Дело № 12-435/2024
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение по делу об административном правонарушении
г. Якутск 14 мая 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Никифорова Н.А., рассмотрев протест заместителя прокурора города Якутска Данилова Т.Р. на определение мирового судьи судебного участка № 62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича,
установил:
Определением мирового судьи судебного участка № 62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича возвращен в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС (Я) для устранения недостатков.
Заместитель прокурора города Якутска Данилов Т.Р. внес протест на данное определение, ссылаясь на то, что отмена обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с января 2023 года не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до января 2023 года, при этом заявил о восстановлении срока внесения протеста на определение мирового судьи, ссылаясь на поступление прокурору соответствующего ходатайства.
Помощник прокурора Соколова С.А. в судебном заседании протест поддержала, просит суд восстановить срок опротестования определения, отменить определение и прекратить производство по делу.
Директор ООО «Типография Смик» Иванов С.Д., представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС(Я) в суд не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены, при таких обстоятельствах суд рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав помощника прокурора, исследовав доводы протеста, материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 названного Кодекса.
В случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Принимая во внимание обстоятельства поступления ходатайства прокурору в отношении обжалуемого определения мирового судьи, суд приходит к выводу о восстановлении срока внесения протеста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, он может быть восстановлен, в том числе, по ходатайству прокурора, принесшего протест.
Таким образом, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и подачу ходатайства о восстановлении срока на его принесение, независимо от участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисление сроков обжалования вынесенных по делу постановлений связано с фиксацией времени их получения лицом, обратившимся с жалобой, протестом.
Установлено, что определение о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича, вынесено 03 ноября 2023 года.
Как следует из представленных материалов дела, ходатайство заместителя управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Саха (Якутия) № МУ-14-33/46568 о принесении протеста на определение мирового судьи было подано в прокуратуру г. Якутска 15 февраля 2024 года.
Протест прокурором принесен в суд 15 марта 2024 года (согласно штампу суда № 22398), в котором прокурор ссылался на вышеуказанное ходатайство.
Таким образом, установленный законом срок для принесения протеста на определение пропущен по уважительной причине, ходатайство подлежит удовлетворению.
Установлено, что 24 октября 2023 года начальником Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Саха (Якутия) Аргуновым М.А. в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича составлен протокол №1113 об административном правонарушении, совершенном 02 марта 2023 года, по факту нарушения должностным лицом срока предоставления отчетности, установленной п.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ).
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 г. № 103п «Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений».
Статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 1862-О, от 17 июля 2018 г. № 1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 г. № 8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п Утверждена единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения».
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 г. № 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023 года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 года.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года № 50-АД23-6-К8.
Мировой судья указанные обстоятельства не учел и вернул протокол об административном правонарушении должностному лицу. Изложенное свидетельствует о том, что по данному делу об административном правонарушении мировым судьей не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи подлежит отмене.
Поскольку на дату настоящего рассмотрения протеста прокурора срок давности (с 02.03.2023 года) привлечения директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Восстановить заместителю прокурора города Якутска Данилову Т.Р. срок принесения протеста на определение мирового судьи судебного участка 62 г. Якутска от 03 ноября 2023 года о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича.
Определение мирового судьи судебного участка 62 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 03 ноября 2023 года о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Типография Смик» Иванова Сергея Демьяновича отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Настоящее решение вступает в законную силу после вынесения, может быть обжаловано в порядке ст.ст.30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья ___ Н.А. Никифорова
___
___