УИД 23RS0044-01-2021-004548-21
к делу № 2-393/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 13 апреля 2022 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Лапшина К.Н., |
при секретаре судебного заседания |
Карташовой А.В., |
с участием истца |
Косорукова А.В., |
представителя истца |
Абояна О.Р., |
представителя ответчика |
Еремеевой О.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Косорукова А.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, перерасчете размера пенсии,
установил:
Косоруков А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, перерасчете размера пенсии, в котором просит обязать ответчика включить период военной службы по призыву Косорукова А.В., <...> года рождения, со 02.11.1978 года по 30.10.1980 года в специальный стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 100-ФЗ «О страховых пенсиях», установить Косорукову А.В. размер фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 100-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, то есть с 16.09.2015 года.
В обоснование заявленных требований истец указал о том, что он с 16.09.2015 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку в районах Крайнего Севера он проработал менее 15 лет (14 лет 1 месяц 27 дней), фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ, ему не выплачивается. В его специальный стаж работы в районах Крайнего Севера не включен период прохождения им службы по призыву со 02.11.1978 года по 30.10.1980 года, на том основании, что отсутствует документ, подтверждающий наименование населенного пункта, в котором проходила служба. Согласно записям в военном билете серии <...> от 29.10.1978 года, выданным Магаданским городским военным комиссариатом Магаданской области, и архивной справке Министерства обороны РФ от 14.10.2021 года, он проходил военную службу по призыву в качестве солдата в войсковой части <...>, дислоцировавшийся в г. Петропавловск-Камчатский. Указанный населенный пункт в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года и от 28.09.1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года <...>, относится в районам Крайнего Севера. Согласно данным архивной справки и трудовой книжки <...> от 05.07.1976 года, он демобилизован в запас 30.10.1980 года, трудоустроен 20.01.1981 года в войсковую часть <...> г. Магадана, то есть перерыв между увольнением с военной службы по призыву и трудоустройством составил менее 3-х месяцев. Территория, где им осуществлялась работа, также относится к районам Крайнего Севера.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Косорукова А.В. - Абоян О.Р. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просил суд признать незаконным решение ГУ-ОПФ в Северском районе Краснодарского края <...> от 07.12.2015 года о назначении Косорукову А.В., <...> года рождения, страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части установленного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости; ответчика включить период военной службы по призыву Косорукова А.В. со 02.11.1978 года по 30.10.1980 года в специальный стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», установить Косорукову А.В. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения, то есть с 16.09.2015 года.
Истец Косоруков А.В. и его представитель Абоян О.Р. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Еремеева О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на иск, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать на том основании, что Косоруков А.В. с 16.09.2015 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Период службы по призыву не может быть принят к зачету в специальный стаж, поскольку страховая пенсия по старости на основании пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и страховая часть пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается за работу, осуществлявшуюся непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера либо местности приравненной к районам Крайнего Севера. Аналогичные требования к исчислению стажа в связи с работой на Крайнем Севере были установлены нормами ст. 14 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». При этом на основании ст. 90 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1, военная служба и другая приравненная к ней служба включается только в общий трудовой стаж. С даты назначения пенсии, Косоруков А.В. не обращался за перерасчетом пенсии, решение об отказе в перерасчете его пенсионного обеспечения не выносилось.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Определяя правовые основания назначения государственных пенсий и порядок исчисления трудовых пенсий, следует исходить из верховенства Конституции и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (т.е. до 1 января 2002 года), законодатель в п. 2 ст. 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В судебном заседании установлено, что с 16.09.2015 года Косоруков А.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (л.д. 26).
Из решения УПФР в Северском районе Краснодарского края о назначении пенсии от 07.12.2016 года <...> следует, что размер установленной истцу пенсии составлял 4 534,75 рублей. К страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установлена фиксированная выплата в размере 4383,59 руб. Общая сумма к выплате составляет 8 918,34 рублей (л.д. 26).
Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работы в этих районах и местностях» предусмотрено, что солдатам, уволенным начиная с 1968 года с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы засчитывалось в стаж работы дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что лицам, перечисленным в Постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 года <...>, период их действительной срочной военной службы засчитывался в специальный стаж (в данном случае «Северный стаж»), дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно военному билету <...>, Косоруков А.В., <...> года рождения, Магаданским городским военным комиссариатом Магаданской области 29.10.1978 года призван для прохождения действительной военной службы (л.д. 17-20).
В соответствии с архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от 14.10.2021 года, Косоруков А.В., <...> года рождения, проходил службу в войсковой части <...> в период со 02.11.1978 года по 30.10.1980 года в воинских званиях «рядовой», «сержант», «командир отделения». Войсковая часть <...> в период с 1978 года по 1980 год дислоцировалась в г. Петропавловск-Камчатский (л.д. 8).
В соответствии с записями трудовой книжки <...> от 05.07.1976 года, 20.01.1981 года Косоруков А.В. зачислен на должность стрелка в войсковую часть <...> (<...>). Приказом <...> от 22.05.1981 года Косоруков А.В. уволен из войсковой части 56011 по п. 5 ст. 29 КЗоТ путем перевода (л.д. 11-16).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР», как и ранее действовавшим Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029», Магаданская область и Камчатский край (Камчатская область) отнесены к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, спорный период службы в рядах Советской Армии со 02.11.1978 года по 30.10.1980 года (службы по призыву) включен в страховой стаж истца в календарном порядке, в то время как истец настаивает на его включении в его северный стаж.
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
В ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» поименованы иные период, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Согласно ч. 2 ст. 18 данного Закона, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу), в соответствии с ч. 2 ст. 2 названного Закона осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», льготного порядка исчисления трудового стажа в данном случае указанный закон не предусматривает, как и не предусматривал ранее действующий 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, данных им в Определении 17.07.2003 года № 268-О «По запросу Московского гарнизонного военного суда о проверке конституционности части второй статьи 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц.
Установление такого рода льгот по исчислению выслуги лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) и нарушающая право на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является стажем на соответствующих видах работы, порядок подсчета которого регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
В соответствии с п. 4 и п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы. Более того, истцом не представлены доказательства выполнения работы в течение полного рабочего дня в оспариваемый период и уплаты страховых взносов за спорный период времени.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Принимая во внимание вышеизложенное, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С учетом изложенного, оснований для включения в специальный стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода прохождения им службы по призыву не имеется.
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Исходя из ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
То есть, одним из основных условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Поскольку страховой стаж истца составляет менее 15 лет, основания для установления Косорукову А.В. фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Косорукова А.В. необходимо отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 13.04.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░