ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 09 июля 2020 г. № 3а-397/2020
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЭКМ» (далее - ООО «ЭКМ») является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - подвал, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.23-24);
- нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - мансарда, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.25-26);
- нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №3, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.27-28);
- нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №2, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.29-30);
- нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №2, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.31-32);
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.33-37). Доля в праве общедолевой собственности - 8/10. Вторым сособственником является ООО «Старт» (40000/270930 и 14186/270930 доли.).
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.38-40);
- земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного значения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.41-43).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 10 705 698 руб. 33 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.22).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 10 169 622 руб. 79 коп.,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.21).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 13 675 765 руб. 60 коп.,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.20).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 1 175 604 руб. 24 коп.,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.19).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 1 167 853 руб. 02 коп.,что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.18).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 3 119 157 руб. 19 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.17).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 7 019 244 руб. 12 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.15).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 1 617 397 руб. 65 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.16).
ООО «ЭКМ», полагая, что результатами кадастровой оценки объектов недвижимости нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование исковых требований истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ИП П.С.Е., являющейся членом Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков».
Согласно отчётам об оценке:
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 6 285 493 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 5 704 538 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 7 442 050 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 719 860 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 715 113 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 2 586 100 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 1 519 571 руб.;
рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года составила 347 331 руб.
Административный истец просил суд пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., установив её в размере их рыночной стоимости на основании отчётов об оценке от <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №....
Представитель административного истца ООО «ЭКМ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя.
Представители административных ответчиков: Департамента имущественных отношений Вологодской области, Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованных лиц: филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, ООО «Старт» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 21 ноября 2003 года № 968-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Текущее использование объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №... - торгово-офисные помещения.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу положений пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 405 настоящего Кодекса.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности ООО «ЭКМ», что в силу пункта 1 статьи 22 Закона о кадастровой оценке даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано ООО «ЭКМ» в суд 17 июня 2020 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не пропущен.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №..., <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ИП П.С.Е.
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Содержание отчётов об оценке от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц размер рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №..., от <ДАТА> № №....
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 17 Закона о кадастровой оценке, орган регистрации прав осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном 22 настоящего Федерального закона, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения ООО «ЭКМ» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... необходимо считать дату подачи в суд административного искового заявления - 17 июня 2020 года.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭКМ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - подвал, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 6 285 493 рубля по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - мансарда, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 5 704 538 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №3, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 7 442 050 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №2, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 719 860 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - - нежилого помещения, назначение - нежилое помещение, площадь ... кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж №2, кадастровый номер №..., расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 715 113 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 2 586 100 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 347 331 рубль по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания административного здания и строений производственного значения, расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 519 571 рубль по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ЭКМ» с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... считать 17 июня 2020 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2020 года.