УИД 03RS0003-01-2019-007735-85
Дело № 2-7153/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романова Алексея Витальевича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании диспансерного наблюдения незаконным и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Романов А.В. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании диспансерного наблюдения незаконным и компенсации морального вреда, которые впоследствии неоднократно уточнял. В обоснование иска, с учетом уточнения, указал, что в 1994 году его поставили на диспансерное наблюдение, сделали запись в медицинской документации и ни о чем его не известили. Он 18 лет работает в опасных условиях труда и считает, что это медпоказания для прекращения диспансерного наблюдения и перевода на лечение на добровольной основе. Считает, что решение комиссии о постановке его на диспансерный учет незаконно, поскольку санкции суда не было.
На основании изложенного истец просит суд признать диспансерное наблюдение незаконным и взыскать с ответчиков компенсацию материального и морального вреда в размере 3600000 рублей за 7 лет невозможности работать по специальности.
В судебном заседании истец Романов А.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Казанцева Е.В. (доверенность в деле) в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представители третьего лица ГБУЗ РБ РКПБ Шакирова Л.Р., Садыкова Л.Х. (доверенности в деле) в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать.
Прокурор на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии прокурора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Судом установлено, что Романов А,В. наблюдается в диспансерной группе с 1994 г. с диагнозом «Параноидная шизофрения, непрерывное течение».
В период с 25.01.1994 г. по 31.03.1994 г. Романов А.В. 1959 г.р. находился на стационарном лечении в Башкирской республиканской психиатрической больнице, ему поставлен диагноз «Шизофрения, непрерывно-прогредиентная, Параноидный вариант», что подтверждается эпикризом от 31.03.1994 г.
Согласно эпикризу Башкирской республиканской психиатрической больницы от 26.11.1997 г. Романов А.В. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>».
Из эпикриза Республиканской психиатрической больницы № МЗ РБ из истории болезни № следует, что с 10.08.2011 г. по 01.09.2011 г. находился на лечении в РПБ № с диагнозом <данные изъяты> Согласно указанному эпикризу, труд в условиях повышенной опасности не рекомендован, трудоспособен.
Решением Калининского районного суда г. Уфы от 10.10.2012 г. Романов А.В. принудительно госпитализирован в психиатрический стационар.
Как следует из исковых заявлений и пояснений истца, им оспаривается законность постановки на диспансерный учёт.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения.
Согласно Закону РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина (часть 2 ст. 1) при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (часть первая статьи 4); лицо, обратившееся за оказанием психиатрической помощи, имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, установленных данным законом (часть 3 ст. 4).
Таким образом, действующее законодательство устанавливает гарантии свободы реализации и защиты конституционных прав граждан при оказании психиатрической помощи, в том числе гарантии добровольности обращения за такой помощью и возможности отказа от её оказания.
Согласно ч. 5 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.
В силу ст. 26 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 В отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи.
Согласно ст. 27 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.
Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Закона. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.
Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Как следует из представленных в материалы дела документов, заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов от 18.12.2015 г. №, Романов А.В. страдал по состоянию на 10.08.2011 г. и страдает в настоящее время хроническим психическим расстройством в форме <данные изъяты>. В 1994 году у истца <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Как следует из пояснений истца и представителя ответчика Садыковой Л.Х., являющейся лечащим врачом Романова А.В., в настоящее время Романов А.В. периодически посещает врача-психиатра, получает лекарства.
Анализируя изложенное выше, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании диспансерного наблюдения незаконным, при этом учитывает, что Романов А.В. с заявлением о создании комиссии врачей и снятии его с диспансерного наблюдения не обращался, основания для постановки его на диспансерный учёт имелись, в настоящее время психиатрической помощью Романов А.В. пользуется.
Поскольку, в удовлетворении требования Романова А.В. о признании диспансерного наблюдения незаконным судом отказано, оснований для удовлетворения производных требований о компенсации морального и материального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романова Алексея Витальевича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании диспансерного наблюдения незаконным и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы в течение одного месяца.
Судья И.Б. Сиражитдинов