РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г. Знаменск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
судьи Чумаченко Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петруниной Н.А.,
с участием административного истца – заместителя прокурора ЗАТО Знаменск Егорова Д.А.,
представителей административного ответчика - по доверенности Колодяжной И.В., Егуповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области административное дело №2а-1201/2018 по административному исковому заявлению и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области к административному ответчику – администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ, в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище,
установил:
И.о.прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области Егоров Д.А. обратился в суд с административным иском, в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ, в интересах Российской Федерации, и в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании незаконным бездействия администрации ЗАТО Знаменск, выразившееся в непринятии мер по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище, и постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г. Знаменска Астраханской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле на территории ЗАТО г.Знаменск было установлено, что администрацией МО ЗАТО г.Знаменск не принято мер по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище, и постановки данного земельного участка на кадастровый учет. В ходе проведенной прокуратурой города проверки было установлено, что на участке местности (координаты <данные изъяты>) расположено кладбище. Согласно поступившим сведениям из администрации города, данное кладбище на балансе администрации города не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится, правоустанавливающих документов на данный земельный участок не имеется. Работа по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность, не начата, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем невозможно оформление права собственности, так как земельный участок не сформирован. Отсутствие границ земельного участка и санитарно-защитных зон, а также оформленных прав муниципального образования на земельный участок, занятый кладбищем, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию земельного участка под место погребения (кладбище), контролю за его состоянием невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов, в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, и как следствие, на само кладбище. Сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью населению близлежащих населенных пунктов. В ходе проведенной проверкой прокуратурой города совместно со специалистом Роспотребнадзора было также установлено, что на кладбище в общей сложности размещено около 300 самовольных захоронений, некоторые из захоронений – ДД.ММ.ГГГГ; территория кладбища огорожена только колючей проволокой; на территории кладбища отсутствует система хозяйственно-питьевого водоснабжения (питьевая вода), система водоснабжения (техническая вода), общественные туалеты, зона зеленых насаждений, что соответственно является нарушением п.п.6.2, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.2882-11. Отвод земельного участка под кладбище с Управлением Роспотребнадзора не согласован, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на вышеуказанное кладбище. Поскольку право на объект недвижимости – земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, расположенный в границах ЗАТО г.Знаменск не зарегистрировано, контроль за вышеуказанным объектом не производится, а орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права собственности на него, в целях недопущения возможных нарушений экологического законодательства, путем неконтролируемого осуществления захоронений, выражающегося в неблагоприятном воздействии места погребения на окружающую среду и здоровье человека. Считает необходимым обязать администрацию МО ЗАТО Знаменск Астраханской области определить границы данного земельного участка и поставить этот земельный участок на кадастровый учет; принять меры по недопущению самовольных захоронений на выявленном кладбище.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора ЗАТО Знаменск Егоров Д.А. просил удовлетворить заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Представители административного ответчика – администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование ЗАТО Знаменск» Егупова Н.В. и Колодяжная И.В., каждая, просили суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, считая их не подлежащими удовлетворению, поскольку административный иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения административного иска. Указали также в своих возражениях, что территория земельного участка, на котором расположено кладбище с самовольными захоронениями, находится за пределами законодательно определенных границ МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, а несовпадение границ оспариваемого земельного участка по электронным картам, на которые ссылается в своих доказательствах административный истец, с законодательно утвержденной картой-планом границ МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, не свидетельствует о фактическом расположении оспариваемого земельного участка именно на территории МО ЗАТО Знаменск Астраханской области. Также указали в своих возражениях, что компетенция органа местного самоуправления – администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, в данном случае не распространяется, согласно представленных суду документов, на территорию земельного участка, на котором расположено кладбище; при этом также в компетенцию данного органа местного самоуправления не входит учет самовольных захоронений, факт чего был выявлен проверкой прокуратурой города.
Суд, выслушав административного истца (прокурора), представителей административного ответчика, допросив специалиста, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как следует из административного иска и.о.прокурора, прокуратурой города была проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле на территории ЗАТО г.Знаменск Астраханской области. При проведенном осмотре прокуратурой города от ДД.ММ.ГГГГ, совместно со специалистом Роспотребнадзора было установлено, что на участке местности (координаты <данные изъяты>) расположено кладбище, на котором в общей сложности размещено около 300 самовольных захоронений, некоторые из захоронений – ДД.ММ.ГГГГ; территория кладбища огорожена только колючей проволокой; на территории кладбища отсутствует система хозяйственно-питьевого водоснабжения (питьевая вода), система водоснабжения (техническая вода), общественные туалеты, зона зеленых насаждений, что соответственно является нарушением п.п.6.2, 6.4, 6.6 СанПиН 2.1.2882-11. Отвод земельного участка под кладбище с Управлением Роспотребнадзора не согласован, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на вышеуказанное кладбище.
О данных обстоятельствах свидетельствует исследованный в судебном заседании акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фотоснимками (л.д.11-15). Координаты земельного участка, на котором расположено данное кладбище, определены электронной картой, используемой с помощью мобильной системы связи участвующего в осмотре помощника прокурора города.
Согласно сведений из администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области следует, что кладбище, расположенное на участке местности с координатами <данные изъяты>, на балансе администрации не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится, учет захоронений на указанном участке местности не ведется; работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельного участка, для размещения кладбища по указанным координатам, администрацией МО ЗАТО Знаменск не проводилось (л.д.16).
Из содержания административного иска усматривается, что, обращаясь в суд, истец оспаривает бездействие администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище, с координатами <данные изъяты>, поскольку, как следует из приведенного выше ответа органа местного самоуправления, данный ответ содержит информацию о том, что на балансе администрации земельный участок, на котором расположено кладбище, с координатами <данные изъяты>, не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится, учет захоронений на указанном участке местности не ведется; работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельного участка, для размещения кладбища по указанным координатам, администрацией МО ЗАТО Знаменск не проводилось.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, согласно заявленных требований административного истца, при рассмотрении данного иска необходимо выяснить, относится ли вопрос, о разрешении которого обратился к административному ответчику истец, к компетенции административного ответчика, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно части 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В силу положений статей 16, 17 и 18 данного федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
Согласно исследованных в судебном заседании материалов дела и установленных обстоятельств следует, что земельный участок по территориальности по координатам расположения <данные изъяты>, на котором в настоящее время располагается кладбище, принадлежит администрации МО «Капустиноярский сельсовет», согласно ответа главы МО «Капустиноярский сельсовет» Ю.В.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>., кадастровый №, на праве собственности принадлежит РФ.
Согласно выписки из государственного земельного кадастра, земельный участок с кадастровым №, имеет местоположение: <адрес>, площадь 177860 га, правообладателем является войсковая часть № (в/ч №), с правом постоянного пользования; разрешенное использование – для пользования Объединенными Вооруженными Силами СНГ.
Как следует из ответа Врио командира в/ч № В.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя прокурора ЗАТО Знаменск Егорова Д.А., в настоящее время земли Министерства обороны РФ на вверенном ему полигоне, не установлены в соответствии с законодательством РФ (не отмежеваны), не внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с заключением по результатам геодезических измерений от ДД.ММ.ГГГГ кадастрового инженера А.С.С. следует, что территория кладбища расположена за пределами утвержденных границ ЗАТО Знаменск и имеет общие границы от точки <данные изъяты> до точки <данные изъяты>.
В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен кадастровый инженер А.С.С., который подтвердил данное им заключение от ДД.ММ.ГГГГ, указав также, что при геодезическом измерении использовалось спутниковое оборудование, зарегистрированное в Росреестре.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно пунктам 3, 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, в силу вышеуказанных положений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", площадь и местоположение границ земельного участка являются уникальными характеристиками земельного участка, сведения о которых включаются в государственный кадастр недвижимости. Местоположение границ земельного участка определяется по результатам межевания, которые оформляются межевым планом.
Проанализировав в совокупности вышеприведенные положения законов и установленные в судебном заседании обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их относимости и достоверности, суд считает, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия именно администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, выразившиеся в непринятии мер по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище и отсутствуют основания для постановки данного земельного участка на кадастровый учет.
Непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, не относится непосредственно к компетенции органа местного самоуправления – администрации МО ЗАТО Знаменск Астраханской области, поскольку территориально таким органом является администрация МО «Капустиноярский сельсовет», а разрешено использование войсковой части № постоянно, с целью разрешенного использования - для пользования Объединенным Вооруженными Силами СНГ.
В соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства, предъявление иска к ненадлежащему ответчику о защите нарушенного права, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Оценивая доводы административного истца о том, что по установленным в судебном заседании доказательствам явствует, что земельный участок, на котором расположено кладбище, по координатам расположения <данные изъяты>, находится на территории административного образования ЗАТО Знаменск Астраханской области, являются незаконными и не обоснованными, не основанными на достоверных и достаточных доказательствах. Из представленных суду документов и установленных обстоятельств следует, что земельный участок с кадастровым №, имеет местоположение: <адрес>, площадь 177860 га, правообладателем является войсковая часть № (в/ч №), с правом постоянного пользования; разрешенное использование – для пользования Объединенными Вооруженными Силами СНГ. При этом Врио командира в/ч № В.Ф. в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя прокурора ЗАТО Знаменск Егорова Д.А., подтверждает, что в настоящее время земли Министерства обороны РФ на вверенном ему полигоне, не установлены в соответствии с законодательством РФ (не отмежеваны), не внесены в государственный кадастр недвижимости.
При этом в судебном заседании административным ответчиком были представлены сведения из Карты (плана) объекта землеустройства ЗАТО Знаменск Астраханской области, утвержденные Агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области, свидетельствующие о несовпадении картографических данных, представляемых истцом в виде электронных карт мобильной системы связи, с утверждённой Картой (планом), и не свидетельствующими о фактическом расположении земельного участка, на котором находится кладбище с координатам расположения <данные изъяты>, на территории МО ЗАТО Знаменск Астраханской области.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым отказать и.о.прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области в удовлетворении заявленных требований по административному иску.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области к административному ответчику – администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ, в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия по определению границ земельного участка, на котором расположено кладбище – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате и изготовлено на компьютере.
Судья: Чумаченко Е.М.