Дело № 2-377/2024
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижняя Тура 03 октября 2024 года
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Лейпи Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Шулак О.И.,
с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Коваленко В.А., представителя ответчика МУП «Искра»- Байковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Нижнетуринского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Искра» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Нижнетуринского городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Искра» о возложении обязанности, мотивируя тем, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
По результатам проверки было установлено, что МУП «Искра» допустило сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с выпусков № 1,2 при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществляло несанкционированный сброс в водный объект – р. Тура, через прилежащую к р. Тура почву, при этом, не имея на это законных оснований.
Также, в рамках проверки было установлено, что согласно выписке из реестра объектов негативного воздействия, на окружающую среду, объекты МУП «Искра» не поставлены на государственный учет, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, проверкой установлено, что у МУП «Искра» отсутствует разработанная и утвержденная в установленном законом порядке программа производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды.
Учитывая вышеуказанное, нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, просит:
- запретить МУП «Искра» осуществлять несанкционированный сброс сточных вод с географическими координатами: 58о63’89,9’’ с.ш. 59о82’79,2’’ в.д., из канализационного колодца, расположенного вблизи станции биологической очистки на рельеф местности с дальнейшим попаданием в водный объект – р. Тура;
- возложить на МУП «Искра» обязанность в срок не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда осуществить ремонтно-восстановительные работы канализационных сетей в точке с географическими координатами: 58о63’89,9’’ с.ш. 59о82’79,2’’ в.д., с целью исключения дальнейших несанкционированных сбросов на рельеф местности и в водный объект - р. Тура;
- возложить на МУП «Искра» обязанность в срок не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда направить в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области документы, необходимые для постановки на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (городские очистные сооружения, станция биологической очистки, канализационные сети г. Нижняя Тура Свердловской области);
- возложить на администрацию г. Нижняя Тура обязанность в срок в течении 36 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать и осуществить выполнение работ по строительству объектов системы водоотведения г. Нижняя Тура, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МУП НТГО «Искра» в судебном заседании признав исковые требования в части необходимости направления документов и необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ канализационных сетей в точке с географическими координатами: 58о63’89,9’’ с.ш. 59о82’79,2’’ в.д., не согласна с тем, что несанкционированный сброс сточных вод происходит в р. Тура, в связи с дальней расположенностью от водного объекта, просит увеличить срок для исполнения решения.
Представитель ответчика Администрации Нижнетуринского городского округав судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и вынести решение с учетом увеличения срока исполнения до 60 месяцев.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 ст. 6 Устава Нижнетуринского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 части 1 ст. 31 Устава Нижнетуринского городского округа к полномочиям администрации городского округа относится организация водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Из положений ч. 1 ст. 10 Закона № 416-ФЗ следует, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем водоотведения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно Постановлению администрации НТГО от 08.07.2022г. № 662 МУП «Искра» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории Нижнетуринского городского округа.
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнетуринского городского округа от 05.09.2022 № 106 предприятию МУП «Искра» были переданы объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности администрации Нижнетуринского городского округа. Перечень объектов указан в Приложении 1 к решению от 05.09.2022 № 106, в том числе были переданы объекты, входящие в состав очистных сооружений: городские очистные сооружения, СБО и канализационные сети города.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: сброса сточных вод (ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ)
Согласно положений ч. 6 ст. 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.
В силу с ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
На основании ч. 2 ст. 69 Закона № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
По результатам проверки было установлено, что МУП «Искра» допустило сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с выпусков № 1,2 при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект, а также осуществляло несанкционированный сброс в водный объект – р. Тура, через прилежащую к р. Тура почву, при этом, не имея на это законных оснований.
Также, в рамках проверки было установлено, что согласно выписке из реестра объектов негативного воздействия, на окружающую среду, объекты МУП «Искра» не поставлены на государственный учет, как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, проверкой установлено, что у МУП «Искра» отсутствует разработанная и утвержденная в установленном законом порядке программа производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды.
Таким образом, дальнейшая деятельность МУП «Искра» как гарантирующего поставщика оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Нижнетуринского городского округа неотъемлема связана с эксплуатацией очистных сооружений с которых осуществляется сброс в водный объект (р. Тура) сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ (медь, цинк, аммиак, БПК20, АПАВ, взвешенные вещества, нефтепродукты (нефть), железо, нитрит-ион и др.), с необратимыми изменениями самого водного объекта (р. Тура), являющегося важным питьевым источником для значительной массы населения двух регионов Российской Федерации (Свердловская и Тюменская области), представляет реальную угрозу дальнейшего причинения вреда окружающей среде, способна в будущем повлечь за собой крайне негативные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе конституционного права на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, иметь необратимые последствия для природных объектов, создать условия, при которых будет невозможна нормальная жизнедеятельность биоресурсов, и отрицательно повлиять на экологическую обстановку двух регионов Российской Федерации в целом.
Причиной негативного воздействия на окружающую среду является эксплуатация существующих очистных сооружений в г. Нижняя Тура, которые в общем и целом находятся в неудовлетворительном состоянии, эксплуатирующее оборудование морально и физически устарело, степень химической и биологической очистки сточных вод не соответствует требованиями законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, в течении длительного времени (более двух с половиной лет) администрацией никаких мер, направленных на проведение работ по реконструкции и замене очистных сооружений и сетей водоотведения, не проведено, бюджетные средства на выполнение работ в местном бюджете, в том числе на плановый период, не предусмотрены, муниципальный заказ на выполнение строительно-монтажных работ не размещен, соответствующий муниципальный контракт не заключен, каких-либо подтверждающих документов администрацией не представлено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует бремя содержания, принадлежащего собственнику имущества. Под этим понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Указанное позволяет прийти к выводу, что несмотря на вышеприведенные обстоятельства, связанные с неисправным состоянием очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности и закреплённых на праве оперативного управления за муниципальным предприятием, влекущим фактическую непригодность их для эксплуатации и исключающим их безопасность для окружающей среды, ни администрацией как собственником данного имущества, ни МУП «Искра», как владельцем, на протяжении ряда лет действенных мер к их ремонту и (или) созданию новых очистных сооружения, требующих значительных финансовых затрат не принимается.
В связи с чем Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес МУП «Искра» и в адрес администрации внесены представления об устранении нарушений закона.
МУП «Искра» в адрес природоохранной прокуратуры был направлен ответ от 11.06.2024 № 370, из которого следует, что мероприятия, направленные на прекращение несанкционированного сброса сточных вод в точке с географическими координатами: 58063"89,9" с.ш. 59°82"79,2" в.д. из канализационного колодца, расположенного, вблизи СБО, определены и будут реализованы после выделения администрацией средств на их выполнение, определена организация (ООО ФПИ «Экология будущего») и ведется работа по подготовке документов для проведения инвентаризации объектов, эксплуатирующих МУП «Искра», с целью присвоения им категории объектов, оказывающих НВОС и дальнейшей постановки на государственный учет, после чего будет разработана и согласована программа ПЭК. Подтверждающих документов в адрес природоохранной прокуратуры не поступало.
Администрацией НТГО в адрес природоохранной прокуратуры был направлен ответ от 24.06.2024 № 2868, из которого следует, что для строительства сооружений очистки сточных вод г. Нижняя Тура, разработана и утверждена проектно-сметная документация, проведена гос.экспертиза. Поскольку бюджет Нижнетуринского городского округа является дотационным, администрацией была направлена заявка в Министерство ЖКХ Свердловской области о выделении средств на строительство очистных сооружений в период 2025-2027 г.г.
Таким образом, МУП «Искра» и администрацией Нижнетуринского городского округа нарушения закона не устранены.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований, поскольку бездействием МУП НТГО «Искра» нарушены права неопределенного круга лиц по обеспечению права на благоприятную окружающую среду на территории муниципального образования, что по существу ответчиком не опровергается.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок по мнению суда, является достаточным и носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нижнетуринского горского округа, Муниципальному унитарному предприятию Нижнетуринского городского округа «Искра» о возложении обязанности - удовлетворить.
Запретить Муниципальному унитарному предприятию Нижнетуринского городского округа «Искра» осуществлять несанкционированный сброс сточных вод с географическими координатами: 58о63’89,9’’ с.ш. 59о82’79,2’’ в.д., из канализационного колодца, расположенного вблизи станции биологической очистки на рельеф местности с дальнейшим попаданием в водный объект – р. Тура.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Нижнетуринского городского округа «Искра» в срок не позднее одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда:
- осуществить ремонтно-восстановительные работы канализационных сетей в точке с географическими координатами: 58о63’89,9’’ с.ш. 59о82’79,2’’ в.д., с целью исключения дальнейших несанкционированных сбросов на рельеф местности и в водный объект - р. Тура;
- направить в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области документы, необходимые для постановки на учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (городские очистные сооружения, станция биологической очистки, канализационные сети г. Нижняя Тура Свердловской области).
Обязать администрацию Нижнетуринского городского округа в срок в течении 36 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать и осуществить выполнение работ по строительству объектов системы водоотведения г. Нижняя Тура, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Нижнетуринского городского округа «Искра» государственную пошлину в доход бюджета в размере 300 (Триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья Е.Н. Лейпи