VIN-код, регистрационный знак ТС, дата регистрации права 06.03.2024;
земельного участка, кадастровый номер 33:22:011032:2, распложенного по адресу: адрес, дата регистрации права 24.08.2020;
земельного участка, кадастровый номер 33:22:011076:23, распложенного по адресу: адрес, дата регистрации права 21.10.2010;
квартиры, кадастровый номер 77:06:0006003:5018, распложенной по адресу: адрес, ул. академика Волгина, д.17, кв. 47, дата регистрации права 13.07.2009;
квартиры, кадастровый номер 77:03:0005019:8350, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 07.04.2022;
квартиры, кадастровый номер 77:05:0005008:10855, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 08.09.2016;
квартиры, кадастровый номер 50:64:0000000:3488, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 10.02.2022;
квартиры, кадастровый номер 33:22:011076:375, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 21.10.2010;
квартиры, кадастровый номер 77:06:0008006:2805, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 31.01.2019;
квартиры, кадастровый номер 77:07:0013004:4515, распложенной по адресу: адрес, дата регистрации права 29.04.2021;
квартиры, кадастровый номер 77:04:0003006:3609, распложенной по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, адрес, дата регистрации права 14.01.2021;
квартиры, кадастровый номер 77:06:0008006:5346, распложенной по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, адрес, дата регистрации права 18.11.2021;
квартиры, кадастровый номер 77:05:0000000:13122, распложенной по адресу: адрес, вн.тер.г. адрес, адрес, кв.31607, дата регистрации права 12.04.2024;
жилого дома, кадастровый номер 33:22:011032:47, распложенного по адресу: адрес, дата регистрации права 24.08.2020;
здания, кадастровый номер 77:05:0010001:1017, распложенного по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, адрес, дата регистрации права 24.07.2018;
иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер 77:09:0003012:3733, расположенные по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, адрес, пом.1/1, дата регистрации права 08.12.2017;
иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер 77:06:0006005:16177, расположенные по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, ул. академика Волгина, д.21, пом.814, дата регистрации права 20.02.2018;
иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер 77:05:0001012:8015, расположенные по адресу: адрес, вн.тер.г. адрес, адрес/1М, дата регистрации права 05.07.2017;
гаража, кадастровый номер 77:06:0006005:16205, расположенного по адресу: адрес, вн.тер.г. муниципальный адрес, ул. академика Волгина, д.21, пом. 852, дата регистрации права 29.07.2019;
машино-места, кадастровый номер 77:07:0013004:4686, расположенного по адресу: адрес, Раменки, адрес, дата регистрации права 21.07.2022;
машино-места, кадастровый номер 77:07:0013004:4687, расположенного по адресу: адрес, Раменки, адрес, дата регистрации права 21.07.2022;
машино-места, кадастровый номер 77:07:0013004:17849, расположенного по адресу: адрес, сооружение 1, дата регистрации права 22.07.2022.
Плательщиком налога на имущество физических лиц является лицо, имеющее на праве собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст. 400 НК РФ).
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 01 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 403, ст. 405 НК РФ).
Налог на имущество исчисляется с момента возникновения права собственности на имущество (государственная регистрация права собственности) до прекращения права собственности (внесение соответствующей записи в Росреестр).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абз. 1-3 п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 данной статьи. При этом нормативно-правовые акты органов муниципальных образований являются общедоступными для всех граждан Российской Федерации, размещены в информационно-правовых системах Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики физические лица уплачивают налог на сновании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере сумма, за 2022 год – сумма
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на адрес.
Налоговые органы рассчитывают налоговую базу по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основании полученных в установленном порядке сведений.
Согласно ст. 2 Закона адрес от 09.07.2008 №33 «O транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Статьей 363 НК РФ определяются порядок и сроки уплаты транспортного налога, согласно, которого налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи по налогу согласно уведомлению в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (для физических лиц).
Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2022 год в размере сумма
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога с физических лиц признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной адрес), на территории которого введен данный налог.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки, в соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной адрес).
На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2021 год в размере сумма, за 2022 год – сумма
На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, - только от источников в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговым органом исчислен налог на доходы физических лиц за 2021 год в размере сумма
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно налоговому уведомлению №34890110 от 01.09.2022 Морозову И.И. исчислены налоги: транспортный налог в размере сумма, земельный налог в размере сумма, налог на имущество физических лиц в размере сумма, со сроком уплаты до 01.12.2022.
Налоговое уведомление направлено Морозову И.И. почтовым отправлением 11.10.2022, что подтверждается списком заказных писем.
Согласно налоговому уведомлению №84068621 от 15.08.2023 Морозову И.И. исчислены налоги: транспортный налог в размере сумма, земельный налог в размере сумма, налог на имущество физических лиц в размере сумма, со сроком уплаты до 01.12.2023.
Налоговое уведомление направлено Морозову И.И. через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговое уведомление в случае направления налогоплательщику по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, в случае передачи через личный кабинет налогоплательщика – на следующий день после дня размещения уведомления в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ).
В соответствии со ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности.
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.
В связи с неуплатой указанных в налоговом уведомлении сумм налогов Морозову И.И. направлено требование об уплате налоговой задолженности №770 по состоянию на 16.05.2023 по сроку уплаты до 20.06.2023 почтовым отправлением, которое получено административным ответчиком 26.05.2023. Требование включает в себя, в том числе, недоимку в размере сумма, пени в размере сумма
Требование об уплате задолженности в добровольном порядке удовлетворено не было.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговым органом произведен расчет пени:
С 2023 года пени по ЕНС начисляется на величину отрицательного (минусового) сальдо по ЕНС.
Дата образования отрицательного сальдо ЕНС 04.01.2023 в сумме сумма, в том числе пени сумма
Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа №2486 от 10.11.2023: Общее сальдо в сумме сумма, в том числе пени сумма
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа №2486 от 10.11.2023, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет сумма
Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа №2486 от 10.11.2023: сумма (сальдо по пени на момент формирования заявления 10.11.2023) сумма (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = сумма
Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа №344 от 10.01.2024: Общее сальдо в сумме сумма, в том числе пени сумма
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа №344 от 10.01.2024, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет сумма
Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа №344 от 10.01.2024: сумма (сальдо по пени на момент формирования заявления 10.01.2024) – сумма (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = сумма
Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа №7137 от 11.12.2023: Общее сальдо в сумме сумма, в том числе пени сумма
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа №7137 от 11.12.2023, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет сумма
Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа №7137 от 11.12.2023: сумма (сальдо по пени на момент формирования заявления 11.12.2023) – сумма (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = сумма
Таким образом, общая сумма пени составляет сумма
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает сумма;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более сумма,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила сумма,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила сумма,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме сумма прописью сумма.
10.11.2023 налоговым органом принято решение №9985 о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в связи с неисполнением требования №770 от 16.05.2023 об уплате задолженности в срок до 20.06.2023, которое направлено административному ответчику заказной почтой 13.11.2023.
04.12.2023 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес по делу № 2а-3931/2023 по заявлению УФНС по адрес вынесен судебный приказ о взыскании с фио задолженности за счет имущества физического лица в размере сумма, из них по налогам – сумма, пени в размере сумма, а также госпошлины в размере сумма, всего в сумме сумма
24.01.2024 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
29.01.2024 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес по делу №2a-200/2024 по заявлению УФНС по адрес вынесен судебный приказ о взыскании с фио пени в размере сумма, госпошлины в размере сумма, всего в сумме сумма
12.02.2024 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
29.01.2024 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес по делу №2а-199/2024 по заявлению УФНС по адрес вынесен судебный приказ о взыскании с фио задолженности за счет имущества физического лица в размере сумма, в том числе: по налогам – сумма, пени в размере сумма, а также госпошлины в размере сумма, всего в сумме сумма
14.02.2024 мировым судьей судебного участка №3 Ленинского судебного района адрес судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
26.12.2024 судебным приставом-исполнителем Тропарево-Никулинское ОСП фио рассмотрены материалы сводного исполнительного производства №610686/24/77027-СД в отношении должника фио, которое включает исполнительные производства:
№610688/24/77027-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № 040178541 от 07.09.2023, выданного Ленинским районным судом адрес в пользу взыскателя ИФНС № 29 по адрес о взыскании задолженности в размере сумма;
№610686/24/77027-ИП, возбужденное на основании судебного приказа №2a-3717/2022 от 08.12.2022 в пользу взыскателя ИФНС № 29 по адрес о взыскании задолженности в размере сумма;
№610676/24/77027-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа № 038378870 от 15.08.2023, выданного Ленинским районным судом адрес в пользу взыскателя ИФНС № 29 по адрес о взыскании задолженности в размере сумма,
общая сумма взыскания сумма,
по результатам которых принято постановление об отмене мер по обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счетах в ПАО Сбербанк.
Взыскиваемая в принудительном порядке задолженность по налогам и пени не включает в себя образовавшуюся задолженность и пени в рамках рассматриваемого административного искового заявления.
Таким образом, представленными Морозовым И.И. выписками по счету подтверждается наложение ареста на денежные средства, а представленными квитанциями от 26.12.2024 – уплата денежных средств в рамках сводного исполнительного производства №610686/24/77027-СД.
Вместе с тем задолженность по налогам и пени в общем размере сумма административным ответчиком не уплачена.
Согласно справке ИФНС России №29 по адрес от 16.04.2024, выданной по заявлению фио о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховых взносов, пеням, штрафам, процентам с 01.01.2014 по 18.04.2024, по состоянию на 16.04.2024 имеет неисполненную обязанность по уплате налогам, сборам, страховых взносов, пеням, штрафам, процентам.
С учетом установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств суд приходит к выводу о неисполнении налогоплательщиком установленной законом обязанности по уплате транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, в связи с чем с фио подлежит взысканию сумма недоимки, а также сумма пени, расчет которой признан судом правомерным.
Административным ответчиком заявлено о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности.
Согласно налоговому уведомлению №123608623 от 12.08.2023 установлен срок для уплаты налогов до 01.12.2023.
Административным ответчиком срок для подачи заявления исчисляется со дня требования №770 об уплате налогов, однако, на день получения требования – 26.05.2023 – срок для уплаты налогов (01.12.2023) не наступил.
Заявления о вынесении судебных приказов поданы налоговым органом 10.11.2023, 11.12.2023, 10.01.2024, т.е. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает сумма, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ.
Мировым судьей судебные приказы о взыскании задолженности с административного ответчика отменены 24.01.2024, 12.02.2024, 14.02.2024, срок для подачи административного иска истекал соответственно 24.07.2024, 12.08.2024, 14.08.2024.
Административное исковое заявление подано 07.10.2024.
Согласно ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного иска, ссылаясь на незначительный период пропуска срока, возникший в результате большой загруженности из-за неуплаты налогоплательщиками имущественных налогов, носящей массовый характер. Отказ в восстановлении процессуального срока на обращение взысканием задолженности приведет, по мнению налогового органа, к фактическому освобождению налогоплательщика от уплаты налога, что приведет к нарушению принципа всеобщности и равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч.6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд, с учетом обстоятельств пропуска налоговым органом срока на подачу административного иска, доводов административного истца и административного ответчика, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, приходит к выводу о восстановлении ИФНС России №29 по адрес срока для подачи административного искового заявления.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с фио в пользу бюджета адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173-175 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России №29 по адрес к Морозову Ивану Ивановичу о взыскании по налогам и пени – удовлетворить.
Взыскать с Морозова Ивана Ивановича, ...паспортные данные, ИНН 332708906234, в пользу ИФНС России №29 по адрес задолженность по земельному налогу за 2021 год в размере сумма, за 2022 год в размере сумма, по транспортному налогу за 2022 год в размере сумма, по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере сумма, по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере сумма, за 2022 год в размере сумма, пени в размере сумма
Взыскать с Морозова Ивана Ивановича, ...паспортные данные, ИНН 332708906234, в пользу бюджета адрес государственную пошлину в размере сумма
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Никулинский районный суд адрес.
Судья И.В. Юдина
Решение в окончательной форме изготовлено 02.04.2025 г