Дело № 2-1956/2023
УИД 13RS0025-01-2023-002323-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 1 декабря 2023 г.
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе
судьи Салахутдиновой А.М.,
при секретаре судебного заседания Семелевой С.В.,
с участием:
истца – администрации городского округа Саранск,
ответчика Мясаутовой Е.М. и её представителя - адвоката Емельяновой С.В., представившей ордер №140 от 19 сентября 2023 г. адвокатского кабинета «Емельянова С.Н.» и удостоверение №39 от 27 декабря 2002 г.,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
прокурора – старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия Верниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа Саранск к Мясаутовой Елене Михайловне об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд,
установил:
администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Мясаутовой Е.М. об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик является собственником жилого помещения, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, которому также принадлежит доля в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <..>, площадью 4308,46 кв.м, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по оценке и обследованию жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда №2 от 21 февраля 2018 г., постановлением администрации городского округа Саранск №753 от 28 марта 2018 г. вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам жилого помещения были направлены уведомления с требованием о сносе жилого дома в разумный срок, однако работы по сносу аварийного дома ответчиками и иными собственниками помещений аварийного дома не проводились. 2 сентября 2022 г. администрацией городского округа Саранск принято постановление об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по вышеуказанному адресу, копия которого была направлена правообладателям изымаемой недвижимости. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости изымаемой недвижимости от 9 ноября 2022 г. размер возмещения за изъятие составляет 684 900 руб. Направленный 19 декабря 2022 г. в адрес ответчика проект соглашения об изъятии до настоящего времени Мясаутовой Е.М. не подписан, необходимые документы не представлены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация городского округа Саранск просила прекратить право собственности Мясаутовой Е.М. на жилое помещение с кадастровым номером <..>, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, а также на право общей долевой собственности ответчика на земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером <..>, площадью 4308,46 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты размера возмещения в сумме 684 900 руб.
В письменных возражениях на исковое заявление от 19 сентября 2023 г. представитель ответчика – адвокат Емельянова С.В. просила в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Саранск отказать, с которыми не согласна, поскольку многоквартирный дом, в состав которого входит принадлежащее ответчику жилое помещение, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Мордовия на 2013-2017 годы не был включен исключительно по вине администрации городского округа Саранск, признавшей данный дом аварийным лишь в 2018 г., при всей очевидности его аварийного состояния и угрозы обрушения еще в 2016 г., тем самым лишив ответчика, как собственника жилого помещения в аварийном доме, права на включение указанного дома в действовавшую до 1 января 2017 г. программу по переселению граждан из аварийного жилья и возможность получения другого благоустроенного жилья в связи со сносом аварийного дома. В связи с этим считает, что в выкупную цену изымаемого жилого помещения подлежат включению убытки, причиненные незаконными действиями истца, в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранск, площадью не менее 33 кв.м и общей стоимостью изымаемого жилого помещения, включая стоимость общего имущества и суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт (т.1 л.д.238-239).
В судебном заседании представитель ответчика - адвокат Емельянова С.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, однако, в случае прекращения права собственности ответчика на спорное жилое помещение, просила суд взыскать в пользу её доверителя также убытки в виде упущенной выгоды в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранск, площадью не менее 33 кв.м, и той стоимостью, которая определена по заключению судебной оценочной экспертизы, поскольку суммы, определенной экспертом, недостаточно для приобретения жилья взамен изымаемого, и ответчик из-за бездействия администрации городского округа Саранск лишен права на предоставление другого жилого помещения в собственность.
В судебное заседание представитель истца – администрации городского округа Саранск, ответчик Мясаутова Е.М., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство по делу не просили.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия не явился, в заявлении и.о. министра Петуров И.А. просил рассмотреть дело в отсутствие третьего лица (т.1 л.д.232).
Учитывая, что согласно статье 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Верниковой О.С., полагавшей исковые требования администрации городского округа Саранск подлежащими удовлетворению с установлением выкупной стоимости изымаемого жилого помещения согласно заключению судебной оценочной экспертизы, оснований не доверять которой не имеется, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Гарантии реализации прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, закреплены в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.) на вопрос №2 указано, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.)).
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим реконструкции.
Так, в силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). При этом статьей 56.8 ЗК РФ установлены особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В силу пункта 9 названной статьи размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
В пункте 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) приводятся основные принципы возмещения за изымаемый земельный участок, аналогичные предусмотренным в земельном законодательстве: определение размера возмещения исходя из рыночной стоимости земельного участка и рыночной стоимости расположенных на нем объектов недвижимости; допустимость изъятия земельного участка только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мясаутова Е.М. на основании договора передачи от 5 сентября 2014 г. является собственником жилого помещения, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.137-138, об.ст. л.д.143).
В спорном жилом помещении с 25 июля 2017 г. по настоящее время зарегистрирована ответчик Мясаутова Е.М. (т.1 л.д.231).
Сведения о месте регистрации ответчика подтверждаются и адресной справкой ОАСР УВМ МВД по Республике Мордовия от 7 сентября 2023 г. (т. л.д.229).
На основании сообщения администрации городского округа Саранск от 8 сентября 2023 г. следует, что Мясаутова Е.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе по категории «малоимущие граждане», в администрации городского округа Саранск не состоит (т.1 л.188).
Согласно выписке из ЕГРН от 1 сентября 2023 г. ответчик Мясаутова Е.М. иного недвижимого имущества в собственности, кроме спорного жилого помещения, не имеет (т.1 л.д.136).
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 26 июля 2016 г., вступившим в законную силу 1 сентября 2016 г., признано незаконным бездействие администрации городского округа Саранск по нерассмотрению вопроса о создании межведомственной комиссии для проведения оценки и обследования жилого многоквартирного дома <адрес> на предмет признания пригодным (непригодным) для проживания. На межведомственную комиссию администрации городского округа Саранск возложена обязанность по проведению оценки и дачи заключения о состоянии данного многоквартирного дома (т.2 л.д.179-184).
Заключением межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. №2, постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. №753, с учетом внесенных изменений на основании постановлений администрации городского округа Саранск от 11 января 2019 г. №9, 29 декабря 2021 г. №2039, жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания, а дом - аварийным и подлежащим сносу; постановлено отселить граждан, проживающих в многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения в период с 2018 года по 2025 год (т.1 л.д.7,8, 189-191, 192).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 декабря 2022 г., вступившим в законную силу 10 апреля 2019 г., исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания Октябрьского района» к ответчикам - собственникам комнат №№ 2-6,9-14,16-19,21а,24,27,28,29,32,36,37,39,40-53,57,58,60,62-67,69-82,84-92,95,96,97,99,100,101,105,106,108,109,110,112-130,132,133,135-137,139,141-146,149-153,155-159а дома <адрес> о возложении обязанности не чинить препятствия по выполнению ремонтных работы общедомового имущества оставлены без удовлетворения (т.2 л.д.185-190).
В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 8, под аварийным состоянием здания следует понимать состояние здания, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем людей.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 февраля 2019 г. № 53 утверждена государственная программа Республики Мордовия «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия», которая направлена на реализацию регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в рамках которого предоставляются субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановлением администрации городского округа Саранск от 27 мая 2020 г. №764 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск».
Исходя из указанных нормативных документов, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2017 г., в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, что подтверждается и сообщением администрации городского округа Саранск от 7 августа 2023 г. (т.1 л.д.188).
В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу администрация городского округа Саранск направила ответчику уведомление от 16 января 2019 г. №185-ОГ с требованием провести совместно с иными собственниками мероприятия по сносу вышеуказанного дома в течение двух месяцев со дня получения настоящего уведомления, предлагая одновременно в течение 5 дней после получения настоящего уведомления направить письменное согласие на заключение соглашения о выплате выкупной стоимости объекта недвижимости, полученное ответчиком 21 января 2019 г. (т.1 л.д.9-11).
На дату подачи искового заявления ответчиком, совместно с другими собственниками помещений многоквартирного дома, мероприятия по сносу жилого дома не проведены.
Как следует из представленных НО «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 4 сентября 2023 г. сведений, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в 2015 г. проводился капитальный ремонт крыши (т.1 л.д.162-186).
Исходя из представленных истцом сведений, в многоквартирном доме <адрес> в 2015 г. были проведены работы по ремонту мест общего пользования (согласно постановлению администрации городского округа Саранск от 28 июля 2015 г. №2203, 7 февраля 2017 г. №258), по установке газовых плит (т.1 л.д.193-223).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г., вступившим в законную силу 14 июля 2022 г., бездействие администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по представлению прокуратуры Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия от 7 июля 2021 г. N7-1-2021 об устранении нарушений жилищного законодательства, признано незаконным, не соответствующим абзацу 2 части первой статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части десятой статьи 32 ЖК РФ. На администрацию городского округа Саранск возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ (т.2 л.д.191-198).
Во исполнение данного решения администрацией городского округа Саранск издано постановление от 2 сентября 2022 г. N1249 «Об изъятии земельного участка и помещений, расположенных по адресу: <адрес>» (т.1 л.д.12), согласно которому постановила:
- изъять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <..>, площадью 4308,46 кв.м для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 1);
- изъять жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, согласно приложению к настоящему постановлению для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 2);
- изъять нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение <..>, с кадастровым номером <..>, площадью <...> кв.м, для муниципальных нужд городского округа Саранск (пункт 3).
Согласно перечню подлежащих изъятию объектов недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, с кадастровым номером <..>, подлежит изъятию (т.1 л.д.13-16).
9 сентября 2022 г. Мясаутовой Е.М. по месту жительства и нахождения спорного жилого помещения направлена копия данного постановления, 19 декабря 2022 г. - уведомление об изъятии и проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в котором ей предложено взамен изымаемого жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок возмещение в размере 684 900 руб., полученные ответчиком 22 декабря 2022 г. (т.1 л.д.17-18, 19-23).
Размер возмещения определен на основании отчета ООО «НОКС-Оценка» №114/11/2022-Н/109 от 9 ноября 2022 г., исходя из рыночной стоимости изымаемой недвижимости с учетом стоимости долей в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, в размере 526 000 руб., размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости – 25 800 руб., компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого дома – 133 100 руб., а всего 684 900 руб. (т.1 л.д.24-73).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Поскольку ответчик не подписал соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, администрация городского округа Саранск обратилась с настоящим иском в суд.
На основании пункта 6 статьи 13, пункта 8 статьи 14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда - к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, именно на муниципальные органы местного самоуправления возложена обязанность по изъятию аварийного жилого помещения для государственных и муниципальных нужд и исковые требования администрации городского округа Саранск об изъятии спорного аварийного жилого помещения с определением выкупной цены соответствуют механизму, предусмотренному положениями статьи 32 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзацах первом и втором подпункта «и» пункта 20 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Принимая во внимание, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу, что оснований для предоставления Мясаутовой Е.М. другого жилого помещения не имеется, и спорное жилое помещение подлежит изъятию у ответчика путем выкупа.
В соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, при определении размера возмещения должна учитываться рыночная стоимость жилого помещения, доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, и сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
При этом на основании анализа и оценки положений статей 14, 19, 32 ЖК РФ, статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также правовой позиции, изложенной в вышеуказанном Обзоре судебной практики, и, учитывая правовую природу изъятия жилого помещения для муниципальных нужд и компенсационный характер выкупной стоимости, предполагающий предоставление собственнику изымаемого жилого помещения возможность приобрести иное жилье, суд приходит к выводу о том, что собственник имеет право на предоставление выкупной цены изымаемого жилого помещения на момент, когда его жилищные права были нарушены, в связи с чем для восстановления жилищных прав истца расчет компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, как и в целом расчет выкупной стоимости, следует производить на момент рассмотрения спора.
В целях определения размера выкупной цены определением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 3 октября 2023 г. по ходатайству представителя ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Оценочные системы» (т.1 л.д.238-239, т.2 л.д.4-7).
Согласно заключению эксперта ООО «Оценочные системы» от 3 ноября 2023 г. №23/10/876-н выкупная цена изымаемого жилого помещения, площадью <...> кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с учетом площади вспомогательных помещений (коридоров, туалетов, душевых, умывальников, кухни, постирочной, ванной и т.п.), приходящихся на его долю, включающая в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, исходя из общей площади помещений в многоквартирном доме, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, составляет 836 337 руб., включая: 673 316 руб. - рыночная стоимость изымаемого жилого помещения площадью <...> кв.м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с учетом площади вспомогательных помещений 6,6 кв.м (коридоров, туалетов, душевых, умывальников, кухни, постирочной, ванной и т.п.), приходящихся на его долю, 42 932 руб. - рыночная стоимость доли Мясаутовой Е.М. в общем имуществе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом общей площади жилого помещения и площади доли во вспомогательных помещениях: кухни, туалетах, душевых, постирочных т.п., необходимой для использования указанного жилого помещения, 67 752 руб. – рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <..> площадью 4308,46 кв.м, на котором расположен многоквартирный дом с учетом доли в праве общей площади жилого помещения, принадлежащего Мясаутовой Е.М., и площади доли во вспомогательных помещениях: кухни, туалетах, душевых, постирочных т.п., необходимой для использования указанного жилого помещения, 52 337 руб. – размер всех убытков, причиненных Мясаутовой Е.М. изъятием жилого помещения, включая убытки, которые она несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: <адрес>, приходящейся на долю собственника Мясаутовой Е.М. в указанном многоквартирном доме, составляет 350 188 руб. (т.2 л.д.17-127).
Нарушений требований Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», статей 79, 83 - 86 ГПК РФ при производстве экспертизы и даче заключения, которые свидетельствовали бы о неполноте, недостоверности и недопустимости заключения эксперта и неправильности сделанных выводов, судом не установлено, так как выводы эксперта мотивированны, неясностей, противоречий и разночтений не содержат, подготовлены по результатам соответствующих исследований, основаны на применении нормативно-правовой базы, научно-методической литературы, экспертное исследование выполнено квалифицированным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (т.3 л.д.2), в силу чего объективность и достоверность выводов эксперта не вызывает сомнений.
Также учитывается, что отвод эксперту заявлен не был, ходатайства о привлечении иных экспертов, сторонами не заявлялись.
Суд отклоняет отчет об оценке №114/11/2022-Н/109, выполненный 9 ноября 2022 г. ООО «НОКС-Оценка», которым рыночная стоимость изымаемой недвижимости установлена в размере 684 900 руб., поскольку согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответственно, срок действия данного отчета истек, в связи с чем признать его достоверным не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заключение судебной оценочной экспертизы от 3 ноября 2023 г. №23/10/876-н является допустимым и достоверным доказательством по делу, в связи с чем кладет его в основу при разрешении возникшего между сторонами спора и определяет выкупную стоимость изымаемого имущества в том размере, который указан в заключении – 1 186 525 руб. (836 337 руб. + 350 188 руб.).
Доводы представителя ответчика о том, что в выкупную цену изымаемого жилого помещения подлежат включению убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) истца, в размере разницы между рыночной стоимостью однокомнатной квартиры в г.Саранск площадью не менее 33 кв.м и общей стоимостью изымаемого жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку положения статьи 32 ЖК РФ направлены на обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, равноценность возмещения которого определяется в соответствии с требованиями, содержащимися в части 7 настоящей статьи.
При изъятии аварийного жилья собственник получает компенсацию за изымаемое имущество, но эта компенсация не предполагает возмещение затрат на покупку нового жилья большей площадью (не менее 33 кв.м), стоимостью не менее 2 339 469 руб., исходя из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2023 г., утвержденных приказом Минстроя России от 29 августа 2023 г. N 619/пр.
Ввиду того, что убытки в размере 1 152 944 руб. (2 339 469 руб. – 1 186 525 руб.) к критерию, определяющему равноценность возмещения, не относятся, оснований для увеличения выкупной стоимости на эту сумму не имеется.
При этом ответчик не лишен права обратиться в суд с самостоятельным иском о возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) администрации городского округа Саранск, которые не являются убытками, связанными с изъятием жилого помещения, т.к. не охватываются примерным перечнем, приведенным в части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Ссылка представителя ответчика на Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Мордовия по гражданским делам за 1 полугодие 2023 года (утв. Президиумом Верховного суда Республики Мордовия 12 октября 2023 г.) в обоснование выводов о необходимости включения в убытки расходов по приобретению новой однокомнатной квартиры не может быть принята во внимание, поскольку приведенный в указанном Обзоре пример не тождественен отношениям сторон спора и разъяснения распространяются исключительно на случаи, когда изымается земельный участок сельскохозяйственного назначения, с определением размера упущенной выгоды от неполучения собственником изымаемого земельного участка возможной арендной платы.
Само по себе отсутствие другого жилья в собственности Мясаутовой Е.М., вопреки доводам стороны ответчика, не может являться основанием для взыскания убытков по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения для данного дела применительно к положениям статьи 32 ЖК РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что некоторым жильцам спорного многоквартирного дома предоставлено другое жилье, площадью не менее 33 кв.м, подлежат отклонению, т.к. их комнаты являлись муниципальными, соответственно, у истца имелась обязанность по предоставлению нанимателям данных комнат жилых помещений.
Учитывая, что дом, в котором находится комната Мясаутовой Е.М., признан аварийным, подлежащим сносу, собственниками жилых помещений снос не осуществлен, суд принимает решение об изъятии у ответчика недвижимости в пользу муниципального образования после выплаты органом местного самоуправления его выкупной стоимости в указанном размере.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации городского округа Саранск (ОГРН: 1131326000255, ИНН: 1326223660) к Мясаутовой Елене Михайловне (ИНН:<..>) об изъятии жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Мясаутовой Елены Михайловны на жилое помещение с кадастровым номером <..>, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, и право общей долевой собственности Мясаутовой Елены Михайловны на земельный участок под многоквартирным домом с кадастровым номером <..>, площадью 4308,46 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, посредством изъятия в пользу муниципального образования городской округ Саранск после уплаты возмещения в размере 1 186 525 (один миллион сто восемьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать пять) рублей.
В остальной части исковые требования администрации городского округа Саранск к Мясаутовой Е.М. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья Октябрьского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия А.М. Салахутдинова
Мотивированное решение составлено 1 декабря 2023 года.
Судья Октябрьского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия А.М. Салахутдинова