Дело № 2а-1006/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.
При секретаре Киселевой А.П.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
31 августа 2018 года
административное дело по административному иску Романовой Елены Николаевны к администрации города Прокопьевска, Межведомственной комиссии администрации города Прокопьевска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать Межведомственную комиссию,
УСТАНОВИЛ:
Истец Романова Е.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными бездействия Межведомственной комиссии, выразившееся в не проведении обследования жилого помещения по <адрес> в <адрес> и жилого дома по <адрес> в <адрес> и непринятия заключения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, обязании Межведомственной комиссии организовать обследование указанных жилого помещения и жилого дома, принятии заключения в порядке, предусмотренном указанным Положением, издании распоряжения в отношении указанных жилого помещения и жилого дома с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, мотивировав тем, что 25.05.2018 года она обратилась в администрацию города Прокопьевска с заявлением о проведении оценки соответствия жилого дома по <адрес> в <адрес>, включая жилое помещение <адрес> данном доме, требованиям, установленным в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и признании его непригодным для проживания. Она и ее несовершеннолетние дети – ФИО4, ФИО5, ФИО6, а также супруг ФИО6 являются собственниками жилого помещения – квартиры по <адрес> в <адрес>, которое является для них единственным и постоянным местом жительства. В ответ на ее заявление она получила письмо, где ей было предложено представить в орган местного самоуправления коллективное заявление от жильцов дома, копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, заключение проектно-изыскательной организации, имеющей лицензию на проведение обследования технического состояния жилых домов. Считает, что ей фактически было незаконно отказано в проведении МВК, незаконно предложено представить ряд документов, включая заключение проектно-изыскательной организации, стоимость которого составляет более 70000 рублей.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрации города Прокопьевска.
Административный истец Романова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного истца Стрыгин И.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель административного ответчика – администрации города Прокопьевска, Межведомственной комиссии администрации города Прокопьевска Бадыргова М.М., действующая на основании доверенностей, требования не признала, представила возражения в письменном виде, согласно которым в соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействия) органов местного самоуправления, если считает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Законодателем предусмотрено, что удовлетворение заявленных требований возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действия (бездействия) должностного лица либо принятого им решения и реального нарушения прав Заявителей. 21.01.2018 года в администрацию города Прокопьевска поступило заявление Романовой Е.Н., в котором истец просит провести оценку соответствия жилого дома, расположенного по <адрес>, включая жилое помещение по <адрес> требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и признать его непригодным для проживания. Данное обращение было рассмотрено в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и 24.05.2018 года направлен ответ, в котором заявителю разъяснено о необходимости представить ряд документов. Постановлением администрации города Прокопьевска от 17.04.2017 создана МВК и утвержден ее состав, однако ни истец, ни жители дома с заявлением в МВК не обращались, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо отнесены, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
Согласно п. 2 данного Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.
В соответствии с п. 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения … привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Из приведенных норм Положения следует, что МВК должна по заявлению гражданина, независимо от того, является ли он собственником квартиры или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями.
Как следует из п. 42 вышеуказанного акта, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).
В судебном заседании установлено, что Романова Е.Н., ФИО6, ФИО5, ФИО4, ФИО6 являются собственниками жилого помещения по <адрес> в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О создании Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (с учетом внесенных постановлениями администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-п, от ДД.ММ.ГГГГ №-п изменений) был утвержден состав МВК, Положение о МВК.
21.05.2018 года Романова Е.Н. обратилась в администрацию города Прокопьевска с заявлением о проведении оценки соответствия жилого дома по <адрес> в <адрес>, включая жилое помещение – <адрес> указанном доме, установленным в Положении требованиям и признать его непригодным для проживания.
Однако, как было указано выше, в соответствии с абз. 1 п. 7 Положения признание жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспорено представителями сторон, истец Романова Е.Н. ни с какими заявлениями в МВК не обращалась.
Кроме того, как следует из информации, представленной представителем ответчиков, решение МВК о признании жилого помещения по <адрес> непригодным для проживания и многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принималось, жители дома по <адрес> с заявлением в МВК также не обращались.
Истцу Романовой Е.Н. на ее заявление от 21.05.2018 года 24.05.2018 года администрацией города Прокопьевска был дан ответ в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в котором ей разъяснено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявителю о необходимо обратиться в МВК с заявлением и представить необходимые документы.
В соответствии со ст. ст. 14, 62 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности … решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец … не обязан доказывать незаконность оспариваемых …. решений, действий (бездействия), но обязан, в частности, указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие).
Судом установлено, что обращение в МВК со стороны истца с какими-либо заявлениями не было, никаких заключений в отношении жилого помещения по <адрес> в <адрес> и (или) жилого дома по <адрес> в <адрес> МВК не выносила и поскольку истцом Романовой Е.Н. не указано, каким нормативным правовым актам противоречит бездействие МВК, суд отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.09.2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░