Дело №2а-5198/2021
14RS0035-01-2021-008234-44
Решение
Именем Российской Федерации
г. Якутск 26 мая 2021
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.
с участием представителя административного истца Степановой О.П.
представителя административных ответчиков Осиповой М.С.
представителя заинтересованного лица- Харлампьева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кирина Сергея Александровича к Муниципальному казенному учреждению «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск», Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным,
установил:
Кирин С.А. обратился в суд с административным иском к МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» о признании решения незаконным.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ____ включенного в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Он обратился с заявлением о предоставлении другого жилого помещения, взамен подлежащего сносу. Решением МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2021г. ему отказано в предоставлении другого жилого помещения. Данный отказ административный истец считает незаконным, нарушающим его права жилищные права. Просит признать отказ МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2021г. № незаконным, обязать МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» устранить допущенное нарушение прав путем предоставления ему равноценного другого жилого помещения на праве собственности взамен аварийного и подлежащего сносу по адресу: ____
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2021г. в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска, в качестве заинтересованного лица ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)».
В суд административный истец не явился, извещен, направил своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель административного истца административный иск просила удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
Представители административного ответчика, заинтересованного лица с иском не согласились по доводам, изложенным в отзывах на административный иск.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кирин С.А. является собственником жилого помещения по адресу: ____
Распоряжением Окружной администрации г. Якутск от ____ 2012г. №№ многоквартирный дом по адресу: ____ признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019г. №50 данный дом включен в Республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Решением Комиссии по переселению граждан МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2020г. Кирину С.А. предложено заключить соглашение о возмещение за изымаемое жилое помещение в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ путем выплаты возмещения в размере ___ руб.
Не согласившись с данным предложением, ____ 2021г. Кирин С.А. обратился с заявлением о предоставлении жилья в соответствии с программой переселения.
Письмом МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» от ____ 2021г. № заявителю сообщено, что Кирин С.А. имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку он приобрел право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной нормы).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кириным С.А. в связи с признанием многоквартирного дома, в котором он является собственником жилого помещения, аварийным и подлежащим сносу и последующим его включением в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда был избран способ обеспечения его жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения, о чем он заявил, обратившись с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
Отказывая Кирину С.А. в реализации данного права, МКУ «Департамент жилищных отношений» городского округа «город Якутск» сослалось на положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Иные основания отказа в оспариваемом решении не были приведены.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда", подлежит применению ко всем случаям перехода права собственности на жилое помещение (кроме наследования) после даты признания многоквартирного жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, несостоятельны. Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (часть 2).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Право Кирина С.А. на обеспечение его жилищных прав в связи с признанием многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пионерская 25/1, в котором ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ____ 2018 года принадлежит квартира 5, аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения либо его выкупа, а также выбора любого из названных способов возникло в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 27 марта 2019 года N 50, которым утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы".
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" вступил в законную силу со дня его официального опубликования - 28 декабря 2019 года. При этом данный закон не содержит положений о его применении к жилищным отношениям, правам и обязанностям субъектов таких отношений, возникшим до введения его в действие.
Таким образом, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам административного истца в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежат, поскольку его право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действий данной нормы, что судом апелляционной инстанции не было учтено.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Следовательно, с учетом положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома.
Кроме того, из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. При этом обращено внимание, что не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства споры о признании незаконными актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.
По настоящему делу Кириным С.А. оспаривается решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении ему благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, находящегося в его собственности. Оспариваемое решение принято органом, обладающим властными полномочиями, в рамках осуществления возложенных законом обязанностей по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеющих публичный характер, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и подлежат разрешению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений органов местного самоуправления, реализующих административные и иные публично-властные полномочия, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Нарушенные права административного истца (отказ в предоставлении жилого помещения) подлежат восстановлению путем возложения на Окружную администрацию г. Якутска обязанности предоставить другое равнозначное жилое помещение в соответствии жилищным законодательством РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░ ____ 2021░. №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ____, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░