Суды общей юрисдикции / Москва / Гражданские / 8а-149/2021 - (8а-32549/2020) [88а-48/2021]

Решение по делу № 8а-149/2021 - (8а-32549/2020) [88а-48/2021] от 25.12.2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-149/2021

г. Москва 3 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Репиной Е.В., Сорокина С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Тверского областного суда от17 июля 2020 г. (дело № 3а-108/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 г. (дело № 66а-4929/2020), вынесенные по административному делу по административному иску Шахматова Тимура Александровича об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Шахматов Т.А. является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>:

- здание - центральная ферма (коровник), назначение нежилое, с кадастровым номером , площадью 1179,6 кв.м;

- здание – объект, утративший назначение (ферма молочник), назначение нежилое, с кадастровым номером , площадью 1071,9 кв.м.

Шахматов Т.А. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества в размере равной их рыночной стоимости, требования мотивировав тем, что кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества существенно превышает их рыночную стоимость, что затрагивает права и законные интересы административного истца так налогоплательщика налога на имущество физических лиц.

Решением Тверского областного суда от 17 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 г., установлена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости: здания с кадастровым номером в размере 1 580 000 рублей по состоянию на 06 февраля 2014 года; здания с кадастровым номером в размере 1 405 000 рублей по состоянию на 13 февраля 2014 года; с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в пользу Шахматова Т. А. взысканы судебные расходы в сумме 65 600 рублей.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 декабря 2020 г., представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Селезнев А.Н., ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения в части взыскания судебных расходов, указывая, что взыскание расходов с Министерства является необоснованным, так как кадастровая стоимость зданий утверждена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 14 февраля 2014 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.

Как следует из статей 24.11, 24.12 Закона № 135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления и завершается утверждением результатов определения кадастровой стоимости и внесение данных результатов в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 г. № 4-нп по состоянию на 02 июня 2011 г.

В соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, орган кадастрового учета определяет кадастровую стоимость объекта недвижимости путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь объекта оценки.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, кадастровая стоимость объектов недвижимости определена на основании акта определения кадастровой стоимости от 14 февраля 2014 г., принятым ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области, зданий: с кадастровым номером в размере 32 441 194.06 рублей по состоянию на 06 февраля 2014 года; с кадастровым номером в размере 29 479 243.73 рублей по состоянию на 13 февраля 2014 года.

ФГБУ «ФКП Росреестра» привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. При рассмотрении дела не установлено, что названным органом допущены ошибки при проведении расчетов по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Разрешая заявленные требования, и удовлетворяя административный иск к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, суд первой инстанции исходил из того, что оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества установлена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. С Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в пользу административного истца взысканы судебные расходы. Суд апелляционной инстанции данные выводы поддержал.

Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.

При разрешении требований о возмещении судебных расходов суды обеих инстанций пришли к выводу, что расходы на составление отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости и уплата госпошлины подтверждены документально представленными в материалы дела договором на оказание услуг, платежными документами, понесены в связи с рассмотрением административного дела, являются необходимыми, а потому подлежат возмещению, а оспоренная административным истцом кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно (более 95% по каждому объекту) превышает рыночную стоимость, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к вышеуказанным объектам недвижимости.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности административному истцу, превышает определенную по результатам судебной экспертизы рыночную стоимость нежилых зданий более чем в два раза, что может свидетельствовать об ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к спорному объекту.

Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.

Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Тверского областного суда 17 июля 2020 г., апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 октября 2020 г. – оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение составлено 8 февраля 2021 г.

Председательствующий

Судьи

8а-149/2021 - (8а-32549/2020) [88а-48/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Шахматов Тимур Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Управление федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Другие
Администрация муниципального образования Красногорское сельское поселение Калининского района Тверской области
Клементьев В.В.
Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Репина Е. В.
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее