№ 2а-849/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2020 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бойцовой Л.А., с участием зам.прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Гараниной О.Ю., при секретаре Боковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора ЗАТО г.Зеленогорска к Кузнецову А. Ю. о прекращении права управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Зеленогорска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Кузнецову А.Ю. о прекращении действия права на управление транспортным средством, мотивировав требования тем, что прокуратурой с привлечением ОГИБДД МВД России по г. Зеленогорск проведена проверка требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". При проведении проверки установлено, что Кузнецов А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с заболеванием «психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Данный диагноз является противопоказанием для доступа к деятельности, связанной с управлением транспортными средствами. В связи с тем, что у Кузнецова А.Ю. имеется заболевание, наличие которого не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу возникновения ДТП, причинения вреда жизни и здоровью граждан, последний не имеет права по медицинским показаниям управлять транспортными средствами.
Зам.прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Гаранина О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Административный ответчик Кузнецов А.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен судебной повесткой, направленной почтой по адресу, указанному в исковом заявлении. Конверт вернулся за истечением срока хранения. С учетом изложенного суд считает, что суд исполнил возложенную на него обязанность по извещению административного ответчика о слушании дела.
Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ ФСНКЦ ФММБА России КБ № г.Зеленогорск о месте и времени извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица филиала ОГИБДД Отдела МВД России по ЗАТО г.Зеленогорск в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, о причинах не явки суд не уведомил.
Выслушав прокурора Гаранину О.Ю., изучив материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
Как следует из ст. 3 Закона, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. п. 1, 2, 4 ст. 23 названного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в соответствии с которым к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), что соответствует группе кодов F10 - F16, F18, F19 МКБ-10.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 377 от 28 апреля 1993 года «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами является наркомания.
На основании Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Ремиссией после лечения алкоголизмом или наркоманией, токсикоманией является воздержание от приема алкоголя, наркотиков и психоактивных веществ, а стойкая ремиссия - это выздоровление.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704, в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Как установлено в судебном заседании, Кузнецов А.Ю. имеет водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД г. Зеленогорска Красноярского края, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, на право управления транспортными средствами категории «А,В,С,D», что следует из карточки операции с ВУ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа на запрос филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Кузнецов А.Ю. состоит на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом F15.2.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", указанный диагноз является противопоказанием для управления транспортным средством.
Заключением судебно-психиатрической экспертной комиссии от 06.08.2020 № 113, проведенной на основании определения суда, установлено, что Кузнецов А.Ю. обнаруживает признаки синдрома зависимости (наркомании) от психостимуляторов (амфетаминов) средней стадии, что служит препятствием к управлению транспортными средствами.
Наличие заболевания и заключение судебно-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик не оспорил.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что действие права на управление транспортными средствами Кузнецова А.Ю. подлежит прекращению, поскольку управление последним транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При этом суд исходит из того, что у Кузнецова А.Ю. имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, и состояние его здоровья препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При указанных обстоятельствах имеются достаточные фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований и прекращения действия предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
Прекращение названного права административного ответчика не противоречит действующему законодательству, согласуется с положениями ст. 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лишение права управления транспортными средствами связано исключительно с наличием медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, устранение которых не препятствует повторному получению водительского удостоверения в установленном законом порядке.
Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в доход федерального бюджета в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░