Дело № 2-2412/2023
64RS0043-01-2023-002316-54
Заочное Решение
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года город Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего Магазенко Ю.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кулиш В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Культурного наследия <адрес> к ФИО3, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования «<адрес>», администрация <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитет по управлению имуществом <адрес>, ФИО1, ФИО2 о понуждении устранить нарушения в области охраны объектов культурного наследия,
установил:
Комитет Культурного наследия <адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ФИО3 о понуждении устранить нарушения в области охраны объектов культурного наследия.
Требования мотивированы тем, что в адрес Комитета культурного наследия <адрес> из администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) поступила информация о несанкционированных работах по демонтажу оригинальных оконных заполнений с их последующей заменой на пластиковый профиль в границах <адрес> расположенной в жилом многоквартирном <адрес> по
<адрес> в <адрес>. Данный многоквартирный жилой дом в соответствии с приказом Комитета культурного наследия <адрес> № от
ДД.ММ.ГГГГ включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в категории объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Дом жилой Саратовских травников братьев Соколовых с оградой». Также данным приказом утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия, согласно которому заполнение оконных проемов, а именно их форма, габариты и расстекловка являются предметом охраны. Приказом министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р данный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации. В нарушение Федерального законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в жилых помещениях относящихся к <адрес> расположенной в объекте культурного наследия по вышеуказанному адресу проведены работы по демонтажу оригинальных оконных заполнений с их последующей заменой на пластиковый профиль. Согласно письменным пояснениям от ДД.ММ.ГГГГ поданным в администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», заказчиком работ по демонтажу оригинальных оконных заполнений с их последующей заменой на пластиковый профиль является непосредственно ФИО3.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит возложить на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт: 6304 №, зарегистрированную по адресу: <адрес> обязанность в течение 180-ти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку проектной документации, организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по воссозданию исторического облика оконных заполнений в границах жилого помещения <адрес>, расположенной в спорном помещении объекта культурного наследия; в течение 360-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда силами организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии разработанной проектной документацией. Производителю работ получить в комитете культурного наследия <адрес> разрешение на проведение работ по сохранению объекта.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 233 Согласно информации представленной отделом адресно-справочной работы ГУ МВД России по <адрес> в <адрес> расположенной в жилом доме по вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО3, ФИО1, ФИО2
Вместе с этим ст.ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный <адрес> в <адрес> в соответствии с приказом Комитета культурного наследия <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в категории объекта культурного наследия регионального значения с наименованием «Дом жилой Саратовских травников братьев Соколовых с оградой».
Также данным приказом утвержден предмет охраны указанного объекта культурного наследия, согласно которому заполнение оконных проемов, а именно их форма, габариты и расстекловка являются предметом охраны.
Приказом министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р данный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующего спорное правоотношение, федеральным законодателем гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы); законодателем выделяются объекты культурного наследия федерального, регионального и местного значения (статья 4); под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (статья 6); Единый государственный реестр объектов культурного наследия представляет собой государственную, информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-техническое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра; сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия (пункты 2 и 3 статьи 15); реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном указанным федеральным законом (статья 16); объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия (пункт 5 статьи 16.1).
Как следует из текста искового заявления в Комитет культурного наследия <адрес> из администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» (№ от ДД.ММ.ГГГГ) поступила информация о несанкционированных работах по демонтажу оригинальных оконных заполнений с их последующей заменой на пластиковый профиль в границах <адрес> расположенной в жилом многоквартирном <адрес> по
<адрес> в <адрес>.
Согласно письменным пояснениям от ДД.ММ.ГГГГ поданным в администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», заказчиком работ по демонтажу оригинальных оконных заполнений с их последующей заменой на пластиковый профиль является непосредственно
ФИО3
Из письменных пояснений ФИО3 следует, что она с 1977 года проживает по адресу: <адрес> по договору социального найма. За весь период проживания в данной квартире собственником помещения администрацией <адрес> текущий и капитальный ремонт не производился, А поскольку деревянные окна пришли в полную негодность, и в связи с невозможностью проживания в квартире, она их заменила на окна из ПВХ профиля за свои средства, не изменив проемы окна. О том, что дом имеет статус памятника культурного наследия ей не известно.
Законом N 73-ФЗ предусмотрен порядок вручения уведомлений собственникам помещений, расположенных в жилом доме, о необходимости соблюдения требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
Согласно пунктам 8, 12 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.
Такие же обязанности, связанные с уведомлением собственников помещений, предусмотрены в связи с принятием решения о включении такого объекта в реестр объектов культурного наследия пунктом 14 статьи 18 Закона N 73-ФЗ, а пунктом 12 статьи 47.6 данного закона предусмотрено обязательное вручение собственнику помещения охранного обязательства, а также направление в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с пунктом 13 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ обязанность лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, по выполнению охранного обязательства возникает с момента получения данным лицом документов, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи.
Согласно ответам администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», администрации муниципального образования «<адрес>» от 27 и ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», договор социального найма на жилое помещение не заключался. Информация о принадлежности вышеуказанного многоквартирного дома к объекту культурного наследия в администрацию муниципального образования «<адрес>», администрацию района не поступала, в связи с чем наниматель жилого помещения № о статусе многоквартирного дома не уведомлялся.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства, дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме, поскольку ФИО3 в нарушение
п. 14 ст. 18 Закона N 73-ФЗ о статусе многоквартирного дома не уведомлялась.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Комитета Культурного наследия <адрес> к ФИО3 о понуждении устранить нарушения в области охраны объектов культурного наследия, - отказать.
Ответчик вправе подать в Волжский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ю.Ф. Магазенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ю.Ф. Магазенко