Дело № 2-1823/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Белокосовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марчуковой З.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Марчукова З.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес> по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что занимает данную квартиру с ДД.ММ.ГГГГ по договору найма жилого помещения, согласно которому спорная квартира, находящаяся в оперативном управлении ФГУ «Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, передана ей в бессрочное владение и пользование.
Поскольку до настоящего времени она не реализовала свое право на приобретение жилья в собственность в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», Марчукова З.В. полагает, что вправе приватизировать спорное жилое помещение, однако ответчики на ее обращения о заключении с ним договора приватизации положительного ответа не дали.
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, КЖКХ г. Барнаула, Администрация Октябрьского района г. Барнаула, в качестве 3-го лица Управление Росреестра по Алтайскому краю.
В судебном заседании Марчукова З.В. настаивала на заявленных требованиях по тем же основаниям, изложенным в письменном виде; кроме того, указывала, что имеет право на приватизацию, поскольку проработала в Барнаульской КЭЧ более 15 лет.
Представитель ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Поронько Е.Н. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что предоставление спорного жилого помещения по договору найма из постоянного жилого фонда Министерства обороны РФ истцу, как гражданскому персоналу, не соответствовало действующему законодательству.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Барнаула Ненашева О.Л. в судебном заседании оставила решение суда на усмотрение суда.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
С учетом мнения истца, представителей ответчиков и 3-го лица, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, спорная <адрес> находится в собственности Российской Федерации, была закреплена на праве оперативного управления за ФГУ «Барнаульская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2008г. и выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Указанная квартира предоставлена для проживания Марчуковой З.В. по договору найма жилого помещения от 01.09.2010г., заключенного между ФГУ Барнаульская КЭЧ района Министерства обороны РФ в лице начальника Дмитриева О.В., действующего от имени собственника РФ (наймодатель) и Марчуковой З.В. (наниматель).
Истец была зарегистрирована в спорной квартире со 02.02.2012г., оплачивала жилищно-коммунальные услуги.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации №1871 от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ «Барнаульская КЭЧ района» реорганизовано в форме присоединения в федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Барнаульская КЭЧ района» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения и исключена из реестра юридических лиц, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ.
Марчукова З.В. обращалась к ответчикам с заявлениями о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>л. <адрес>, в собственность в порядке приватизации: ДД.ММ.ГГГГ – в Министерство обороны Российской Федерации; ДД.ММ.ГГГГ – в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; ДД.ММ.ГГГГ – в ФГКУ Сибирское ТУИО Министерства обороны Российской Федерации, однако ответчики на ее обращения о заключении с ней договора приватизации разъяснили, что не полномочны на заключение такого рода договоров.
В силу положений статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Часть 1 статьи 4 данного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (часть 2 статьи 4 Закона).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со статьей 93 ЖК Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.
Согласно части 1 статьи 99 ЖК Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является органом, который имеет право формировать специализированный жилищный фонд.
Решение уполномоченного органа о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд не принималось.
В то же время, отсутствие решения о закреплении за спорной квартирой статуса «служебная» свидетельствует лишь о нарушении порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, что не влечет за собой права пользования истцом квартирой на условиях договора социального найма.
В соответствии с ч.6 п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. №80 (далее – Инструкция №80), действовавшей в период с 05.02.2000 по 08.11.2010 г., то есть на момент предоставления истице спорного жилья, учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.20 указанной Инструкции №80, работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях (п.35 Инструкции №80).
Согласно п.40 Инструкции N 80 заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений, служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, и общежитий производится по соответствующим ордерам. В КЭЧ района выдается ордер непосредственно лицу, которому предоставляется жилое помещение.
Предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Лица гражданского персонала, принятые на учет до 1 марта 2005 года по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно п. 43 Инструкции №80, предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил вплоть до 1 марта 2005 года осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, на период работы Марчуковой З.В. в Барнаульская КЭЧ района Министерства обороны Российской Федерации она могла быть обеспечена только служебным жильем, принятие решения о предоставлении которого, входило в компетенцию КЭЧ района.
По договору социального найма истец могла быть обеспечена только в порядке, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствие со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.ч.1,2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что при условии отсутствия особого статуса гражданский персонал Министерства обороны Российской Федерации может быть признан нуждающимся в получении жилья не иначе как в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, по основаниям и в порядке, установленным в ст. ст. 49 и 52 данного Кодекса.
Указанная правовая позиция закреплена в ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которая гласит, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Между тем, доказательства, подтверждающие, что Марчукова З.В. принята в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по договору социального найма материалы дела не содержат.
В связи с чем, основания для обеспечения Марчуковой З.В. жилым помещением по договору социального найма, равно как и законные основания для заключения с ней договора социального найма отсутствовали.
Указанная квартира предоставлена Марчуковой З.В. в связи с трудовыми отношениями с ФГУ Барнаульская КЭЧ, в связи с чем, могла быть предоставлена только в качестве служебной.
В силу ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Ссылка истицы на стаж работы в КЭЧ более 10 лет является не состоятельной, поскольку вопрос о выселении из жилого помещения ответчиком не ставился.
Таким образом, доводы истцы о том, что она занимает данное жилое помещение на условиях социального найма, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам: спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, решение о предоставлении истцу спорного жилого помещения на условиях социального найма как лицу, состоящему на учете нуждающихся в жилых помещениях, уполномоченным органом не принималось, данных об этом материалы дела не содержат.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на условиях служебного найма, правовых оснований для признания за Марчуковой З.В. права собственности на спорную квартиру в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░