УИД: 18RS0001-01-2023-002308-59
Дело № 2-192/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Ижевск
Ленинский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего судьи Рябова Д.Н., при секретаре Зориной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Непогодиной С. Л. к НУО «Фонд капитального ремонта по Удмуртской Республике» о признании незаконными и недействительными действий, перерасчете платы,
у с т а н о в и л:
истец Непогодина С.Л. обратилась в суд с иском к ответчику Якуниной З.М., НОУ «Фонд капитального ремонта по Удмуртской Республике» признании протоколов и решений общих собраний недействительными (ничтожными), признании незаконными действий регионального оператора по повышению стоимости работ по капитальному ремонту.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры №№ по адресу: <адрес>, где был проведен капитальный ремонта крыши. Дата начала капитального ремонта 25.01.2023, дата окончания 10.02.2023. При подготовке к капитальному ремонту были допущены нарушения порядка созыва, принятия решения, фальсификации протоколов общего собрания многоквартирного дома, влияющее на волеизъявление собственников. Полное отсутствие информации о сроках работ, предельно допустимой стоимости капитального ремонта. Злоупотребление властью со стороны регионального оператора УР нарушение предоставления нормативно правовых актов. На дату начала капитального ремонта не было уведомления собственников о начале проведения капитального ремонта, указания видов и сроков выполнения работ, наименования заказчика и подрядчика, контактных телефонов лиц, ответственных за производство работ и осуществления строительного контроля. Полное отсутствие информации о заключении договоров с подрядчиками, стоимости работ, суммы займа денежных средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт конкретного дома. В связи с недостаточностью денежных средств, накопленных домом на счете регионального оператора, 19.06.2022 инициатор собрания в <адрес>, Якунина З.М. оформила протокол с предложением об увеличении минимального регионального взноса на 10,2 руб., сроком возврата денежных средств в течение 10 лет на период с 01.07.2022 по 31.03.2032 в целях выполнения работ по капитальному ремонту крыши. Предельно допустимая стоимость, перечень работ, сроки начала и окончания капитального ремонта на повестку дня не выносилась. Стоимость работ, сумма заемных средств и кредитор (источник финансирования) в протоколе не указаны. Собственников дома о проведении собрания председатель <адрес> не оповещала, подписи собрала, пройдясь по квартирам, что не соответствует ч. 4 ст. 45 ЖК РФ, от такого предложения истец отказалась, поставив подпись в строке – воздержалась. За капитальный ремонт платежные документы за июль истец не получала. Документы от НОУ «Фонд капитального ремонта по Удмуртской Республике» с увеличением платы за капитальный ремонт за июль и август пришли во второй половине сентября. В строке минимальный размер взноса выставляли тариф 18,20 руб. за 1 кв.м. площади. По Удмуртской Республике в августе 2022 года обязательный минимальный размер оплаты за капитальный ремонт определен 8,00 руб. В строке дополнительный взнос по решению собственников <адрес>, информация отсутствует, чем вводит плательщиков в заблуждение, вынуждая оплачивать не оказанные услуги при отсутствии договора и согласия о цене. Выставляемые квитанции в размере выше минимального регионального взноса оплачиваются истцом в полном объеме для получения в дальнейшем помощи от государства в качестве субсидий на оплату коммунальных услуг. Оплата по квитанциям не является акцептом. 22.09.2022 инициатор собрания <адрес>, Якунина З.М. проводит внеочередное общее собрание. В повестке дня – проведение капитального ремонта крыши. В нарушение ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ инициатором собрания предельно допустимая стоимость работ не озвучена, в протоколе стоимость работ не прописана. Согласно п.п. 1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ (в редакции от 16.11.2018 № 69-РЗ) региональный оператор обязан предоставить собственникам предложение о сроке начала капитального ремонта, перечне и объеме работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования, предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. Предложение от фонда капитального ремонта Якунина З.М. собственникам не предоставила. Соглашения о цене с собственниками протоколом не фиксировали, следовательно, нет оснований для дальнейшего заключения договоров. Согласно ч. 1.2 ст. 44 ЖК РФ, при недостатке денежных средств на счете дома для проведения капитального ремонта должен заключаться договор займа с указанием существенных условий договора, указание кредитора, цели и сумма займа, срок заключения и исполнения договора. В повестку включается вопрос о погашении займа и уплате % за счет средств фонда капитального ремонта. Протокол от 22.09.2022 ни одного из указанных условий не содержит. Представление протокола решения общего собрания без указания предельно допустимой стоимости и утверждения сметы расходов противоречит требованиям, предусмотренным ч. 4.5 ст. 177 ЖК РФ. В ООО «УК Кедр» был представлен фальсифицированный протокол от 22.09.2022. 25.01.2023 в <адрес> начинается капитальный ремонт без уведомления собственников. По ходу работ узнали, что ремонт производят на крыше. Утвержденная региональная программа капитального ремонта подлежит размещению на сайте регионального оператора, а также в государственно-информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, и согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна содержать: перечень работ и услуг; цену в рублях и условиях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате (работ, услуг) через определенные время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму подлежащую выплате потребителем и график погашения этой суммы; гарантийный срок, срок службы если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья потребителей; адрес, наименование исполнителя уполномоченной организации. Правоотношения с Фондом капитального ремонта носят возмездный характер и подпадают под понятия – сделка, которая должна соответствовать нормам гражданского законодательства. Жилищный кодекс прямо предусматривает обязанность Фонда принять на себя обязательства и функции технического заказчика, что соответствует признакам строительного подряда. Согласно ст. 182 ЖК РФ Фонд не разместил в публичном пространстве проект договора, из которого вытекают права и обязанности обеих сторон по которым Фонд обязан оказать услуги по договору. Получить полную информацию, в том числе документы о проведении капитального ремонта и условиях договора займа (ч. 3 ст. 172 ЖК РФ), в котором единственным условием договора является сумма займа, для собственников не представляется возможным. Собственникам не предоставлена смета. Начисления по завышенному тарифу с июля 2022г. в течение 10 лет является предложением Фонда капительного ремонта на предоставление кредита (займа) на выполнение работ, которые фактически не выполнены, без предоставления договора. Истец не давала согласия на заключение договора займа, на оплату квитанций выше минимального регионального взноса, об этом уведомила Фонд капитального ремонта. Председатель собрания не имеет права совершать сделки в отношении другого лица. Доверенность на заключение договоров займа, на возвратной основе председателю МКД не выдавали. Из ответа фонда от 15.02.2023, полученного на обращение истца, следует, что для проведения капитального ремонта крыши МКД № был заключен договор № 05-15/10-ОПР-23 от 27.12.2022 с ООО «Союз» на сумму 713428,01 руб. (включая оценку технического состояния и изготовление проектной документации). Кроме того Фондом заключен договор на предоставление услуг по строительному контролю № 05-15/21-СК-23 от 06.02.2023 в ООО «Декопро» на сумму 6994,39 руб. В настоящее время (20.06.2023) в системе ГИС выставлены суммы: договор с ООО «Союз» №05-15/10-ОПР-23 от 27.12.2022 на 804000 руб. – ремонт крыши; изготовление проектной документации – 8040 руб., обследование инженерно-строительных конструкций – 8040 руб., строительный контроль №05-15/21-СК-23 от 06.02.2023 с ООО «Декопро» - 7999,80 руб. Стоимость ремонта крыши увеличилась на 14% без решения общего собрания МКД. Изменение объема работ, увеличение предельной стоимости утверждается общим собранием собственников помещений МКД. На дату подачи искового заявления в суд в системе ГИС ЖКХ выложена недостоверная (не полная) информация. Нет сведений об израсходованной сумме на оплату работ и услуг по капитальному ремонту <адрес>, в таблице учет движения средств не ведется, размер взноса на капитальный ремонт – равен минимальному, принятый собственниками размер фонда капитального ремонта – не установлен, но в графе оплачено – произведена оплата региональным оператором 100% по договорам с ООО «Союз» ремонт крыши, разработка проектной документации, строительный контроль с ООО «Декопро».
Определением суда от 18.01.2024 в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ДСА, Государственная жилищная инспекция УР.
Определением суда от 18.04.2024 принят отказ Непогодиной С.Л. от иска к Якуниной З.М. о признании протоколов от 19.06.2022, 22.09.2022 и решений общих собраний недействительными (ничтожными), производство по гражданскому делу к ответчику Якуниной З.М. о признании протоколов от 19.06.2022, 22.09.2022 и решений общих собраний недействительными (ничтожными) прекращено.
В ходе рассмотрения дела истцом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ неоднократно изменялись исковые требования, и окончательно истец просила признать действия регионального оператора по одностороннему изменению условий заключенного договора с собственниками многоквартирного дома (протокол от 19.06.2022) недействительными, обязать регионального оператора произвести в пользу истца перерасчет начисленной платы в размере излишне оплаченной суммы, по выставленным счетам с 01.07.2022 исходя их условий зафиксированных протоколом от 19.06.2022.
Определением суда от 21.05.2023 в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Якунина З.М., а также в связи с принятием отказа от иска в части оспаривания решения собрания собственников из числа третьих лиц исключена ДСА
В судебном заседании истец Непогодина С.Л. заявленные требования поддержала. Подтвердила ранее представленные возражения на отзывы ответчика. Пояснила, что со стороны регионального оператора было полное отсутствие информации о сроках работ, предельно допустимой стоимости капитального ремонта, злоупотребление властью, нарушение предоставления нормативно-правовых актов. На дату начала капитального ремонта отсутствовало уведомление собственников о начале проведения капительного ремонта, указания видов и сроков выполнения работ, наименование заказчика и подрядчика, контактных телефонов ответственных лиц и осуществления строительного контроля. Было полное отсутствие информации о заключении договоров с подрядчиками, стоимости работ, суммы займа денежных средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт конкретного дома. Представленный региональным оператором акт от 18.01.2023 о проведении обследования на предмет определения необходимости проведения капитального ремонта не содержит сведений о площади крыши до начала обследования и требования об изменении объема работ. Протоколом общего собрания от 22.09.2022 Якунина З.М. не уполномочена доверенностями выносить решения финансового характера единолично. Также указанным протоколом по второму вопросу собственниками было принято решение о проведении капитального ремонта крыши по предельно допустимой стоимости, определенной постановлением Правительства УР от 29.09.2014 № 371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквратирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. На момент заключения договора в системе ГИС ЖКХ размещена информация «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике на 2022-2024 годы», на капитальный ремонт крыши заявлена стоимость 702954 руб. В рассматриваемом деле, сделка по превышению предельно допустимой стоимости совершена без учета мнения всех собственников многоквартирного дома. 27.01.2023 региональный оператор, используя служебное положение, после демонтажа крыши предоставил Якуниной З.М. акт о выявлении несоответствия фактического объема и стоимости работ по капитальному ремонту крыши. На основании указанного акта составлено дополнительное соглашение №1 к договору подряда № 05-15/10-ОРП-23 от 27.12.2022 по увеличению стоимости работ по капитальному ремонту крыши на 106651,99 руб. подписано электронной подписью между ответчиком и ООО «Союз», и соответственно утверждено 10.03.2023. Капитальный ремонт крыши закончился 06.02.2023. Кроме того комиссия рекомендовала НУО «Фонд капитального ремонта» направить предложение в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики УР с целью внесения соответствующих изменений в приказ с указанием в нем фактического объема и стоимости работ. По состоянию на 13.06.2024 ответа Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики УР ответчиком не представлено. В связи с недостаточностью денежных средств, накопленных домом на счете регионального оператора 19.06.2022 (датированное 20.06.2022) инициатор собрания Якунина З.М. оформила протокол в предложение об утверждении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный Правительством на 10,2 руб. в период с 01.07.2022 по 31.06.2032 в целях выполнения работ по капитальному ремонту крыши. Региональный оператор принял данный протокол без изменений, замечаний и дополнений. Следовательно, протокол от 19.06.2022 признан региональным оператором правомочным. Региональный оператор с июля 2022 года выставляет счета на оплату 10,20 руб. за 1 кв.м. жилой площади (данные без учета минимального регионального взноса), выдавая начисления за минимальный размер взноса, установленный Правительством УР, что не соответствует решению общего собрания собственников многоквартирного <адрес>, нарушает права и законные интересы собственников, вводя собственников в заблуждение.
Представитель ответчика Гарифуллина А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Поддержала доводы, отраженные в письменных отзыве, и дополнениях к нему, в которых указано, что законодательство не содержит запрет на указание предельно допустимой стоимости работ в предложении о проведении капитального ремонта либо в протоколе общего собрания. Вопреки мнению истца жилищное законодательство не предполагает личное участие каждого собственника помещения в многоквартирном доме в выполнении капитального ремонта общего имущества в доме, не обязывает регионального оператора согласовывать с каждым собственником смету и акт о приемке выполненных работ. Собственники участвуют в организации проведения капитального ремонта путем принятия решений согласно ч. 5 ст. 189 ЖК РФ и выбора своего представителя для участия в приемке выполненных работ. При этом любой житель дома не лишен возможности направлять письменные вопросы, замечания, предложения о капитальном ремонте в адрес управляющей организации или регионального оператора. В качестве уполномоченного представителя собственников помещений в МКД № по <адрес> избрана Якунина З.М. Об изменении объема работ по капитальному ремонту крыши представитель собственников была уведомлена, т.к. участвовала в обследовании крыши дома. На довод истца о непредставлении сметы общему собранию собственников региональным оператором указал, что с 30.07.2017 согласно ч.ч. 5, 5.1 ст. 189 ЖК РФ общее собрание утверждает не смету расходов, а предельно допустимую стоимость работ (услуг). Разработка сметы была предметом договора подряда, смета не существовала на дату голосования и не подлежала утверждению общим собранием. Информация о проведении капитального ремонта является общедоступной. С договором, дополнительными соглашениями к нему, актами приемки КС-2, справками КС-3 можно ознакомиться на сайте Единой информационной системы в сфере закупок: https://zakupki.gov.ru в разделе «Контракты и договоры». Договор на ремонт МКД № по <адрес> заключен по результатам электронного аукциона № 14-23/ЭА/ОПиКР, документация размещена региональным оператором 02.12.2022 в ЕИС, закупке присвоен № 201370000012200099. Истец вменяет региональному оператору нарушение условий заключения договора с собственниками спорного многоквартирного дома. Между тем, актуальная редакция ч. 1 ст. 181 ЖК РФ не содержит нормы об обязательном заключении с региональным оператором договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственника помещения в МКД в силу федерального закона – Жилищного кодекса Российской Федерации. Права и обязанности собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора также определены ЖК РФ. Договорные отношения между региональным оператором и собственниками помещений спорного МКД отсутствуют. Протокол от 19.06.2022 региональному оператору не поступал. В фонд поступил протокол общего собрания собственников помещений в спорном доме от 20.06.2023 в котором принято решение в том числе об увеличении взноса на капитальный ремонт. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от 20.06.2022, собственниками помещений в указанном доме принято решение об установлении размера взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса на 10,2 руб. в период с 01.07.2022 по 31.05.2032 в целях выполнения работ по ремонту крыши.
Третье лицо Якунина З.М., представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции УР в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки не сообщили.
Ранее представителем Государственной жилищной инспекции УР представлены письменные пояснения (том 2 л.д. 4-6), из которых следует, что согласно протоколу от 20.06.2022 решение об утверждении ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный постановлением Правительства Удмуртской Республики, на 10,2 руб., принято собственниками помещений, владеющими 244,6 кв.м., что составляет 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с протоколом от 22.09.2022 решение о проведении работ по капитальному ремонту крыши принято собственниками помещений, владеющими 187,5 кв.м., что также составляет 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Удмуртской Республики, минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в расчете на 1 кв.м., постольку начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений МКД № по <адрес> в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт на 10,2 руб./кв.м., соответствует требованиям действующего законодательства и принятому собственниками помещений решению, оформленному протоколом от 20.06.2022. Соответственно в указанной части нарушения НОУ «Фонда капитального ремонта в УР» требований к начислению взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, к порядку проведения работ по капитальному ремонту крыши не усматривается. В силу ч. 4 ст. 179 ЖК РФ, ч. 4 ст. 11 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», работы по капитальному ремонту крыши МКД №86 региональным оператором в сроки, установленные Региональной программой, могли быть проведены только при условии достаточности средств, собранных собственниками помещений данного дома, а при их недостаточности только путем привлечения средств, полученных региональным оператором от собственников помещений других домов, с условием о возвратности указанных средств в течение не более 10 лет. Как следует из пояснений НОУ «Фонд капитального ремонта в УР» для финансирования работ по капитальному ремонту крыши МКД № в связи с недостаточностью средств, собранных собственниками помещений данного дома, были привлечены средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в других многоквартирных домах. Таким образом, нарушения региональным оператором порядка финансирования работ по капитальному ремонту крыши МКД № не усматривается. В части увеличения стоимости работ по капитальному ремонту крыши указал следующее. В соответствии с ч. 4 ст. 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Правительством УР размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, утверждены постановлением № 371 от 29.09.2014. Порядок отбора подрядных организаций, заключения и изменения договоров подряда региональным оператором определены постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Порядок). Согласно абз. 5 п. 781 указанного порядка расчет начальной (максимальной) цены договора осуществляется с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ. Согласно п. 222 Порядка, цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Учитывая изложенное, а также предоставленный НУО «Фонд капитального ремонта в УР» расчет стоимости работ, услуг по капитальному ремонту крыши МКД №, Управление по надзору УР признаков нарушения НУО «Фонд капитального ремонта в УР» требований к порядку изменения стоимости работ по капитальному ремонту крыши в МКД № по <адрес>, не усматривает.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Якуниной З.М. и представителя третьего лица Государственной жилищной инспекции УР.
Выслушав доводы истца и представителя ответчика, показания свидетеля ВИВ, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме; 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; 1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Решением общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленным в виде протокола № 1 от 20.06.2022, утвержден взнос на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный постановлением Правительства Удмуртской Республики, на 10,2 руб. в период с 01.07.2022 по 31.06.2032 в целях выполнения работ по капитальному ремонту крыши (том 1 л.д. 13).
Решением общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленным в виде протокола № 2 от 22.09.2022 (том 1 л.д. 27-28), по вопросу 2 повестки дня принято решение утвердить:
- виды работ, сроки проведения и источник финансирования капитального ремонта в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства УР от 19.05.2014 № 186;
- предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту (в том числе работы по обследованию строительных и инженерных конструкций МКД, изготовление проектной документации и проведение строительного контроля) определенную в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 № 371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» в следующем порядке:
№п/п | Виды работ по капитальному ремонту | Предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту |
1 | Ремонт крыши, в т.ч. работы по оценке технического состояния подлежащих капитальному ремонту строительных и инженерных конструкций МКД, изготовлению проектной документации, услуг по строительному контролю | Определяется постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 № 371 «Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт» в редакции, действующей на момента заключения договора. |
Срок проведения капитального ремонта: 2023 год.
Также по вопросу 3 повестки дня принято решение: Якунина З.И., проживающая по адресу: <адрес>. определена лицом которое от имени всех собственников помещений МКД уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что уплата взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, осуществляется на счет регионального оператора НОУ Фонд капитального ремонта в УР.
В соответствии со статьей 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.
В силу ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Некоммерческая унитарная организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» создана в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 г. № 247-р. Согласно уставу Фонд образован в целях обеспечения проведения и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики, собственники помещений в которых формируют фонды капремонта на счетах Фонда и/или выбрали Фонд в качестве владельца специального счета.
Региональный оператор является исполнителем региональной программы и краткосрочных планов ее реализации.
19.05.2022 комиссией в составе представителей ООО «УК КЕДР», председателя совета МКД <адрес> Якуниной З.М. осуществлен осмотр скатной шиферной кровли. Комиссией установлено, что кровля имеет протечки, способствуя гниению стропил и чердачного перекрытия. Требуются комплексные мероприятия по замене кровли (капитальный ремонт) (том 2 л.д. 19).
Согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта на 2023 год, утвержденному приказом Минстроя УР от 07.08.2020 № 01-09/370 на 2023 год был запланирован капитальный ремонт скатной крыши площадью 196 кв.м.
В соответствии с ч. 4 ст. 190 ЖК РФ размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Правительством УР утверждены размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (постановление № 371 от 29.09.2014).
Указанным постановлением для строительно-монтажных работ по капитальному ремонту скатной крыши с заменой шифера на профлист (с теплоизоляцией перекрытия) установлена предельная стоимость 3586,50 руб. за квадратный метр площади кровли (п. 3.2); оценка технического состояния подлежащих капитальному ремонту строительных и инженерных конструкций многоквартирного дома составляет 1,0% от стоимости работ (СМР), но не менее 4471,67 руб. с НДС на 1 вид работ (п. 8.1); изготовление проектной документации составляет 1,0% стоимости работ, но не менее 6707,51 руб. с НДС на 1 вид работ (п. 8.2); услуги строительного контроля 1,0% от стоимости работ (п. 8.6).
Согласно ч. 1.1 ст. 180 ЖК РФ, закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок отбора подрядных организаций, заключения и изменения договоров подряда региональным оператором определены постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Порядок).
Согласно абз. 5 п. 78 (1) указанного порядка расчет начальной (максимальной) цены договора осуществляется с учетом размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, который определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 190 ЖК РФ.
Согласно п. 222 Порядка, цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ.
Начальная (минимальная) цена закупки № 201370000012200099 (в т.ч. ремонт крыши спорного МКД) составляла 18822495,72 руб. В процессе проведения электронного аукциона подрядной организацией ООО «Союз» предложена цена 18728383,24 руб.
Крыша спорного дома отремонтирована подрядной организацией ООО «Союз» в рамках исполнения договора подряда от 27.12.2022 № 05-15/10-ОПР-23 (далее – Договор) (том 1 л.д. 109-127).
По результатам проведения электронного аукциона по Договору применяется конкурсный дисконт 0,995000000 при определении стоимости выполненных работ (п. 3.5 Договора).
В перечень объектов капитального ремонта по Договору включена десять многоквартирных домов (приложение №1 к Договору), стоимость работ по договору составляла 18728383,24 руб. (том 1 л.д. 114, 126).
Предметом Договора является выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
В процессе выполнения работ по оценке технического состояния и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта крыши <адрес> подрядной организацией ООО «Союз» было выявлено несоответствие площади крыши спорного дома (S=196 кв.м.), указанной в краткосрочном плане, фактической площади крыши (S=254,8 кв.м.), что отражено в акте от 27.01.2023 о выявлении несоответствия фактического объема и стоимости работ по капитальному ремонту объему и стоимости работ, предусмотренных приказом Минстроя УР от 07.08.2020 № 01-09/370 (далее Акт от 27.01.2023) (том 1 л.д.128).
Пункт 3.3 Договора позволяет увеличить цену договора в ходе его исполнения, но не более, чем на 15% в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ, предусмотренных договором.
Работы по капитальному ремонту крыши МКД № по <адрес>, выполнены ООО «Союз», стоимость выполненных работ и затрат составила 804000 руб. Указанные работы приняты НУО «Фонд капитального ремонта по Удмуртской Республике», что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой стоимости выполненных работ и затрат (том 1 л.д.55-60).
10.02.2023 подписан акт приемки выполненных работ законченного капитальным ремонтом крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 61), согласно которому капитальный ремонт осуществлялся ООО «Союз» по договору подряда № 05-15/10-ОПР-23 от 27.12.2022; строительный контроль осуществлялся ООО «Декопро» по договору № 05-15/21-СК-23 от 06.02.2023. Стоимость капитального ремонта, в том числе ремонт крыши составил 804000 руб., без НДС; стоимость оценки технического состояния и изготовления проектно-сметной документации – 16080 руб., без НДС; стоимость услуг строительного контроля – 7999,80 руб.
НУО «Фонд капитального ремонта по Удмуртской Республике» перечислило ООО «Союз» денежные средства в размере 804000 руб., и 16080 руб., что подтверждается платежными поручениями №, 1431 от 10.03.2023 (том 1 л.д. 62, 63).
Вопреки доводам иска размер предельной стоимости по капитальному ремонту крыши Фондом не превышен, решения собрания собственников для увеличения стоимости работ не требовалось. Для дома истца размер предельной стоимости по капитальному ремонту крыши составлял 913 804,02 руб. (254,8 кв.м. х 3586,50 руб.). Доводы иска о превышении предельной стоимости основаны на ошибочном применении при их исчислении площади кровли 196 кв.м., несоответствие которой фактической площади отражено в акте от 27.01.2023. При этом суд исходит из того, что возражения относительно содержания этого акта истцом не заявлены. В результате пропорционального увеличения объема работ цена договора увеличилась на 12,7 % ((804000-713428,01)/713428,01*100), что меньше установленного в п.222 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 предельного значения.
Доводы иска об исчислении платы за капитальный ремонт исходя из превышения минимального размера, установленного постановлением Правительства Удмуртской Республики, на 10,2 руб. за каждую квартиру суд считает необоснованными. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается Правительством Удмуртской Республики в рублях на 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц. В этой связи решение собственников многоквартирного дома истца об утверждении взноса, превышающего на 10,2 руб. этот минимальный размер не указывает на исчисление размера превышения на каждую квартиру без учета ее площади. Расчет превышения минимального размера без учета площади жилого помещения суд считает дискриминационным, не отвечающим интересам собственников помещений. Такой подход к исчислению не исходит и из буквального толкования решения собственников. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части перерасчета платы за капитальный ремонт.
Оценивая доводы иска об отсутствии со стороны ответчика информации о привлечении подрядчика, увеличении стоимости капитального ремонта, сроках выполнения работ, ходе капитального ремонта суд исходит из следующего. Пояснениями истца и показаниями свидетеля ВИВ подтверждается отсутствие в распоряжении истца и свидетеля такой информации в период проведения капитального ремонта. Однако действующее правовое регулирование проведения капитального ремонта не возлагает на ответчика обязанность по обязательному предоставлению собственникам помещений многоквартирного дома такой информации.
Решением общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленным в виде протокола № 2 от 22.09.2022 (том 1 л.д. 27-28) определен срок проведения капитального ремонта - 2023 год. Информация о заключенном Фондом договоре на капитальный ремонт размещена на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (номер закупки 201370000012200099). Уполномоченный на подписание актов по капитальному ремонту представитель собственников помещений в МКД № по <адрес> Якунина З.М. 27.01.2023 участвовала в актировании несоответствия фактического объема работ (т.1 л.д.54). После окончания капитального ремонта ответчиком по запросам истца предоставлена развернутая информация о проведенном капитальном ремонте (т.1 л.д.50, 71, 77-79, 82, 90, 97). Информация о проведенном капитальном ремонте размещена в системе ГИС ЖКХ (л.д.34-35). Исходя из этого, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по доведению до истца информации о привлечении подрядчика, увеличении стоимости капитального ремонта, сроках выполнения работ, ходе капитального ремонта во время его проведения.
Оценивая доводы иска об одностороннем изменении ответчиком договора с собственниками суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пп. 1 и 2 ст. 432 данного Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Какие-либо доказательства заключения ответчиком с собственниками многоквартирного дома истца договора в суд не представлены. Заключение какого-либо договора не требуется и в силу указанного выше правового регулирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Исходя из этого суд не допускает возможности одностороннего изменения условий договора с собственниками ответчиком. Заключенное ответчиком дополнительное соглашение №1 к договору подряда № 05-15/10-ОРП-23 от 27.12.2022 по увеличению стоимости работ по капитальному ремонту крыши предметом настоящего спора не является, в связи с чем оценку этому дополнительному соглашению суд не дает. Отплата ответчиком работ по капитальному ремонту произведена в соответствие с условиями заключенного с подрядчиком договора. Исходя из этого, суд считает не обоснованными и требования истца в части признания незаконными действий ответчика по одностороннему изменению условий договора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1831165469, ░░░░ 1141800000671) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░ 2024░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░