Дело № 2а-198/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года г.Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Ахметовой К.В.,
с участием помощника Архангельского прокурора по надзору за
соблюдением законов в исправительных учреждениях Лисина Д.А.,
административного ответчика Корнилова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску федерального казённого учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к Корнилову Ю.А. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Федеральное казённое учреждение «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области») обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить осуждённому Корнилову Ю.А. административный надзор на срок погашения судимости, а также установить ему на этот период административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, а также запрещения выезда за установленные судом пределы территории.
В обоснование данного требования сослалось на то, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Корнилова Ю.А. оканчивается 23 марта 2018 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление, совершённое при особо опасном рецидиве преступлений. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.
Административный истец ФКУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, в суд своего представителя не направил, попросив рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Корнилов Ю.А. в судебном заседании с административным иском не согласился, пояснив, что за совершение преступлений уже наказан, опасный рецидив был учтен при вынесении судом приговора, при этом дополнительное наказание ему не назначалось, а установление административного надзора является повторным наказанием. Также пояснил, что надзор ему не может быть установлен, поскольку у него нет места жительства, а в соответствии с п.6 ст.53 УК РФ ограничение свободы лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, не назначается.
Выслушав объяснения административного ответчика, а также прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч.2 ст.3 Закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
На основании ч.3 ст.3 поименованного закона в отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.4 этого же закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом согласно ч.2 ст.4 вышепоименованного закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В судебном заседании установлено, что Корнилов Ю.А., ***** года рождения, приговором Котласского городского суда Архангельской области от 18 апреля 2013 года (с учётом изменений, внесённых постановлением Президиума Архангельского областного суда от 19 марта 2014 года) за преступления, предусмотренные ч.3 ст.30 и п.«а» ч.3 ст.158, ч.2 ст.162 УК РФ, относящиеся к категории тяжких, совершённые при особо опасном рецидиве преступлений, осуждён к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с исчислением срока отбывания наказания с 18 апреля 2013 года с зачётом в срок отбывания наказания времени содержания под стражей с 24 февраля по 17 апреля 2013 года (л.д.11-12).
Приговором этого же суда за преступление, предусмотренное ч.1 ст.161 УК РФ, относящееся к категории средней тяжести, совершённое при рецидиве преступлений, путём частичного сложения по правилам ч.5 ст.69 УК РФ наказания за данное преступление и наказания по приговору суда от 18 апреля 2013 года, Корнилов Ю.А. осуждён к 5 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с исчислением срока отбывания наказания с 13 мая 2013 года с зачётом в срок отбывания наказания времени, отбытого по предыдущему приговору суда с 24 февраля по 12 мая 2013 года (л.д.9-10).
В настоящее время Корнилов Ю.А. отбывает наказание в ФКУ «Областная больница УФСИН России по Архангельской области», срок отбывания наказания оканчивается 23 марта 2018 года.
Корнилов Ю.А. регистрации по месту жительства или пребывания на территории Российской Федерации не имеет. После освобождения из мест лишения свободы намерен проживать по адресу: ***** (л.д.16, 17).
Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора является ещё одним наказанием, при этом ограничение свободы не может быть назначено ему, как лицу, не имеющему постоянного места жительства, судом отвергаются, поскольку противоречат положениям вышеназванного Федерального закона.
Так, административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на такое лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершённое преступление. При этом применение административного надзора связывается с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием у этого лица непогашенной либо неснятой судимости на день вступления в силу упомянутого закона вне зависимости от момента осуждения. В свою очередь, наличие судимости влечёт за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст.86 УК РФ).
Установление административного надзора согласуется с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1741-О и от 22 ноября 2012 года № 2064-О.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу, что в отношении Корнилова Ю.А. следует установить административный надзор.
Так, Корнилов Ю.А., являясь совершеннолетним, в марте 2018 года освобождающийся из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления при особо опасном рецидиве преступлений, вследствие чего подпадает под действие ч.2 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Определяя виды административных ограничений, подлежащих установлению административному ответчику, суд исходит из следующего.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить Корнилову Ю.А. административные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения выезда за установленные пределы территории.
При определении территории, за пределы которой административному ответчику запрещён выезд, судом принято во внимание, что Корнилов Ю.А. до осуждения проживал в *****, преступление совершил также на территории указанного района, после освобождения намерен проживать в этом же населённом пункте. В этой связи административному ответчику следует установить запрет выезда за пределы муниципального образования «Котласский муниципальный район».
Кроме того, принимая во внимание поведение Корнилова Ю.А. в период отбывания наказания (в настоящее время имеет 8 поощрений и 2 взыскания, характеризуется отрицательно – л.д.7, 8), характер и обстоятельства преступления, за которое он имеет судимость (в частности, приговором от 18 апреля 2013 года осуждён за совершение преступлений в ночное время), применительно к положениям ч.8 ст.272 КАС РФ, суд считает, что административному ответчику также следует установить административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов.
Вышеуказанные административные ограничения будут в наибольшей степени отвечать задачам административного надзора.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», исходя из положений ст.10 УК РФ, административный надзор Корнилову Ю.А. следует установить на срок погашения его судимости за совершение тяжкого преступления – 6 лет, предусмотренный п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 № 162-ФЗ), то есть по 22 марта 2024 года.
С учётом положений п.1 ч.3 ст.5 вышеуказанного Закона срок административного надзора следует исчислять Корнилову Ю.А. со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, для предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст.273, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ***** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ **********, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░ 22 ░░░░░ ░░ 6 ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░