мотивированное решение суда составлено 04.09.2024
№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2024 года <адрес>
Подольский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Ледковой И.М.,
при помощнике судьи ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8" к ФИО9», ФИО1 о признании недействительным договора, обязании возвратить денежные средства,
УСТАНОВИЛ
ФИО10" обратилось в суд с иском к ФИО11, ФИО1 о признании недействительным договора технологического присоединения <данные изъяты>), заключенный ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 и ФИО1; обязании возвратить ФИО13 в пользу ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты> руб., мотивируя свои требования тем, что ранее земельный участок ФИО1 был подключен к сетям ТСН, тогда как повторное подключение не допускается, кроме этого, заключенный договор затруднит доступ к иным земельным участкам СНТ и создаст препятствия для развития инфраструктуры поселка.
В судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФИО14».
Истец – ФИО15" председатель ФИО3, представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчик – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещалась надлежаще, ее представитель – адвокат ФИО5, действующая на основании ордера, в судебное заседание явилась, заявленные требования не признала в полном объеме.
Ответчики – ФИО16» представитель ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, заявленные требования признала по изложенным в отзыве основаниям (л.д. 34-36).
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
В судебном заседании установлено:
ФИО1 является собственником земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО17".
ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявки ФИО1 на новое технологическое присоединение (л.д. 37), между ФИО18 и ФИО1 заключен договор №) технологического присоединения в отношении вышеуказанного земельного участка с жилым строением; со следующими характеристиками: максимальная мощность 15 кВт, напряжение 0,4 кВ, категория надежности III по сети балансодержателя ФИО19", ФИО1 оплачены денежные средства в размере № руб. (л.д. 40, 125).
Как указано истцом, земельный участок ФИО1 ранее был присоединен к сетям ТСН. Таким образом, истец полагает, что ответчики были не вправе заключать оспариваемый договор, так как повторное подключение не допускается. Кроме этого, заключенный договор между ответчиками затруднит доступ к иным земельным участкам СНТ и создаст препятствия для развития инфраструктуры поселка.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего:
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пункту 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 названной статьи могут создаваться в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Понятие товарищества собственников недвижимости раскрывается в пункте 1 статьи 123.12 ГК РФ, в соответствии с который, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Система электроснабжения членов СНТ является имуществом общего пользования, вопросы организации, строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования относятся к компетенции правления Товарищества.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которые определяют порядок технологического присоединения к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 указанных Правил, действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Согласно пункту 1.1 устава, СНТ «Лебяжье» создано по соглашению граждан путем добровольного объединения на основе членства для ведения садоводства и огородничества, содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач, а также для создания условий для отдыха и укрепления здоровья садоводов и членов их семей (л.д. 134).
Предметом деятельности товарищества, как основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для совместного владения, пользования и распоряжения в установленных действующим законодательством пределах имуществом общего пользования, является осуществление деятельности по созданию (приобретению) содержанию, сохранению такого имущества и удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов, связанных с ведением ими садоводства (пункт 3.1 устава) (л.д. 135).
В соответствии с пунктом 4.6 устава, общее имущество товарищества, разграничение ответственности: недвижимым имуществом общего пользования считаются линии электропередачи (пункт 4.6.1 л.д. 141); осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства (ЭПУ) физических лиц (членов и не членов ТСН) опосредованно через ЭПУ (или объект электросетевого хозяйства – ОЭСХ) садоводческого товарищества с целью заключения договора энергоснабжения для физических лиц, имеющих садовые земельные участки в садоводстве (пункт 4.6.4 л.д. 141).
Как следует из материалов дела, факт присоединения ФИО1 к сетям ТСН подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д. 48-52), платежным поручением об оплате ФИО1 за электроэнергию (л.д. 106).
Доводы ответчика ФИО1 о том, что ФИО20" не вправе оспаривать публичный договор суд признает несостоятельными, поскольку оспариваемым договором нарушаются права и законные интересы истца в связи с расположением земельного участка ФИО1 на территории ФИО21" и наличием опосредованного подключения через сети ТСН.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент заключения оспариваемого договора принадлежащий ответчику ФИО1 земельный участок, расположенный в ФИО22" уже был подключен к сетям указанного товарищества, принимая во внимание, что техническая возможность непосредственного подключения объекта ФИО1 к сетям энергоснабжения ФИО23" минуя объекты инфраструктуры ФИО24" отсутствует, и доказательств обратного материалы дела не содержат,- спорный договор подлежит признанию недействительным, а денежные средства – взысканию с ФИО25» в пользу ФИО1, поскольку при наличии фактического подключения повторное подключение ФИО1 противоречит принципу однократности.
Оснований для удовлетворения иска к ФИО26, не имеющему статус самостоятельного юридического лица, у суда не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования ФИО27" – удовлетворить частично.
Признать недействительным договор технологического присоединения № заключенный ДД.ММ.ГГГГ ФИО28» и ФИО1.
Взыскать с ФИО29» (ИНН №) в пользу ФИО1 (паспорт №) денежные средства в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении исковых требований ФИО30" (ИНН №) к ФИО31 о признании недействительным договора, обязании возвратить денежные средства – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца, с принесением апелляционной жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий судья подпись Ледкова И.М.