Решение по делу № 2-204/2024 (2-2906/2023;) от 07.09.2023

К делу №2-204/2024

УИД 23RS0050-01-2023-003221-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 15 января 2024 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Метёлкина Е.В.,

при секретаре судебного заседания Кожемякиной Я.Л.,

с участием представителя истца - администрации муниципального образования Темрюкский район Пивень А.И., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Корнаухова А.Н. – Хижниковой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1 о признании незаконным межевого плана, незаконным раздела земельного участка, незаконным постановку на государственный кадастровый учет и снятии с кадастрового учета вновь образованных участков,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в суд с иском к Корнаухову А.Н., в котором просит признать незаконным межевой план, в соответствии с которым были образованы и поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами:

- площадью 4261кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, в 500м западнее <адрес>;

площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>

- площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 942кв.м, категорией – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для дачного строительства, по адресу: <адрес>

- площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 820кв.м, категорией – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования    - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования    - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 918кв.м, категорией - земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования    - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

, площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования    - для дачного строительства, по адресу: <адрес>

- , площадью 680кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>

площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, р-н <адрес>

- площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- , площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 812кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>;

- площадью 1088кв.м, категорией – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>.

Признать незаконным раздел земельного участка с кадастровым номером , категория - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для дачного строительства, площадью 18700кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес>

<адрес>

Восстановить сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 18700кв.м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, в границах АФ «Голубая бухта» ОАО, в 500м западнее <адрес>.

Свои доводы истец обосновал тем, что в управление муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> поступила информация о разделе земельного участка с кадастровым номером , площадью 18700кв.м, категорией - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах АФ «Голубая бухта» ОАО, в 500м западнее <адрес>. Согласно сведениям из ЕГРН, указанный земельный участок разделен на 17 земельных участков, принадлежащих на праве собственности Корнаухову А.Н.: с кадастровым номером , площадью 4261кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, в 500 м западнее <адрес>; с кадастровым номером площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, пер. Казачий, 6; с кадастровым номером площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером площадью 918кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>, пер. Казачий, 4; с кадастровым номером площадью 680кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес> с кадастровым номером площадью 942кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 820кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером , площадью 812кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером площадью 1088кв.м, категорией - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, по адресу: <адрес>. В соответствии с ч.1 ст.41 ГрК РФ в целях обеспечения устойчивости развития территории, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка документации по планировке территории. Согласно ч.3 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях, когда: необходимы установление, изменение или отмена красных линий; необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; планируется осуществление комплексного развития территории. Частью 6 статьи 41 ГрК РФ определено, что проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 указанной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа. Согласно ч.1 ст.42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Таким образом, в целях установления элементов планировочной инфраструктуры, улично-дорожной сети, красных линий, подготовка документации по планировке территории, на которой расположены вышеуказанные земельные участки, является обязательной. В соответствии с ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Согласно ч.8 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. В соответствии со ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию. Поскольку необходимо установление планировочной структуры улично-дорожной сети, красных линий и т.д., подготовка документации по планировке территории обязательна. В соответствии с ч.6 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. Согласно п.26 ч.1 ст.26 указанного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). Сводом правил СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр) определено, что проектирование улично-дорожной сети в населенных пунктах осуществляется: при подготовке генерального плана сельского поселения; при подготовке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; при подготовке проектов планировки территорий, в том числе предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов улично-дорожной сети. Согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, администрацией МО <адрес> решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) в отношении земельного участка с кадастровым номером и образованных в результате их перераспределения земельных участков не принимались. При хозяйственном освоении территории (в том числе подготовке градостроительного плана земельного участка, проектирование, строительство/реконструкция, вводе в эксплуатацию) в обязательном порядке должны учитываться требования нормативов градостроительного проектирования всех уровней. Согласно ч.3 ст.1 ГрК РФ установлено, что устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений. В частности, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр утверждены виды элементов планировочной структуры: район; микрорайон; квартал; территория    общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего приложения; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно- пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и(или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего приложения; улично-дорожная сеть. Поскольку, необходимо установление планировочной структуры, улично-дорожной сети, красных линий, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры и т.д., подготовка документации по планировке территории обязательна. Статьей 7 ЗК предусмотрено, что земли в РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Без разработанной и утвержденной, в соответствии с нормами действующего законодательства, документации по планировке территории не обеспечивается устойчивое развитие территории, в том числе не выделены элементы планировочной структуры, не могут быть установлены границы земельных участков, не могут быть установлены красные линии. Аналогичная правовая позиция, сформирована в апелляционных определениях <адрес>вого суда по делам (дело в суде 1 инстанции ), (дело в суде 1 инстанции ).

Представитель истца администрация муниципального образования Темрюкский район Пивень А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, при этом, ссылаясь на основания, отраженные в иске.

Ответчик Корнаухов А.Н., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Участвующий в деле его представитель Хижникова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании категорически не согласилась с предъявленными к ее доверителю исковыми требованиями, поддержав позицию, отраженную в письменных возражениях на иск, в которых сторона ответчика просит в удовлетворении иска полностью отказать, в виду его несостоятельности, необоснованности и незаконности, доводы истца обоснованы на неверном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и подлежат отклонению, представленные истцом в дело доказательства недостаточны для удовлетворения исковых требований, а также сторона ответчика обратила на пропуск истцом срока исковой давности.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск администрации МО Темрюкский район не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Руководствуясь ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.ст.11, 72 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в том числе, и полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами.

Как следует из материалов дела, в Управление муниципального контроля администрации МО <адрес> поступила информация о разделе с кадастровым номером , площадью 18700кв.м, категорией - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в границах АФ «Голубая бухта» ОАО, в 500м западнее <адрес>.

Согласно сведениям из ЕГРН, указанный земельный участок разделен на 17 земельных участков, принадлежащих на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, согласно информации, представленной управлением архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, администрацией МО <адрес> решения о подготовке, утверждении документации по планировке территории (проекта планировки, проекта межевания) в отношении земельного участка с кадастровым номером и образованных в результате их перераспределения земельных участков не принимались.

При хозяйственном освоении территории (в том числе подготовке градостроительного плана земельного участка, проектирование, строительство/реконструкция, вводе в эксплуатацию) в обязательном порядке должны учитываться требования нормативов градостроительного проектирования всех уровней.

Поскольку, необходимо установление планировочной структуры, улично-дорожной сети, красных линий, объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры и т.д., подготовка документации по планировке территории обязательна.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, вышеуказанные земельные участки с кадастровыми номерами?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????‹&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;приобретены ответчиком Корнауховым А.Н. на основании возмездной сделки - договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у предыдущего собственника Бакалюк В.В., что подтверждается договорами купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с передаточными актами, кадастровыми паспортами земельных участков (выписками из госкадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ, планами границ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанные земельные участки были образованы в результате раздела исходного земел

Вышеуказанные земельные участки были образованы в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером , площадью 18700 кв.м, категорией – земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, в границах АФ «Голубая бухта» ОАО, в 500м западнее <адрес>, произведённого предыдущим собственником исходного земельного участка Бакалюк В.В. в июле 2008 года.

Как видно из землеустроительного дела (дополнение к з/у архив ) по разделу земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного по запрос суда из госфонда данных ППК Роскадастра по <адрес>, в установленном законом порядке собственник исходного земельного участка с кадастровым номером Бакалюк В.В. в 2008 году обратился в ООО «Азимут», имеющее необходимые лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, для осуществления кадастровых работ по образованию новых земельных участков, образуемых в результате раздела исходного, и подготовки землеустроительного дела земельных участков в измененных границах.

В итоге проведенного межевания исходного земельного участка с целью раздела на 17 земельных участков, в рамках которого были подготовлены и составлены проект планировки земельных участков, технический проект, разбивочный чертёж, акты согласования границ земельных участков, проект границ раздела земельного участка, планы границ образованных земельных участков и другие документы, предусмотренные действующим на 2008 год законодательством, в том числе в соответствии с СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства», «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, 2003 года»; «Рекомендациями по составлению технического проекта по выполнению работ по межеванию, объектов землеустройства, 2004 года» и другими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами регулирующими отношения в области землеустройства.

Как установлено судом, в состав землеустроительного дела включены следующие документы, подготовленные Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> для раздела исходного земельного участка: «Схема планировки земельных участков» выполненная МУ «Управлением архитектуры и градостроительства <адрес>» по заказу Бакалюк В.В., разработанная на основе топографической съёмки, на схеме отображены дороги и профиль дороги;

Информационная справка об установлении адреса земельным участкам во вновь образованном жилом микрорайоне в <адрес>, в которой согласно учётно-справочной и картографическим материалам МАУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», правоустанавливающей документации (договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за , свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, схема планировки земельных участков, разработанную отделом планировки и застройки МУ «Управлением АиГ» в 2007 году), что учитывая планировочное решение вновь образованного микрорайона (западная окраина <адрес>), значит земельные участки в кадастровом квартале , ограниченном улицами: Московская, Энергетиков, переулком Казачий, значит по адресу:

<адрес>

<адрес>

<адрес>)

На момент произведения раздела исходный земельный участок относился к категории населённых пунктов и имел разрешённое использование – для дачного строительства, что было подтверждено при формировании землеустроительного дела, сведениями государственного земельного кадастра, полученных на бумажном носителе от ДД.ММ.ГГГГ, указанное достоверно усматривается из землеустроительного дела от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в материалы дела из госфонда данных ППК Роскадастра по <адрес> на электронном носителе.

Также в материалах указанного землеустроительного дела содержится свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, выданное повторно взамен свидетельству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая выписка из гос. кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, акт согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный также главой Фонталовского сельского поселения <адрес>.

В обосновании иска истец указал, что управлением муниципального контроля администрации МО <адрес> поступила информация о разделе земельного участка с кадастровым номером площадью 18700кв.м, категорией - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, р-н Темрюкский, в границах АФ «Голубая бухта» ОАО, в 500м западнее <адрес>

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ранее вид разрешённого использования исходного земельного участка с кадастровым номером был «сельскохозяйственное назначение».

Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об изменении разрешённого использования земельного участка, расположенного в <адрес>, в границах, в 500 метрах западнее <адрес>» вид разрешённого использования исходного земельного участка с кадастровым номером изменено на вид разрешённого использования «для дачного строительства».

Кроме того, у исходного земельного участка с кадастровым номером по Решению Совета Муниципального образования <адрес> XLII сессии IV созыва за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ населённых пунктов сельских округов <адрес>», была изменена категория земель, а именно с категории земель: «сельскохозяйственного назначения» на категорию земель: «земли населённых пунктов», что достоверно усматривается из представленной истцом - администрацией МО <адрес> по запросу суд в материалы дела копии вышеуказанного Решения Совета Муниципального образования <адрес> XLII сессии IV созыва за от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями из архива администрации МО <адрес>.

Муниципальным учреждением Управления архитектуры и градостроительства <адрес> в 2007 году помимо вышеуказанных документов было подготовлено исследование «Информация об инженерно-геологических и гидрологических условиях земельного участка западнее поселка <адрес> состоящее из 26 листов, проектный отдел которого разработал схему планировки жилого микрорайона в <адрес> из 17 земельных участков в кадастровом квартале что следует из его оригинала приобщенного стороной ответчика к материалам дела.

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное учреждение Управления архитектуры и градостроительства <адрес> было создано и зарегистрировано в 1992 году именно <адрес>.

Таким образом, на основании материалов межевания (землеустроительного дела) были оформлены «Описания земельных участков», которые вместе с проектом раздела границ земельного участка выданы собственнику исходного земельного участка с кадастровым номером Бакалюку В.В., а дополнительное межевое дело сдано в архив территориального отдела.

После получения проекта раздела границ земельного участка (схемы планировки земельных участков) собственник Бакалюк В.В. осуществил постановку образованных земельных участков на кадастровый учёт, после чего провёл государственную регистрацию права на вновь образованные земельные участки.

Процедура раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 23 завершена осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образованные в результате раздела исходного земельного участка земельные участки, прекращением прав и снятием с кадастрового учета исходного земельного участка и выдачей органом регистрации прав свидетельств о государственной регистрации права на вновь образованные в результате раздела исходного земельного участка земельные участки.

При подготовке в землеустроительном деле материалов межевания по разделу земельного участка с кадастровым номером , нарушений законодательства, действующего на тот период времени (2008 год) не допущено, постановка образованных земельных участков произведена с соблюдением закона.

Впоследствии, а именно: в декабре 2008 года 17 земельных участков, образованных из исходного земельного участка с кадастровым номером были проданы собственником Бакалюком В.В.- Корнаухову А.Н. по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п.1 ст.43 ЗК РФ, граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец не доказал существовали ли на момент образования спорных участков и сохраняются ли в настоящее время каких-либо законодательные препятствия для кадастрового учета вновь образуемых участков. При этом, указание на отсутствие разработанного проекта планировки территории к таким основаниям отнесено быть не может.

В соответствии с п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В данном случае право собственности на вновь образованные земельные участки возникло у ответчика Корнаухова А.Н. на сновании договоров купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков, которое в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным, государственная регистрация права на образованные в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером земельные участки осуществлена в установленном законом порядке, никем не оспорена, а следовательно, оснований, предусмотренных законом, для аннулирования государственной регистрации прав не имеется.

Кроме того, истцом не указано норм действующего законодательства, которые подтверждают обоснованность его требований об аннулировании права собственности ответчика на спорные земельные участки и снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков и восстановлении сведений в ЕГРН в отношении земельных участков, с учетом того обстоятельства, что в данном случае право ответчика зарегистрировано в установленном законом порядке, в том числе на основании сделок, не признанных судом ничтожными и(или) недействительными, совершенных ответчиком, как добросовестным приобретателем.

Истцом не указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате аннулирования права собственности ответчика на спорные земельные участки, снятии с государственного кадастрового учёта земельных спорных участков и восстановлении сведений в ЕГРН в отношении данных земельных участков.

В части доводов об обязательности разработки и включения документации по планировке территории в состав межевого плана и использования данного документа при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером администрация МО Темрюкский район ссылается на статьи Градостроительного кодекса РФ, а именно:

Однако, ссылка истца на формулировки указанных статей Градостроительного кодекса РФ, является несостоятельной, поскольку данные формулировки статей приведены из редакции Градостроительного кодекса РФ, действующей в настоящее время, а не на момент образования спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт, поскольку на тот период действовала иная редакция, а именно редакция от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4 ст.41 ГрК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на период образования спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт), в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется, а подготовка землеустроительной документации осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Как следует из материалов дела, раздел исходного земельного участка, осуществлялся, путём подготовки землеустроительной документации в порядке, предусмотренном земельным законодательством, а именно подготовкой землеустроительного дела (дополнение к з/у архив ) по разделу земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Схемы планировки земельных участков, разработанной отделом планировки и застройки МУ «Управлением АиГ» в 2007 году по заказу собственника земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201000:20, в чертеже планировки отображена дорога, посредством которой обеспечивается возможность подъезда, подхода к каждому образованному земельному участку.

Таким образом, у собственника исходного земельного участка с кадастровым номером при его разделе в 2008 году отсутствовала обязанность разработки проекта планировки.

Несостоятельна ссылка истца на Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр, которым утверждены виды элементов планировочной структуры, поскольку на момент образования спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт (2008 год), данного приказа не существовало, а следовательно не были утверждены установлены и утверждены виды элементов планировочной структуры, тем более с учётом того, что у сособственника исходного земельного участка с кадастровым номером при его разделе в 2008 году, согласно п.4 ст.41 ГрК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ отсутствовала обязанность разработки проекта планировки.

Несостоятельна ссылка Истца на свод правил СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ /пр, которым определено, что проектирование улично-дорожной сети в населенных пунктах осуществляется: при подготовке генерального плана сельского поселения; при подготовке программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения; при подготовке проектов планировки территорий, в том числе предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов улично-дорожной сети, поскольку указанные нормативные документы был утверждены и введены в действие только лишь в 2018 году, тогда как образование спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт осуществлялось в 2008 году.

Несостоятельна ссылка истца на ч.6 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, поскольку указанный федеральный закон, регулирующий государственную регистрацию недвижимости введены в действие в 2015 году, тогда как образование спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт осуществлялось в 2008 году в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующим на тот период.

Также по вышеуказанной причине несостоятельна ссылка истца на п.26 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

В силу положений ст.11.4 ЗК РФ, действующего в 2008 год на момент образования спорных земельных участков и их постановки на кадастровый учёт, как в общем то действующего и в настоящее время, раздел земельного участка относится к правомочиям его собственника. Следовательно, установление ограничений для собственника в реализации данного права должно соответствовать федеральному закону.

В Земельном кодексе Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие запрет на раздел земельных участков до момента утверждения проекта планировки территории, на которой они расположены.

На момент образования спорных земельных участков не действовали Правила землепользования и застройки Фонталовского поселения <адрес>» применительно к территории населённого пункта: <адрес>, поскольку данные правила впервые были утверждены в 2011 году Решением Совета Фонталовского сельского поселения <адрес> ХХХII II созыва от ДД.ММ.ГГГГ за , то есть спустя 3 года после образования спорных земельных участков, таким образом, отсутствовала необходимость разработки проекта планировки территории для ее применения.

В соответствии с положениями ст.11.3 ЗК РФ, предварительное утверждение документации по планировке территории требуется лишь в случае образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права администрации МО <адрес> не нарушены ответчиком, поскольку истец не является собственником земли ни в спорном массиве, ни соседних земельных участков.

Также, в силу ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно частям 2, 3 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Исковые требования, заявленные администрацией МО Темрюкский район, не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не оспаривается основание возникновения права гражданина в отношении принадлежащих ему земельных участков, а также правовое основание раздела земельного участка с кадастровым номером . Единственным юридическим основанием для раздела земельного участка, находящегося в частной собственности, является решение собственника.

Ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу заявлено о применении пропуска срока исковой давности.

В пунктах 1, 3, 4, 5, 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от ДД.ММ.ГГГГ ), даны следующие разъяснения:

В соответствии со статьей 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).

Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1 ст.200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

В силу п.1 ст.200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По смыслу п.1 ст.200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Согласно п.2 ст.196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела по существу, администрация МО <адрес> с 2008 года знала о способе и условиях раздела земельного участка с кадастровым номером и образования из него 17 спорных земельных участков, поскольку схема планировки земельных участков в <адрес> в кадастровом квартале была подготовлена отделом планировки и застройки - проектной группой Муниципального учреждения «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» при администрации МО <адрес>, на основании указанной планировки формировалось землеустроительное дело по разделу исходного земельного участка и проект границ раздела данного земельного участка, в результате которого были образованы 17 спорных земельных участков и поставлены на кадастровый учёт, а информационной справкой об установлении адресов земельных участков во вновь образованном жилом микрорайоне в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за , подготовленной также Управлением архитектуры и градостроительства <адрес>, вновь образованным земельным участкам в указанном квартале были присвоены почтовые адреса.

Более того, в 2006 году именно администрацией МО <адрес> был изменён вид разрешённого использования и категория исходного земельного участка с кадастровым номером , а именно Постановлением главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за «Об изменении разрешённого использования земельного участка, расположенного в <адрес>, в границах, в 500 метрах западнее <адрес>» и Решением Совета Муниципального образования <адрес> XLII сессии IV созыва за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ населённых пунктов сельских округов <адрес>».

Проект планировки земельных участков в кадастровом квартале , подготовленный и разработанный Отделом планировки и застройки (Проектная группа) МУ «УАиГ» по которому был разделён исходный земельный участок и образовано 17 земельных участка, фактически разработан Администрацией МО Темрюкский район.

Таким образом, с учётом приведённых норм права и с учетом установленных по делу обстоятельств, истец в лице уполномоченного органа местного самоуправления достоверно знал о разделе исходного земельного участка уже с 2008 года, что имело место более 14 лет назад, при таких обстоятельствах срок исковой давности по требованиям, заявленным в данном гражданском споре, истек.

С учетом изложенного, суд считает требования истца о признании незаконным межевого плана, незаконным раздела земельного участка с кадастровым номером не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления администрации муниципального образования Темрюкский район к ФИО1 о признании незаконным межевого плана, незаконным раздела земельного участка, незаконным постановку на государственный кадастровый учет и снятии с кадастрового учета вновь образованных участков – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Метёлкин

Решение в окончательной форме принято 19 января 2024 года.

2-204/2024 (2-2906/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования Темрюкский район
Ответчики
Корнаухов Андрей Николаевич
Бакалюк Владислав Викторович
Другие
Пивень Александр Иванович
Управление Росреестра в Темрюкском районе
Администрация Фонталовского сельского поселения
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
temruksky.krd.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Подготовка дела (собеседование)
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.11.2024Судебное заседание
07.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее