Дело № 3га-810/2019 (33а-21510/2019)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 ноября 2019 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,,
судей Гаиткуловой Ф.С. и Субхангулова А.Н.,
при секретаре Рахимове Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» (далее - ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп») на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп», являясь собственником земельного участка с кадастровым номером №... и нежилого здания с кадастровым номером №..., расположенных в городе Белебее Республики Башкортостан, обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость земельного участка и нежилого здания в результате проведенных государственных кадастровых оценок земель населенных пунктов Республики Башкортостан, а также жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах оценщика ООО «Формула» № № 41, 44 от 08.04.2019 года.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка и нежилого здания равной их рыночной стоимости согласно отчетам об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, указав, что завышенная, по мнению административного истца, кадастровая стоимость затрагивает его интересы как плательщика земельного налога и налога на имущество, исчисляемых из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года с учетом внесенных изменений определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 04 октября 2019 года постановлено:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., общей площадью 1111 кв.м, расположенного по адресу: адрес, вид разрешенного использования: предпринимательство, в размере его рыночной стоимости 767 000,00 руб. по состоянию на 7 июля 2016 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №..., общей площадью 1465,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости 7 648 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 4 апреля 2018 года.
Взыскать с ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» в пользу ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» стоимость услуг за проведение судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка и нежилого здания в размере 25 000 рублей по следующим реквизитам: юридический адрес: адрес офис 403, ИНН №..., КПП №..., расчетный счет №..., кор. счет №..., БИК №... в ОАО «Газпромбанк» в г. Уфе.
В апелляционной жалобе ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменить в части удовлетворения кадастровой стоимости в размере 7 648 000 руб. на здание с кадастровым номером №.... В обосновании жалобы указывает, что суд не вправе устанавливать для собственника новую кадастровую стоимость здания в сторону увеличения по сравнению с государственной кадастровой стоимостью, поскольку истец восстанавливает право путем снижения размере кадастровой стоимостью для выполнения обязанности по оплате налога. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы. При проведении судебной экспертизы экспертом были допущены нарушения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» Хуснутдинова Р.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ).
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года № 141-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:63:010302:686, общей площадью 1111 кв.м, расположенного по адресу: адрес, вид разрешенного использования: предпринимательство, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 апреля 2019 года.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах от 11 апреля 2019 года, земельный участок на кадастровый учет поставлен 7 июля 2016 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земель отдельных населенных пунктов Республики Башкортостан по проведенному в 2015 году в Республике Башкортостан очередному туру работ по актуализации государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года № 482 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года», опубликованным 14.12.2015 года в «Ведомостях Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан», а также на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 25.11.2015.
Исходя из утвержденного вышеуказанным постановлением удельного показателя кадастровой стоимости по разрешенному виду использования земельного участка, его кадастровая стоимость определена по состоянию на дату постановки на кадастровый учет 7 июля 2016 года в размере 6 492 995,08 руб. согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
ООО «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» является собственником нежилого здания с кадастровым номером 02:63:010302:170, общей площадью 1465,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 апреля 2019 года.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества от 11.04.2019 года вышеуказанный объект недвижимого имущества на государственный кадастровый учет поставлен 16 июля 2009 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года утверждены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 01 января 2015 года», опубликованным на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан 27.11.2015 года http://www.npa.bashkortostan.ru.
Вышеуказанным постановлением кадастровая стоимость нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 040 956,99 руб. согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.04.2019 года.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка и нежилого здания, административный истец 4 апреля 2018 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республики Башкортостан с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, предоставив отчеты оценщика ООО «Формула» № №41,44 от 08.04.2019 года, согласно которым рыночная стоимость земельного участка определена в размере 303 000 руб. по состоянию на 7 июля 2016 года, нежилого здания – 2 314 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Решением комиссии от 14 мая 2018 года заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отклонено. При этом комиссия указала, что в нарушение требований ст.11 Федерального закона об оценке, пункта 5 ФСО №3 отчет вводит в заблуждение относительно корректности подобранных объектов-аналогов для итоговых расчетов.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, судом по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости объектов недвижимости, проведение которой поручено эксперту ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» ФИО2
Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз «Суд-информ» ФИО2 от 04.07.2019 года № 100/07-2019 кс рыночная стоимость земельного участка определена в размере 767 000 руб. по состоянию на 7 июля 2016 года, нежилого здания – 7 648 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Суд при оценке заключения эксперта в порядке, предусмотренном ст.ст. 82,84 Кодекса административного судопроизводства РФ, в качестве одного из доказательств, не имеющего предопределяющего значения по настоящему делу, нашел его достоверным и допустимым, учитывая, что в составе представленного экспертного заключения имеются сведения о квалификации эксперта, проводившего исследования (стаж оценочной деятельности 15 лет, включение в Реестр членов СРОО, наличие квалификационного аттестата по оценке недвижимости, полис страхования гражданской ответственности эксперта и экспертной организации. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ (в редакции от 25.11.2013г.) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, соблюдены. Эксперт предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение научно обосновано, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки, не имеет противоречий. Выводы эксперта при определении рыночной стоимости земельного участка сделаны на основе сравнительного анализа, при котором экспертом использованы три аналога земельных участков коммерческого назначения, расположенных в городах Белебее, Нефтекамске и Октябрьский Республики Башкортостан, с одинаковыми типовыми условиями о доступности необходимых инженерных коммуникаций, транспортной доступности с расчетом корректировки на местоположение в области, черте города. Информация получена по данным Интернет-сайтов о продаже земельных участков по указанному назначению от мая-июля 2014 года, содержащих необходимую информацию на предмет проверки ее достоверности. В заключении произведены корректировки по площади земельных участков с применением скидки на торг.
Принимая во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в экспертном заключении выводы, административным истцом не представлены, суд первой инстанции пришел к выводу о признании экспертного заключения по определению рыночной стоимости нежилого здания достоверным и допустимым доказательством.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции установил кадастровую стоимость земельного участка категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №..., общей площадью 1111 кв.м, расположенного по адресу: адрес, вид разрешенного использования: предпринимательство, в размере его рыночной стоимости 767 000,00 руб. по состоянию на 7 июля 2016 года.
Судебная коллегия считает, что в данной части решение суда является законным и обоснованным. При этом истец в данной части решение суда не обжалует.
Далее, суд первой инстанции, установил кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 02:63:010302:170, общей площадью 1465,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости 7 648 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
Однако, кадастровая стоимость данного нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 7 040 956,99 руб.
Судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части не обоснованными в силу следующего.
Ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений ст. 3 КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Предметом доказывания по настоящему делу являлась проверка доводов истца о нарушенном праве применительно к представленным им доказательствам, а задачей административного судопроизводства - защита права принимаемым судом решением. При отсутствии факта нарушения права по смыслу закона в иске следует отказать.
Истец в заявленных требованиях просил установить рыночную стоимость нежилого здания в меньшем размере, чем установлено государственной кадастровой оценкой, судом же установлена рыночная стоимость выше кадастровой.
Суд, установив по результатам судебной оценочной экспертизы действительную кадастровую стоимость в размере, превышающем установленную государственную кадастровую, должен прийти к выводу, что оспариваемой стоимостью права и законные интересы истца нарушены не были. Следовательно, при отсутствии факта нарушения прав, свобод и законных интересов истца, что является одном из условий для удовлетворения иска, исковые требования в данной части не подлежали удовлетворению.
Таким образом, суд не вправе устанавливать для собственника новую кадастровую стоимость нежилого помещения в сторону увеличения по сравнению с государственной кадастровой стоимостью, поскольку истец восстанавливает право путем снижения размера кадастровой стоимости для выполнения обязанности по оплате налога.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы нашли подтверждение, решение суда подлежит отмене в части в связи с неправильным применением норм процессуального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении в части административного иска об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №....
В остальном решение суда является законным, отмене и изменению не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о проведении повторной экспертизы, при проведении судебной экспертизы экспертом были допущены нарушения, несостоятельны.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Отклоняя довод представителя административного истца о несогласии с выводами судебного экспертного заключения, судебная коллегия исходит из отсутствия нарушения законодательства при проведении судебной экспертизы и подготовке экспертом заключения. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, административным истцом в материалы дела не предоставлено.
Ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 83 КАС РФ, суд обосновано отказал в удовлетворении ходатайства о проведении по делу повторной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия также не нашла оснований, предусмотренных процессуальным законом, для назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Доводы апелляционных жалоб о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что эксперт использовал при оценке нежилого здания метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, исходя из фактического использования объекта оценки согласно техническому паспорту (экспликации) и официальному сайту Культурно-развлекательного комплекса «Олимп» как торгово-офисного назначения, поскольку в данном двухэтажном здании располагаются и фактически используются по их назначению ресторан, банкетные залы, бары, боулинг, бильярд, игровой зал для детей, кальянная, танцпол и пр. Применение в качестве аналогов идентичных объекту оценки объектов торгово-офисного назначения, расположенных в городе Белебее Республики Башкортостан, является обоснованным.
Согласно пункту 24 Федерального стандарта оценки №1 оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
При указанных обстоятельствах, в остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года отменить в части удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №..., общей площадью 1465,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости 7 648 000,00 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Культурно-развлекательный комплекс «Олимп» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером №..., общей площадью 1465,3 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в размере его рыночной стоимости в размере 2 314 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года – отказать.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Старичкова Е.А.