Дело № 2а-101/2018
РешениеИменем Российской Федерации
28 февраля 2018 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
с участием представителя административного ответчика - адвоката Ильиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Новгородской области к Андрееву А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Новгородской области обратилась в суд с административном исковым заявлением к Андрееву А.В. о взыскании задолженности в сумме 13 860 руб. 60 коп., из которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 года в сумме 11 135 руб. 18 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01 января 2016 года по 09 декабря 2016 года в сумме 452 руб. 46 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2016 года в сумме 2 184 руб. 21 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2016 года по 09 декабря 2016 года в сумме 88 руб. 75 коп. В обоснование указала, что Андреев А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 05 мая 2009 года по 28 июля 2016 года. В связи с выявлением задолженности ГУ-УПФР в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) 09 декабря 2016 года Андрееву А.В. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 13 319 рублей 39 копеек, пени в сумме 541 рубль 21 копейка и предложено уплатить задолженность в срок до 27 декабря 2016 года. Срок подачи заявления в суд о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам не позднее 27 июня 2017 года. Данный срок был пропущен МИФНС России №2 по Новгородской области по уважительным причинам: документы взыскания, принятые от органа Пенсионного фонда РФ по урегулированию задолженности загружены в программный комплекс налогового органа СЭОД 26 мая 2017 года без структуры документа, то есть на момент загрузки отсутствовали данные по остатку задолженности по указанным требованиям и сведения по проведенным органом Пенсионного фонда РФ мерам взыскания, после формирования структуры документа взыскания выявлено, что требования об уплате страховых взносов поступили в Инспекцию с пропущенным сроком 21 ноября 2017 года. Инспекция полагает, что поскольку на дату подачи административного искового заявления шестимесячный срок для обращения в суд в порядке ст.48 Налогового Кодекса РФ истек, то просит восстановить пропущенный срок подачи заявления о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам и пени.
Определением Солецкого районного суда от 28 февраля 2018 года производство по делу в части взыскания с Андреева А.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2016 года в сумме 11 135 руб. 18 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за период с 01 января 2016 года по 09 декабря 2016 года в сумме 452 руб. 46 коп. прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, просил суд рассмотреть дело без своего участия. Согласно представленного заявления истец заявляет частичный отказ от исковых требований о взыскании задолженности с Андреева А.В., просит взыскать с Андреева А.В. задолженность в сумме 2272 рубля 96 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме 2184 рубля 21 копейка, пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2016 года по 09 декабря 2016 года в сумме 88 рублей 75 копеек. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст. 194,195,ч.3 ст.225, 157 КАС РФ разъяснены и понятны.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПРФ в Старорусском районе (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело без своего участия.
Административный ответчик Андреев А.В. в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации, конверт с копией административного искового заявления и документов, приложенных к исковому заявлению, судебной повесткой вернулся с отметкой «Отсутствие адресата по указанному адресу».
Представитель административного ответчика в порядке ч.4 ст.54 КАС РФ адвокат Ильина С.В. административные исковые требования не признала, пояснив, что не имеет на это полномочий.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов, в Фонд социального страхования -2,9 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (статья 12 Федерального закона № 212-ФЗ).
Частью 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Как усматривается из материалов дела, Андреев А.В. значился зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с 05 мая 2009 года по 28 июля 2016 года и являлся страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27 декабря 2017 года Андреев А.В. утратил статус индивидуального предпринимателя с 28 июля 2016 года.
В нарушение требований Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ Андреев А.В. своевременно и в полном объеме не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в связи с чем, образовалась задолженность по страховым взносам и пени на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Согласно таблице расчета пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (л.д.6) у административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС - 2 184 руб. 21 коп., пени в сумме 88 руб. 75 коп.
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в болеепоздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с приведенными положениями закона территориальным пенсионным органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов, правомерно начислены пени в сумме 88 руб. 75 коп. за неуплаченные страховые взносы на обязательное и медицинское страхование за период с 01 января 2016 года по 09 декабря 2016 года.
В адрес административного ответчика ГУ - Управлением Пенсионного фонда направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09 декабря 2016 года (л.д.13-14) в соответствии с которым Андрееву А.В.. предложено в срок до 27 декабря 2016 года уплатить задолженность по страховым взносам в сумме 13 860 руб. 60 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование - 11 135 руб. 18 коп., пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ - 452 руб. 46 коп., на обязательное медицинское страхование - 2 184 руб. 21 коп., пени на обязательное медицинское страхование - 88 руб. 75 коп.
Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, однако данная обязанность административным ответчиком не исполнена, страховые взносы и пени не оплачены в добровольном порядке, сведений и доказательств, позволяющих освободить административного ответчика от уплаты взносов и пени, административным ответчиком в суд не представлено, суд признает исковые требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
По смыслу приведенных положений закона пропущенный срок для подачи заявления может быть восстановлен судом только в том случае, если этот срок пропущен по уважительным причинам, в качестве которых могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременную подачу заявления невозможной или крайне затруднительной.
Перечень причин, которые могут признаваться судьей уважительными, не является исчерпывающим. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу иска.
Из материалов дела следует, что документы по взысканию недоимки по страховым взносам и пени с Андреева А.В. поступили в МИФНС №2 по Новгородской области из ГУ-УПРФ в Старорусском районе Новгородской области 21 ноября 2017 года с пропущенным шестимесячным сроком на взыскание задолженности (л.д.19-20).
Поскольку с 01 января 2017 года на налоговые органы Российской Федерации возложены полномочия по администрированию страховых взносов, что не позволило УФНС обратиться в суд в пределах установленного законом процессуального срока, суд признает причину пропуска срока Инспекцией уважительной, и считает возможным восстановить срок на подачу заявления.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Так как административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а решение вынесено в пользу административного истца, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 62, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2272 ░░░░░ 21 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░