Дело №а-3867/2021 19 февраля 2021 года
47RS0№-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и необоснованным решения от ДД.ММ.ГГГГ, -обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по <адрес>, в обоснование административных исковых требований указав, что являются долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10462 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтных предприятий, расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи: №№-47/012/2019-3 от ДД.ММ.ГГГГ и №№-47/012/2019-2 от ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке располагается нежилое здание – станция технического обслуживания, кадастровый №, площадью 3257 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1.
Нежилое здание принадлежит на праве долевой собственности административным истцам, о чем в ЕГРН внесены соответствующие записи: № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью раздела земельного участка и нежилого здания между административными истцами было заключено соглашение о разделе земельного участка и нежилого здания, находящегося в долевой собственности, согласно которому земельный участок подлежит разделу в соответствии со схемой раздела.
В целях проведения государственной регистрации права раздела объектов недвижимости административные истцы обратились с заявлением о проведении соответствующих регистрационных действий в Управление Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложением межевого и технического плана по разделу.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлена в связи с несоблюдением минимальных отступов от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений – 3 м.; минимальные отступы зданий, строений, сооружений от красных линий улиц – 6 м., от красных линий проездов – 4 м.
Административные истцы с данным решением административного ответчика не согласны, указывают, что государственный регистратор не учитывает тот факт, что ввод нежилого здания в эксплуатацию был осуществлен еще в 1975 году, а равно к нему не применимы нормы, регламентированные градостроительным законодательством, поскольку они рассчитаны на строительство ФИО6 зданий, строений и сооружений.
К уже построенному и введенному в эксплуатацию зданию такие нормы не могут быть применимы, так как при постоянной смене значений отступов, приходилось бы заниматься постоянной перестройкой, реконструкцией или сносами объектов недвижимости.
Также административные истцы полагают, что указанный метраж в конкретном случае соблюден: по северной стороне земельного участка отступ от здания до границ земельного участка составляет по 37 м. относительно западного крыла здания, 28 м. относительно восточного крыла здания; по западной границе земельного участка отступ от здания до границ составляет 13 м., по восточной границе земельного участка отступ от здания до границ составляет 9 м.
Вместе с тем, согласно Правил землепользования и застройки, земельный участок с такой площадью может быть разделен, так как требования по минимальным размерам площади соблюдены, а требований по максимальным размерам не установлено, в связи с чем административные истцы полагают, что оснований для приостановления государственной регистрации не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для обжалования приостановления в регистрационных действиях.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было отклонено в связи с тем, что граница образуемых земельных участков проходит через объект капитального строительства (нежилое здание).
Будучи не согласными с принятыми решениями, административные истцы просят суд:
- признать решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и необоснованным;
- обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданство - ФИО1, место рождения <адрес>а <адрес>, пол мужской, паспорт 41 03 030146, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом Внутренних <адрес>, код подразделения 472-002, зарегистрирован по адресу: <адрес>, лит. А, <адрес> государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес> соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4- и нежилого здания с кадастровым номером 47:07:0711001:1837 расположено по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес> соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4;
- обязать Управление Росреестра по <адрес> осуществить в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданство - ФИО1, место рождения <адрес>а Республики Молдова, пол мужской, паспорт 40 05 357797, выдан ДД.ММ.ГГГГ 53 отделом милиции <адрес> Санкт- Петербурга, код подразделения 782-053, зарегистрирован по адресу: <адрес> государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объектов, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дер. ФИО6, <адрес> соответствии с межевым планом от от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4 - и нежилого здания с кадастровым номером 47:07:0711001:1837 расположено по адресу: <адрес>, дер. ФИО6, <адрес> соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4.
В настоящее судебное заседание административные истцы не явились, извещались судом путем направления смс-сообщений, доставленных ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО2 представили заявления от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении административного дела в их отсутствие, направили в суд своего представителя, которая административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, лично извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, представил письменный мотивированный отзыв по административному иску, в котором просил об отказе в удовлетворении административных исковых требований, полагая их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Территориальная генерирующая компания №», привлеченного к участию в деле протокольным Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, извещался судом путем направления судебной повестки заказной почтой регистрируемым почтовым отправлением ШПИ №, полученным ДД.ММ.ГГГГ В материалы настоящего административного дела представлен письменный отзыв на административный иск, в котором просит рассматривать административное дело в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, так как их явка не была признана обязательной.
Выслушав мнение представителя административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что ФИО3 и ФИО2 принадлежит земельный участок, каждому по ? доли в прав собственности, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1, общей площадью 10462+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтных предприятий, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены записи №№-47/012/2019-2 и №№-47/012/2019-3.
ДД.ММ.ГГГГ административными истцами был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1, межевой план подготовлен кадастровым инженером ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО10 и ФИО2 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлениями о государственном кадастровым учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, общей площадью 5231 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, д.ФИО6, предоставив: межевой план, оптический компакт-диск; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> вынесено уведомление №, 359, 360, №, в адрес ФИО3 и ФИО2, в котором указано следующее. В соответствии с пунктом 7, 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», уведомляет о приостановлении, начиная с ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственному учету и государственной регистрации права, прекращение права в отношении земельного участка, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1, в связи с тем, что: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона). В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, в порядке исполнения ст.29 Закона было выявлено следующее. Статьей 29.20 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. В соответствии с ч.4, 6 ст.11.6 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с п.3 ст.85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Согласно правил землепользования и застройки МО «Новодевяткинское сельское поселение» ФИО7 муниципального района <адрес>, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне – производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктуры – И1. Правилами установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Минимальные отступы от границ земельных участков стен зданий, строений, сооружений – 3 м.; Минимальные отступы зданий, строений, сооружений: от красных лини улиц – 6 м.; от красных линий проездов – 4 м. Согласно сведений ЕГРН, заявителям на праве общедолевой собственности принадлежит здание – станция технического обслуживания с кадастровым номером 47:07:0711001:1837. Согласно представленного межевого плана земельного участка, раздел земельного участка произведен непосредственно под зданием. Таким образом вновь образуемые земельные участки не соответствуют требованиям законодательства, в частности, градостроительному регламенту установленной в данной территориальной зоне. Земельный участок, занимаемый зданием, является неделимым и может находиться только общей долевой собственности всех собственников здания. Вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части (статья 133 Гражданского кодекса Российской Федерации). Учитывая вышеизложенное, отсутствуют основания для раздела земельного участка под неделимым объектом недвижимого имущества. Кроме того, границы образуемых земельных участков №:ЗУ1, №:ЗУ2 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0722001:234, прошедшего ранее кадастровый учет. Технической ошибки при проверке межевого плана не выявлено. Причина возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения - ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ. В случае выявления реестровой ошибки в сведениях об объекте недвижимости рекомендуем руководствоваться ч. 3 ст. 61 Закона. С целью устранения замечаний необходимо представить: представить межевой план подготовленный в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании вышеизложенного осуществление действий государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вышеуказанный объект недвижимости приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ Приостановление осуществления государственного кадастрового учета или государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в случаях, установленных Законом, может быть обжаловано в административном порядке (часть 9 статьи 26 Закона) заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав в соответствующем субъекте Российской Федерации для рассмотрения заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Обжалование указанного приостановления в судебном порядке возможно только после его обжалования в апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности"). Приостановление осуществления государственной регистрации прав (ограничения прав) либо государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (ограничения прав) в отношении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Закона). В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона (статья 27 Закона).
Не согласившись с данным уведомлением от 2ДД.ММ.ГГГГ, административные истцы обратились в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятого в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, в котором просили осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10462 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, дер.ФИО6, <адрес>.1, в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> №, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении, с указанием на следующие обстоятельства. Межевой план, представленный в орган регистрации прав, подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. Учетные действия согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ приостановлены в связи с тем, что объект капитального строительства, расположенный на исходном земельном участке, после процедуры раздела фактически располагается на двух земельных участках, а также в связи с тем, что границы образуемых земельных участков пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 47:07:0722001:234. Апелляционная комиссия соглашается с решением государственного регистратора ввиду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно статье 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельном участке с кадастровым номером № расположен объект недвижимости с кадастровым номером 47:07:0711001:1837, который находится на праве общей долевой собственности заявителей. Согласно графической части межевого плана граница образуемых земельных участков проходит через объект капитального строительства (нежилое здание). Таким образом, объект недвижимости по результатам проведенных кадастровых работ фактически располагается на двух земельных участках. Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из вышеуказанного следует, что раздел земельного участка с оставлением расположенных на нем строений в общей долевой собственности сторон невозможен, поскольку в данном случае не происходит выделения каждому из сособственников обособленного земельного участка, свободного от прав третьих лиц (Определение Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия. В силу положений части 6 статьи 30, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде: предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь; ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка. Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ). Таким образом, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка), действующим законодательством не допускается. В случае если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка - строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возводимый объект признается самовольной постройкой. Учитывая изложенное, один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил. В результате комплексного анализа технического паспорта объекта капитального строительства с кадастровым номером 47:07:0711001:1837 было установлено, что объект недвижимости не представляет собой обособленные и изолированные друг от друга части здания. Учитывая технические характеристики объекта недвижимости, обоснование необходимости раздела земельного участка отсутствует. Раздел земельного участка возможен после реконструкции объекта капитального - строительства и государственного кадастрового учета двух обособленных объектов недвижимости. Дополнительно сообщаем, что раздел объекта капитального строительства может быть осуществлен в судебном порядке (решение суда о реальном разделе объекта недвижимости и о признании права собственности на соответствующие части каждому сособственнику). После оформления процедуры реального раздела объекта недвижимости и постановки на государственный кадастровый учет самостоятельных объектов недвижимости собственники земельного участка вправе обратиться с заявлением о разделе такого участка под обособленную часть нежилого здания. На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 39 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ № об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанное решение апелляционной комиссии Управления Росреестра по <адрес> административные истцы просят признать незаконным и необоснованным, и обязать административного ответчика произвести действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объектов, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4 и нежилого здания с кадастровым номером 47:07:0711001:1837, в соответствии с техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО4.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
Согласно положениям статей 5, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Нормами статьи 4 названного Федерального закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №П/93, от ДД.ММ.ГГГГ №П/210, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с положениями ч.2 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявление о кадастровом учете (далее также - заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов. В случае представления заявления и необходимых для кадастрового учета документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и указанных документов. В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 1.1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что межевой план, технический план и акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Орган кадастрового учета, многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.4 указанной статьи).
В статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрен список документов необходимых для кадастрового учета изменений земельного участка, которые предоставляются вместе с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно положениям ч. 4 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Закона №218-ФЗ в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Согласно пунктам 5, 7 и 31 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо ФИО6 необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим в редакции на дату составления административным истцом межевого плана (далее - Требования), установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона №218-ФЗ. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе межевого плана "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания).
Как следует из технического плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 2-х помещений, расположенных по адресу: <адрес>, д.ФИО6, <адрес>.1, подготовленном ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4, заключением является следующее. Согласно акту рабочей комиссии в здании произведены строительно-монтажные работы по внутренней перепланировке нежилого здания в соответствии с проектной документацией, подготовленной ЗАО «Градиент». Выполненная перепланировка не затронула наружных границ здания. Согласно акту рабочей комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выполненные строительно-монтажные работы не затрагивают несущие конструкции здания и не оказывают отрицательного влияния на способность и эксплутационные характеристики здания в целом, не влияют на характеристики надежности и безопасности здания и не создают угрозу для безопасности жизни и здоровья людей. В результате проведенных работ по переустройству здания, образовано два помещения: 1-Н площадью 1695,3 кв.м. и помещение 2-Н площадью 1563,9 кв.м.
Как определено частью 2 статьи 25 ЖК РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 14 части 1 ГрК РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Из технического плана помещения, выполненного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО4, следует, что фактически была выполнена реконструкция объекта недвижимости – <адрес>.1 в дер.ФИО6 муниципального района <адрес>.
В соответствии с пунктами 4,6 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатками, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 133 Гражданского Кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части. Так как здание разделить в натуре без последствий его разрешения невозможно, то оно признается неделимой вещью.
Таким образом, учитывая принцип единства судьбы земельного участка и объектов недвижимости, нахождение одного неделимого объекта недвижимости одновременно на нескольких земельных участках, образованных путем разделения одного земельного участка, противоречит смыслу действующего земельного законодательства, что влечет невозможность раздела одного земельного участка под одним зданием.
Из вышеуказанного следует, что раздел земельного участка с оставлением расположенных на нем строений в общей долевой собственности сторон невозможен, поскольку в данном случае не происходит выделения каждому из сособственников обособленного земельного участка, свободного от прав третьих лиц, что подтверждает вывод Управления Росреестра по <адрес>, сделанный в оспариваемых решениях.
При таком положении дела, руководствуясь вышеуказанными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что у Управления Росреестра по <адрес> имелись основания для приостановления государственного кадастрового учета на основании поданных административными истцами документов, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии основания для признания незаконным решения административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, равно как и для обязания административного ответчика произвести действия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным и необоснованным решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: