Дело № 2-441/2016


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Верхневилюйск 13 октября 2016 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Тумусова А.А., с извещением лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) к Герасимову В. С. о возмещении вреда, причиненного лесным пожаром,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут в квартале 50 выдел Верхневилюйского лесничества на расстоянии 11 км. от села Далыр обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара «3А». Площадь пожара на момент обнаружения 5 га. Тушение лесного пожара начато ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут. Пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ. Тушение пожара осуществлялось силами ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», привлеченных лиц. Площадь пожара составила 10 га лесной. Ущерб лесному фонду (уничтоженные огнем лесные насаждения) 40 куб.м. составил <данные изъяты> рублей, затраты на лесовосстановительные работы составили <данные изъяты> рублей, затраты на очистку территории от захламления 15902 рубля, затраты ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», непосредственно связанные с тушением лесного пожара составили <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (по привлеченным лицам) составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

При этом установлено, что пожар произошел вследствие неосторожного обращения с огнем ответчика, который приговором Верхневилюйского районного суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ и осужден. Приговор вступил в законную силу. В связи с чем, истец просит взыскать с Герасимова В.С. в пользу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) вред лесам, причиненный лесным пожаром А (затрат на лесовосстановительные работы, по очистке территории от захламления, затрат по тушению лесного пожара) в размере <данные изъяты> (два <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек для последующего перечисления в федеральный бюджет.

О дате, времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежащим образом, заявлениями просят рассмотреть дело без их участия. В своих заявлениях истец исковые требования поддержал в полном объеме, а ответчик в свою очередь признал исковые требования, при этом просить с учетом его имущественного положения и на основании п. 3 ст. 1083 ГК РФ уменьшить размер возмещение вреда.

При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судебным следствием установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 45 минут в квартале 50 выдел Верхневилюйского лесничества на расстоянии 11 км. от села Далыр обнаружен лесной пожар. Пожару был присвоен регистрационный «3А». Пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ силами ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» и ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс». насаждения) 40 куб.м. составил <данные изъяты> рублей, затраты на лесовосстановительные работы составили <данные изъяты> рублей, затраты на очистку территории от захламления <данные изъяты> рубля, затраты ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», непосредственно связанные с тушением лесного пожара составили <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» (по привлеченным лицам) составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Пожар произошел по вине ответчика Герасимова В. С., который приблизительно в 01 час 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в квартале выдел на расстоянии 13 км. от села <адрес>, находясь в местности «Оччугуй Элгээн» ур. «Тыалаччыма», нарушив правила пожарной безопасности, бросил непотушенный окурок от сигареты на траву, в результате чего произошел лесной пожар А.

Вина ответчика Герасимова В.С. установлено вступившим в законную силу приговора Верхневилюйского районного суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, которым Герасимов В.С. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 261 УК РФ, то есть в уничтожении лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем с причинением крупного ущерба и осужден к исправительным работам сроком на 1 (один) год с удержанием в размере 15 % из заработной платы в доход государства. Этим же приговором гражданский иск прокурора о взыскании ущерба лесному фонду в размере <данные изъяты> рублей удовлетворен в полном объеме.

Истец просит взыскать с ответчика <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, из них: затраты на лесовосстановительные работы <данные изъяты> рублей, затраты на очистку территории от захламления <данные изъяты> рубля, затраты ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» связанные с тушением лесного пожара <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, затраты ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» по договорам выполнения работ по тушению лесного пожара, заключенных с физическими лицами <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В соответствии со ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определено, что в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст. 1082 ГК РФ), под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», данной Методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Пунктом 3 Методики установлено, что при причинении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы связанные с тушением лесных пожаров.

Пунктом 4 Методики установлено, в случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.

В соответствии с пунктом 14 Методики размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.

Расчет стоимости лесовосстановительных работ и работ по очистке территории от захламления истцом произведен исходя из нормативов, утвержденных приказом Департамента по лесным отношениям РС (Я) от 29 марта 2012 года № 112 и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года № 273. Данный расчет составлен верно и сомнений у суда не вызывает.

Согласно статье 53.4 ЛK РФ тушение лесных пожаров включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара;
ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Таким образом, в силу норм лесного законодательства все вышеперечисленные мероприятия учитываются при учете затрат по тушению лесных пожаров.

ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов», ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» являются специализированными государственными учреждениями по тушению лесных пожаров, и подведомственны Департаменту по лесным отношениям РС (Я), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда.

Тушение указанного лесного пожара осуществлены силами ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», ГБУ РС (Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Доведение средств субвенций из федерального бюджета для выполнения работ по тушению лесных пожаров до этих учреждений осуществлены Департаментом по лесным отношениям РС (Я).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, полномочия собственника в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет Российская Федерация.

Земли лесного фонда ГКУ РС (Я) «Верхневилюйское лесничество» находятся в собственности Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Пунктом 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15 марта 2011 года № 522 «О Департаменте по лесным отношениям Республики Саха (Якутия)» установлено, что Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные Республике Саха (Якутия).

Согласно правовому смыслу п. 2 Постановления Правительства РС (Я) от 05 мая 2008 гожа № 179 «Об утверждении Порядка финансирования средств, выделяемых за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», главным распорядителем бюджетных средств по подразделу «Лесное хозяйство» является Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия).

В силу п. 3 указанного Постановления, средства, предусмотренные в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) по подразделу «Лесное хозяйство», в Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) перечисляются на осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Таким образом, Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) являясь распорядителем финансовых средств, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании ущерба лесам, причиненного пожаром, включая расходы на тушение пожара.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений».

Согласно разделу III Рекомендаций, финансирование расходов по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда в субъектах Российской Федерации, которым передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со ст. 83 ЛК РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих, относятся расходы на оплату труда, налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, материальные расходы (расходы на ГСМ, расходы на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара), транспортные расходы (эксплуатация воздушных судов), прочие текущие расходы (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушеные лесных пожаров).

Согласно разделу V Рекомендаций, расходы по тушению каждого пожара сводятся и отражаются в Справке о затратах на тушение конкретного лесного пожара.

Ущерб от пожара составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Данные расходы подтверждаются приложенными учетными документами: справкой о затратах по тушению лесного пожара А от ДД.ММ.ГГГГ; расчетными ведомостями оплаты труда; табелями учета рабочего времени; ведомостями налета на пожар; производственными заданиями; расчетно-платежными ведомостями; приказом о премировании; ведомостями на возмещение расходов на питание участников тушения лесного пожара; актами списания материальных запасов; авансовым отчетом; путевыми листами на грузовые автомобили; ведомостями учета выдачи горюче-смазочных материалов; чеками о приобретении ГСМ; заявками на полет; актами о выполненных работах по авиационному обслуживанию; бухгалтерской справкой; бортовым журналом летчика-наблюдателя; актом о выполненных работах, договором на оказание авиационных услуг; расчетными ведомостями заработной платы; договорами гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров; актами сдачи-приема выполненных работ по тушению лесного пожара А; табелем учета рабочего времени; расчетной ведомостью, договорами выполнения работ по тушению лесного пожара (л.д.26-108).

При вышеуказанных обстоятельствах исковое требование о взыскании расходов в пользу Департамента по лесным отношениям РС (Я) обоснованно.

В ходе подготовки дела к судебному рассмотрению было установлено, что ответчик своего жилья не имеет, проживает с родителями, не женат, на иждивении детей не имеет, работает оператором котельных установок в Верхневилюйском филиале ГУП «ЖКХ РС (Я)». Согласно справке о доходах формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ общая сумма дохода ответчика за пять месяцев ДД.ММ.ГГГГ года составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Других источников дохода кроме доходов по основному месту работы ответчик не имеет. Преступление, которое он совершил, не относится к разряду умышленных преступлений, а относится к преступлениям совершенных по неосторожности. Кроме того, приговором суда ответчик осужден к исправительным работам с удержанием из заработной платы 15 % в доход государства. Этим же приговором был удовлетворен гражданский иск прокурора к Герасимову В.С. о взыскании ущерба лесному фонду в размере <данные изъяты> рублей.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при удовлетворении иска в полном объеме ответчик окажется в крайне тяжелом материальном положении.

Согласно правовой позиции изложенной в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).

Таким образом, с учетом имущественного положения ответчика, а также неосторожного характер причиненного вреда, суд считает возможным применить п. 3 ст. 1083 ГК РФ и уменьшить размер возмещения вреда до <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец был освобожден, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░):                      ░.░. ░░░░░░░░░

2-441/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по лесным отношениям РС (Я)
Ответчики
Герасимов В.С.
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
16.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2016Подготовка дела (собеседование)
27.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2016Судебное заседание
13.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее