Решение по делу № 33-1063/2024 (33-24243/2023;) от 08.12.2023

            дело №...

            УИД 03RS0№...-49

            Судья Краснокамского межрайонного суда

            Республики Башкортостан ФИО3

Категория дела 2.146

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

33-1063/2024 (33-24243/2023)

21 февраля 2024 г.                                    адрес

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Гиндуллиной Г.Ш.,

судей                     Аюповой Р.Н.,

                        Мугиновой Р.Х.,

при секретаре                ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах муниципального образования, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице отдела по адрес Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с органами местного самоуправления о признании договоров аренды, купли–продажи земельного участка недействительными, применений последствий недействительности сделки, о возврате земельного участка, по правилам производства суда первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Гиндуллиной Г.Ш., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор адрес Республики Башкортостан в интересах муниципального образования обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, 25 июля 2022 г. между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в лице начальника Отдела по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления и ФИО1 заключен договор аренды №...зем земельного участка с кадастровым номером №..., общей площадью 536646 кв.м, расположенного по адресу: адрес, с/с Кариевский,                 д. Кутлинка, вид разрешенного использования: для строительства и размещения стационарной пасеки, посева медоносных трав, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Срок аренды установлен с 26 июля 2022 г. по 20 июля 2042 г. На момент заключения договора аренды арендодатель распоряжался земельным участком государственная собственность на который не разграничена на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №...-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельный участок предоставлен ФИО1 на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно договору аренды на вышеуказанном земельном участке имеется объект недвижимости - нежилое здание (стационарная пасека), с кадастровым номером №..., общей площадью 44,4 кв.м, принадлежащее ФИО1 на праве собственности. Также в ходе проверки установлено, что 16 августа 2022 г. между Отделом по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления и ФИО1 заключен договор купли-продажи №... указанного земельного участка. В последующем 13 сентября 2022 г. на основании договора купли-продажи от 1 сентября 2022 г. зарегистрирован переход права собственности ФИО2 на спорный земельный участок и здание. При этом спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, передаваемых адрес согласно схеме территориального планирования муниципального района адрес Республики Башкортостан, утвержденной решением Совета муниципального района адрес Республики Башкортостан от 12 марта 2015 г. №.... Также по результатам проверки выявлены нарушения земельного законодательства в части нарушения положений административного регламента, использования ФИО1 без правоустанавливающих документов длительное время земельного участка, без платы за пользование земельным участком, несоразмерностью площади предоставленного земельного участка находящемуся на нем объекта недвижимости, в связи с чем, прокурором района в адрес Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан внесено представление. По результатам рассмотрения представления начальник территориального отдела привлечен к дисциплинарной ответственности.

    На основании изложенного прокурор с учетом уточненных исковых требований просил:

    признать недействительным договор купли-продажи земельного участка общей площадью 536646 кв.м, расположенного по адресу: РБ, адрес, с/с Кариевский, д. Кутлинка, с кадастровым номером №..., №... от 16 августа 2022 г., заключенный между Отделом по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ФИО1,

    признать недействительным договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка от 1 сентября 2022 г., заключенный между ФИО1 и ФИО2;

    применить последствия недействительности сделки, прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок, обязать его возвратить указанный земельный участок Отделу по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а последнего обязать принять земельный участок.

Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурору адрес Республики Башкортостан отказано.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права.

Помимо доводов иска указывает, что судом необоснованно принята в качестве доказательства дополнительная землеустроительная экспертиза          от 7 августа 2023 г., является недопустимым доказательством, в связи с тем, что экспертом при выполнении ранее назначенной экспертизы использованы утратившие силу Методические рекомендации, фактически экспертом проведена повторная экспертиза, заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства. Также указывает, что ФИО1 длительное время использовал земельный участок без оплаты, несоразмерность площади земельного участка, находящемуся на нем объекту недвижимости, согласно проведенной экспертизы площадь для размещения пасеки составляет менее 1 % от площади всего земельного участка; на земельном участке деятельность не ведется, медоносные травы не произрастают.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, с учетом предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, судебной коллегией           29 января 2024 г. принято определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 27 июля 2023 г. о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, третьих лиц Управление Россельхознадзора Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан.

    Прокурор уточнил исковые требования, дополнив их требованием: признать недействительным договор аренды земельного участка общей площадью 536646 кв.м, расположенного по адресу: адрес, с/с Кариевский, д. Кутлинка, с кадастровым номером №..., №...зем от 25 июля 2022 г., заключенный между Отделом по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ФИО1

Протокольным определением от 7 февраля 2024 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования адрес Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

На судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор ФИО7, который поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1ФИО16 просил отказать в удовлетворении иска, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель ответчика - отдела по адрес Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО8 пояснил, что с иском прокурора не согласен, считает, что предоставление земельного участка в аренду, а далее в собственность законно. По поводу несоразмерности площадей, указал, что при заключении договора купли-продажи земельного участка было предоставлено техническое заключение о необходимости размера испрашиваемой площади, на момент предоставления земельного участка в собственность по закону Республики Башкортостан, минимальная площадь для земель сельскохозяйственного назначения была – 50 га. Возможности размежевания на тот момент не было.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО9 иск прокурора считает необоснованным, суду пояснила, что требования законодательства при заключении договоров аренды и купли-продажи с ФИО1 допущено не было, просила в иске отказать. Также из Минземимущества Республики Башкортостан представлен отзыв на исковое заявление, которым в удовлетворении исковых требований просят отказать в полном объеме.

    Представитель администрации муниципального образования адрес Республики Башкортостан ФИО10 (путем использования видеоконференц-связи) пояснила, что в настоящее время интересы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан не затрагиваются, просила вынести решение в соответствии с законом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО11 (путем использования видеоконференц-связи), в судебном заседании пояснила, что требования прокурора поддерживает.

Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) (пункт 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1), договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1).

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Подпунктом 8 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление продажи без торгов земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее также - Федеральный закон № 101-ФЗ) следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном данным пунктом порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (ст. 39.6 ч. 2 п. 9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 1, пунктами 11, 12, 17 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с победителем аукциона либо с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, с единственным принявшим участие в аукционе его участником на условиях, указанных в извещении о проведении этого аукциона.

При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

Согласно статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.

Вместе с тем, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью. Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.

По смыслу приведенных норм закона собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.

При рассмотрении вопроса о приобретении собственником объекта недвижимости, земельного участка, на котором расположен этот объект (здание, строение, сооружение), необходимо исследовать вопрос о соразмерности объекта недвижимости площади испрашиваемого земельного участка.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной муниципальной собственности без торгов осуществляется на основании заявления правообладателя здания, расположенного на участке при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса (статья 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как установлено статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. №... «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 9 марта 2016 г. между администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан в лице председателя комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан ФИО12 и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №...зем из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №..., площадью 536646 кв.м, с разрешенным использованием - для строительства и размещения стационарной пасеки, посева медоносных трав, со сроком аренды с 2 марта 2016 г. по 2 марта 2026 г. На основании постановления администрации адрес муниципальный район адрес Республики Башкортостан №... от 2 марта 2016 г.

18 апреля 2016 г. КФХ ФИО1 администрацией адрес муниципальный район адрес Республики Башкортостан выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства стационарной пасеки на предоставленном в аренду земельном участке.

По заказу ФИО13 МУП «Краснокамскстройзаказчик» подготовлена проектная документация на строительство зимника на 100 пчелосемей в д. Кутлинка. 30 декабря 2016 г. КФХ ФИО1 администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

13 февраля 2017 г. в ЕГРН внесены сведения о праве собственности ФИО1 на объект капитального строительства - стационарную пасеку, площадью 44.4 кв.м, кадастровый №..., расположенную по адресу: адрес, сельское поселение Кариевский сельсовет, примерно 2750 м по направлению на северо-запад от д. Кутлинка. Земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, сформирован и используется в существующих границах с разрешенным использованием - для строительства и размещения стационарной пасеки, посева медоносных трав с 2014 года.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан                     от 27 декабря 2017 г., оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2018 г., договор аренды земельного участка №...зем от 9 марта 2016 г., заключенный между администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 расторгнут.

25 июля 2022 г. ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 536646+/-256 кв.м на том основании, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект капитального строительства – нежилое здание.

25 июля 2022 г. между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в лице начальника отдела по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления ФИО8 и ФИО1 вновь заключен договор аренды земельного участка №...зем от 25 июля 2022 г. из категории - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №..., площадью 536646 кв.м, расположенный по адресу: адрес, с/с Кариевский, д. Кутлинка, с разрешенным использованием для строительства и размещения стационарной пасеки, посева медоносных трав, срок аренды составляет с       26 июля 2022 г. по 20 июля 2042 г. На земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером №..., стационарная пасека принадлежащий ФИО1

На основании соглашения от 16 августа 2022 г., между Отделом по адрес по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ФИО1, в связи с обращением арендатора, договор аренды земельного участка №...зем от 25 июля 2022 г. расторгнут.

16 августа 2022 г. ФИО1 обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка за плату.

При обращении за приобретением спорного земельного участка в собственность без проведения торгов ФИО1 представлено техническое заключение специалиста №.../СТР/22 от 15 августа 2022 г. ООО «СтройИндустрия» по определению соответствия спорного земельного участка, предъявляемым требованиям к земельным участкам для размещения стационарной пасеки и посева медоносных трав, согласно которому земельный участок соответствует предъявляемым требованиям к земельным участкам для размещения стационарной пасеки и посева медоносных трав. Количество установки ульев возможно определить в процессе использования земельного участка. Площадь земельного участка 536646 кв.м (53,66га) необходима для размещения стационарной пасеки, со всеми необходимыми постройками согласно требованиям ветеринарных правил. Основная площадь земельного участка необходима для посева медоносных трав.

16 августа 2022 г. между отделом по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и ФИО1 заключен договор купли-продажи №... в отношении спорного земельного участка. Выкупная цена земельного участка определена в сумме 1032009,14 руб. (пункт 2.21 договора).

Как следует из письма №... от 30 июня 2023 г. ГАУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии»               произведен расчет размещения возможного количества пчелиных семей, на земельном участке площадью 536646 кв.м, и специалист пришел к выводу, что на указанной площади можно продуктивно содержать 58 пчелиных семей с учётом посева энтомофильных медоносных культур и размещения пасечных построек, для эксплуатации стационарной пасеки требуются посев медоносных трав на земельном участке. Учитывая данные расчета возможного количества пчелиных семей на пасеке для обеспечения кормовой базой 100 пчелиных семей необходимо увеличить в 2 раза площадь под посевы энтомофильных сельскохозяйственных культур, размещение стационарной пасеки на земельном участке.

Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок к покупателю ФИО1 произведена                      30 августа 2022 г.

Довод прокурора о том, что ФИО1 не осуществлял сельскохозяйственную деятельность, не обоснован. Факт использования земельного участка ФИО1 подтверждается следующим.

В период с 2 марта 2011 г. по 30 марта 2023 г. ФИО1 являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основной вид деятельности которого - пчеловодство.

Ветеринарно-санитарный паспорт на пасеку ФИО1 не выдавался. Вместе с тем, между ним и сельскохозяйственным потребительским перерабатывающе-сбытовым кооперативом «Мед Севера Башкирии» 25 августа 2022 г. заключен договор, согласно которому ФИО1 получил в пользование 106 пчелосемей и пасечный инвентарь на срок с 25 августа 2022 г. до 25 августа 2028 г. В период до 20 марта 2023 г. ФИО1 состоял в Региональной общественной организации «адрес» Республики Башкортостан. Также КФХ ФИО1 представлял сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2019 г. по форме №...-фермер.

Согласно письму Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан стационарная пасека, находящаяся в собственности КФХ ФИО1 соответствует требованиям правил содержания пчел.

ФИО1 имеет в собственности сельскохозяйственную технику – погрузчик. Также, как пояснил представитель истца, по устному договору с ФИО14 (приходится дочерью истцу) ФИО1 передавалась в пользование сельхозтехника – трактор Беларус.

Представленные прокурором акты осмотра спорного земельного участка от 23 мая 2023 г. и 12 февраля 2024 г. не относится к периоду нахождения спорного земельного участка в пользовании ФИО1, а следовательно, не может достоверно свидетельствовать о наличии, либо отсутствии хозяйственной деятельности ответчика на спорном земельном участке в период времени до 23 мая 2023 г.

Вопреки доводу истца о безвозмездном использовании ФИО1 земельного участка, письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан                                     № М04ТО-05-26-исх/228-Г от 12.07.2023 г. подтверждено, что ФИО1 произвел оплату за последние три года за фактическое использование указанного земельного участка в полном объеме, задолженности по арендным платежам не имеет.

С целью проверки доводов истца о том, что площадь представленного ФИО1 по договору купли-продажи земельного участка несоразмерна площади расположенного на нем объекта, судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению экспертов ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки «Стандарт» №....4-23                            от 11 июля 2023 г. размер (площадь) земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, с/с Кариевский, примерно в 2750 м по направлению на северо-запад от д. Кутлинка, необходимого для обслуживания использования по целевому назначению объекта недвижимости - стационарной пасеки и посева медоносных трав должна составлять 536646 кв.м примерно 53,7 га. Для эксплуатации указанной стационарной пасеки требуется посев медоносных трав на земельном участке. адрес земельного участка для размещения и обслуживания стационарной пасеки в количестве 100 ульев составила 536646 кв.м (с учетом расположенных на нем строений и сооружений, а также стационарной пасеки в количестве 100 ульев). Размещение стационарной пасеки на земельном участке с кадастровым номером №..., соответствует землеустроительным и градостроительным требованиям, санитарным и ветеринарным нормам.

Поскольку было установлено, что при производстве данной экспертизы экспертом были использованы утратившие с 16 августа 2022 г. силу Методические рекомендации по технологическому проектированию объектов пчеловодства РД-АПК 1.10.08.01-10, утвержденные Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 6 августа 2010 г., с целью исключения противоречий судом была назначена дополнительная судебная землеустроительная экспертиза, которая была поручена тому же эксперту.

Согласно выводам заключения экспертов ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки «Стандарт» №... доп./16.4-23                   от 7 августа 2023 г., размер (площадь) земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, с/с Кариевский, примерно в 2750 м по направлению на северо-запад от д. Кутлинка, необходимого для обслуживания использования по целевому назначению объекта недвижимости - стационарной пасеки, с кадастровым номером №... и посева медоносных трав должна составлять:

1) при засеве земельного участка донником белым - 703030 кв.м, что в переводе с кв.м на га составляет 70,3 га,

2) при засеве земельного участка кипреем узколистым - 618667 кв.м, что в переводе с кв.м на га составляет 61,9 га.

Площадь указанного земельного участка с кадастровым номером №... для обслуживания и использования по целевому назначению стационарной пасеки с кадастровым номером №... и посева медоносных трав составляет 536646 кв.м, что является недостаточным для устройства стационарной пасеки с количеством 100 ульев. В случае засева земельного участка донником белым на данном земельном участке возможно разместить 76 ульев. В случае засева земельного участка кипреем узколистным на данном земельном участке возможно разместить 87 ульев.

Размещение стационарной пасеки на земельном участке с кадастровым номером №..., соответствует землеустроительным и градостроительным требованиям, санитарным и ветеринарным нормам.

При этом как следует из исследовательской части, при расчёте норм размещения пчелосемей эксперт при составлении дополнительной экспертизы руководствовался данными сети интернет, справочниками и иной литературой.

Экспертом определено, что для размещения 100 ульев в среднем требуется 3000 кв.м. Общее количество земельного участка, занятого ульями, зимовником и вагончиком составляет 3062,40 кв.м. При этом экспертом произведен расчет возможного количества ульев, которые можно разместить на обследованном участке. Округлённая площадь земельного участка свободная от застроек и самой пасеки составляет 53,36 га. Для расчета экспертом выбраны сорта трав с наибольшей медопродуктивностью, произрастающих в климатических условиях Республики Башкортостан с цветением в период с мая по сентябрь согласно справочников по пчеловодству. Экспертом произведен расчет количества пчелосемей, которые возможно разместить на обследованном участке с учетом медоносных трав с наибольшей продуктивностью и сроком цветения.

Каких-либо иных объективных, достаточных и допустимых доказательств, опровергающих выводы судебной экспертизы ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки «Стандарт» №... доп./16.4-23 от 7 августа 2023 г., сторона истца суду не представила. Несогласие стороны спора с результатами экспертного заключения само по себе не является основанием для признания экспертного заключения ненадлежащим доказательством по делу. Ходатайство о назначении дополнительной экспертизы истец не заявил.

Право определять достаточность доказательств принадлежит суду, разрешающему спор по существу, как следует из ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив заключение судебного эксперта ООО Региональное бюро независимой экспертизы и оценки «Стандарт» №... доп./16.4-23                   от 7 августа 2023 г., судебная коллегия приходит к выводу, что оно в полном объеме соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо противоречий не содержит. Экспертиза назначена и проведена по правилам, определенным статьями 79, 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку оно выполнено экспертом, обладающим надлежащей квалификацией, состоящим в государственном реестре экспертов - техников, предупрежденным об уголовной ответственности, имеющим длительный стаж работы по экспертной специальности, квалификацию для проведения, в том числе, в области исследования объектов землеустройства, земельных участков, зон с особыми условиями использования территорий; само заключение эксперта является полным и мотивированным, не содержит неточности и неясности в ответах на поставленные вопросы; выводы эксперта являются однозначными, не носят вероятностного характера.

Основания для сомнения в правильности выводов эксперта, лица обладающего специальными познаниями в области землепользования, в его беспристрастности и объективности у судебной коллегии отсутствуют. Процессуальных нарушений при производстве дополнительной судебной экспертизы не допущено.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, на которые прокурор не ссылался и доказательств не приводил.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что местоположение границ испрашиваемого земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (то есть в соответствии с разрешенным использованием земельного участка), а размеры предоставляемого земельного участка должны соотноситься с использованием и эксплуатацией строения, находящегося на данном земельном участке.

Судебная коллегия исходит из вышеуказанных положений закона и полагает, что размер предоставленного ответчику ФИО14 в аренду, а затем в собственность, спорного земельного участка, непосредственно связан с функциональным назначением земельного участка – «строительство и размещение стационарной пасеки, посева медоносных трав», а также нахождением на нем объекта недвижимости – «стационарная пасека», с использованием которого осуществлялась предпринимательская деятельность, соразмерность испрошенного ФИО1 земельного участка подтверждена и необходима, задолженности по арендным платежам за пользование земельного участка ФИО1 не имел, то отсутствовали основания для отказа ФИО1 в заключении с ним договора аренды от 25 июля 2022 г. без проведения торгов и договора купли-продажи от        16 августа 2022 г., т.к. он имел исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта, а именно размещение стационарной пасеки и посева медоносных трав (необходимых для функционирования стационарной пасеки).

Следует учесть, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан каких-либо действий по возврату земельного участка с марта 2018 г. не предпринимало. Факт проведения служебной проверки в отношении должностного лица Министерства не имеет значения для рассмотрения заявленного спора. Гражданское производство по искам Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан к ФИО1 не возбуждалось. В судебном заседании представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возражали против заявленных требований прокурора, при отсутствии нарушений условий заключения оспариваемых прокурором договоров.

Рассматривая довод о включении спорного земельного участка в перечень земель передаваемых адрес, необходимо отметить следующее.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 Федерального закона          № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ).

Как следует из пункта 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 131-ФЗ, изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Граница муниципального образования может быть изменена только с учетом мнения населения, выраженного непосредственно путем референдума.

Согласно письменным пояснениям представителя Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан письмом от 12 апреля 2016 г. №... согласовала передачу земельных участков.

При этом, 18 апреля 2016 г. администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан выдано ФИО1 разрешение на строительство объекта капитального строительства стационарной пасеки на вышеуказанном земельном участке, а                        30 декабря 2016 г. выдано разрешение на ввод пасеки в эксплуатацию. Право собственности на стационарную пасеку на спорном земельном участке зарегистрировано ФИО1 13 февраля 2017 г., никем не оспаривается.

Генеральные планы поселений являются документами территориального планирования (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентировано, что состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

На основании части 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе представлять свои предложения по проекту генерального плана (внесения изменений в него).

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 28 декабря 2017 г. решением Совета городского округа адрес №... внесены изменения в генеральный план городского округа адрес, утвержденный решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 г.

Решением Совета сельского поселения Кариевский сельсовет №... от 5 сентября 2019 г. внесены изменения в генеральный план сельского поселения Кариевский сельсовет муниципальный район адрес Республики Башкортостан.

25 ноября 2021 г. Советом городского округа адрес вынесено решение №... об изменении границ городского округа адрес, приняв часть территории Кариевского сельсовета адрес Республики адресю 348,1061 га в состав городского округа адрес.

Решением Совета сельского поселения Кариевский сельсовет №... от 28 июля 2022 г. изменены границы сельского поселения Кариевский сельсовет муниципальный район адрес Республики Башкортостан.

В силу пункта 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков, находящихся в границах территории поселения, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений (пункт 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ).

Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития. При этом, генеральный план несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа и муниципального образования в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.

Процедура изменения границ муниципального образования адрес Республики Башкортостан на момент заключения спорных договоров и на день рассмотрения дела не завершена. В установленном законодательством порядке границы муниципального образования не утверждены. Следовательно, указанное обстоятельство не могло быть основанием, препятствующим Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице отдела по адрес Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с органами местного самоуправления предоставлению земельного участка в аренду и собственность ФИО1 При этом изменение границ муниципального образования и включение земельных участков в границы городского округа не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании договоров аренды, купли – продажи земельного участка заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в лице начальника Отдела по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления и ФИО1 недействительными не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

ФИО1 на основании договора купли-продажи                            от 1 сентября 2022 г., заключённого с ФИО2 продал последнему спорный земельный участок и расположенное на нем нежилое здание -стационарная пасека. Договорная цена продаваемых объектов составляет 2 000 000 руб. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок и нежилое здание к покупателю произведена                    19 сентября 2022 г.

ФИО2 выдан паспорт ветеринарно-санитарной пасеки №... от 9 февраля 2023 г., из которого следует, что ему принадлежит пасека в количестве 25 пчелиных семей, по адресу: адрес, с/с Кариевский, д. Кутлинка, в 2750 м по направлению на северо-запад от ориентира от д. Кутлинка, также имеются записи об учете пчелосемей, о покупке в 2023 году - 25 и 75 пчелосемей.

Из представленного ответчиком ФИО2 соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности от 5 июля 2021 г., заключенного между ФИО2 и ФИО15 следует, что в целях производства товарного меда и другой пчеловодческой продукции стороны договорились о сотрудничестве в создании и надлежащем содержании пасеки, срок действия соглашения указан до 5 июля 2023 г.

Ответчики ФИО1 и ФИО2 вправе были заключить договор, и предусмотренных законом оснований для признания договора купли-продажи от 1 сентября 2022 г. недействительным, применения последствий недействительности сделки, прекращении права собственности ФИО2 на земельный участок, обязании его возвратить указанный земельный участок Отделу по адрес Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а последнего обязать принять земельный участок не имеется.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах муниципального образования, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в лице отдела по адрес Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с органами местного самоуправления о признании договоров аренды, купли – продажи земельного участка недействительными, применений последствий недействительности сделки, о возврате земельного участка судебная коллегия считает необходимым отказать по изложенным выше обстоятельствам и нормам закона ввиду отсутствия оснований.

    Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 августа 2023 г. отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах муниципального образования, неопределённого круга лиц к ФИО1, ФИО2, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, отделу по адрес Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с органами местного самоуправления Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, адрес Республики Башкортостан о признании договора недействительными аренды, договоров купли–продажи земельного участка от 16 августа 2022 г. и от 1 сентября 2022 г. недействительными, применений последствий недействительности сделки, о возврате земельного участка отказать.

Председательствующий:

Судьи:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 февраля 2024 года

33-1063/2024 (33-24243/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Краснокамского района Республики Башкортостан
Администрация МР Краснокамский район РБ
Ответчики
Шайбаков Халит Вахитович
Министертсво земельных и мущественных отношении Республики Башкортостан Отдел по Краснокамскому району Управления по работе с территориальными органами и взаимодействию с ОМСУ
Духнин Андрей Викторович
Другие
Администрация СП Кариевский сельсовет МР Краснокамский раойн РБ
Управление Росреестра по РБ
администрация ГО г. Нефтекамск РБ
Минлибаев Виктор Фанилевич
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
11.12.2023Передача дела судье
15.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
31.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Передано в экспедицию
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее