Дело № 2-758/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 2 ноября 2015 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хамавова Р.Ш.,
при секретаре Хадисовой Ж.Н.,
с участием заместителя прокурора Хасавюртовского района Республики Дагестан Рамазанова Г.Р., адвоката Пашаевой М.С., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ в интересах истицы Гаджиевой Р.З., представителя администрации МО «Хасавюртовский район» Гаджимагомедова Ш.Р. по доверенности № от <адрес>., представителя Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан ФИО по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаджиевой Р.З. к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство внутренних дел Республики Дагестан, Следственное Управление Следственного Комитета Российской Федерации по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан, администрация МО «Хасавюртовский район» и администрация МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о взыскании суммы причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>.
УСТАНОВИЛ:
Гаджиева Р.З. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство внутренних дел Республики Дагестан, Следственное Управление Следственного Комитета Российской Федерации по Республике Дагестан, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан, администрация МО «Хасавюртовский район» и администрация МО <адрес> <адрес> Республики Дагестан о взыскании суммы причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>, обосновывая его тем, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками МВД по РД была проведена спецоперация по адресу: селение <адрес>, в результате которой квартира, в которой они проживали, была частично разрушена. ДД.ММ.ГГГГ постановлениями следователя Хасавюртовского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Дагестан она была признана потерпевшей по уголовному делу № № возбужденному по результатам проведения сотрудниками центра «Э» ГУМВД России по СКФО совместно с сотрудниками ОМВД России по <адрес>, а также УФСБ России по РД оперативно-поисковых мероприятий по установлению местонахождения и задержания членов вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, в двухэтажном, одноподъездном общежитии, расположенном на северной окраине селения <адрес>, в комнате которого проживал местный житель ФИО, у которого находились трое вооруженных неустановленных лиц. На предложение сложить оружие и выйти из здания неустановленные лица с целью совершения посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов открыли по ним огонь из имевшегося при себе автоматического огнестрельного оружия. В результате этих событий их имущество было уничтожено, они остались без жилища, так как оно подлежало капитальному ремонту и без необходимой для ведения хозяйства домашней утвари. Согласно акту обследования утраченного имущества граждан в результате контртеррористической операции сумма причиненного им ущерба составляет 461400 рублей. В перечень утраченного имущества входят: спальный гарнитур стоимостью 120000 рублей, кухонная мебель – 70000 рублей, телевизор – 18000 рублей, ковры в количестве 5 шт., стоимость 1 шт. – 17200 рублей, общей стоимостью – 86000 рублей, пылесос стоимостью 4500 рублей, занавески в количестве 24 м., стоимость 1 м. – 2250 рублей, общей стоимостью – 54000 рублей, посуда разная для приготовления и приема пищи – 43000 рублей, стиральная машина – 13000 рублей, стол – 35000 рублей, стулья в количестве 8 шт., стоимость 1 шт. – 3125 рублей, общей стоимостью – 25000 рублей, холодильник – 23000 рублей, мягкая мебель (холл) – 47000 рублей, итого стоимость утраченного имущества составляет 538500 рублей. Они неоднократно обращались к ФИО власти с просьбой об оказании помощи в возмещении причиненного им материального вреда, однако по настоящее время никакой помощи оказано не было, в результате чего они вынуждены обратиться в суд с указанным иском. Закон «О противодействии терроризму» предусматривает освобождение от возмещения только в случае участия пострадавшего в террористическом акте, в связи с чем они имеют право на возмещение из ФИО бюджета на основании указанного закона и ст.1064 Гражданского кодекса РФ. Постановление о признании их потерпевшими по уголовному делу не было обжаловано, их связь с совершившими преступление лицами не установлена, при этом их имуществу нанесен ущерб правомерными действиями правоохранительных органов, в связи с чем на основании ст.18 Закона «О противодействии терроризму» и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред должен быть возмещен из средств ФИО бюджета. Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Также в постановлении о признании их потерпевшими прямо указано, что в связи с проведенной 14.02.2014г. спецоперацией их имущество уничтожено пожаром, возникшим в здании общежития, где они снимали комнату, в связи с чем их необходимо признать потерпевшими по данному уголовному делу. Местной администрацией - администрацией МО «<адрес>» совместно с ГОЧС и ПБ администрации МО «<адрес>» был составлен акт, установлена сумма причиненного ущерба, все необходимые документы были вовремя направлены в ГУ МЧС по <адрес> для согласования. Как указано в письме ГКУ РД «ЦЕНТР ГО и ЧС» за № от 04.12.2014г., ввиду того что в ходе спецоперации не принималось решение о проведении контртеррористической операции, не представляется возможным рассмотрение вопроса о выделении бюджетных ассигнований в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №110, документы были им возвращены без исполнения. О том, что ДД.ММ.ГГГГ в сел. <адрес> проводилась контртеррористическая операция, извещали средства массовой информации. Статья 18 указанного ФИО закона "О противодействии терроризму" предусматривает два способа возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта: компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта (часть 1), и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (часть 2). В соответствии с частью 1 статьи 18 государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. В силу части 2 статьи 18 возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств ФИО бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, ФИО законом от ДД.ММ.ГГГГ N 302-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен статьей 16.1., предусматривающей, что в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. Таким образом, ФИО закон установил обязанность государства за счет средств ФИО бюджета компенсировать причиненный в результате террористического акта имущественный вред всем, за исключением лица, участвующего в террористическом акте. Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. Между тем, в силу части 2 статьи 18 ФИО закона «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств ФИО бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отсутствие установленного Правительством Российской Федерации порядка (механизма) реализации предусмотренного частью 2 статьи 18 ФИО закона №35- ФЗ права на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, за счет средств ФИО бюджета не является правовым основанием для ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина на возмещение указанного вреда. Несоблюдение уполномоченными органами требований действующего законодательства, в частности, статьи 18 ФИО закона «О противодействии терроризму» влечет за собой нарушение не только имущественных, но и конституционных прав граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.15, ч.1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, ФИО закона «О противодействии терроризму» просит взыскать с Министерства финансов РФ в ее пользу сумму причиненного материального ущерба в размере 538500 рублей.
Истица Гаджиева Р.З. в суде исковое заявление поддержала и просила удовлетворить его по указанным в нем основаниям, пояснив суду, что она со своей семьей проживала в арендуемой квартире на втором этаже общежития, расположенном в <адрес>. Спецоперация была проведена на первом этаже общежития. В результате этого домашнее имущество было полностью уничтожено. Из перечисленных в акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленном представителями МО «<адрес>», вещей ничего не осталось. На момент обращения в суд эти вещи уже не существовали, представить их на обозрение она не может. Она долгое время в одном мешке хранила остатки разбитой посуды, но и это она выбросила. Вместе с тем ей причинен материальный ущерб на указанную сумму, и она просит его возместить.
Адвокат Пашаева М.С. также просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
ФИО ответчика Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, хотя был надлежащим образом извещен о дне, месте и времени судебного заседания. В письменных возражениях на исковое заявление просит отказать в удовлетворении иска. В связи с этим постановлено о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО службы безопасности Российской Федерации по <адрес> ФИО исковое заявление считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что требования истицы являются незаконными и не подлежащими удовлетворению. Как указывает Гаджиева Р.З. в своем заявлении, постановлением следователя она признана потерпевшей по уголовному делу. В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Тем самым материальный ущерб Гаджиевой Р.З. должен быть возмещен за счет лица, виновного в совершении преступления. Истица в своем заявлении указывает, что причиненный ей вред должен быть возмещен за счет средств федерального бюджета, в связи с чем данный вред должен быть ей возмещен Министерством финансов Российской Федерации. Также она утверждает, что Правительством Российской Федерации не установлен порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. Однако эти доводы не соответствуют действительности. Правительством Российской Федерации утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда. Эти ассигнования выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями для покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, гражданам из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей на человека. Возмещение вреда производится на основании решения Правительства Российской Федерации. Таким образом, вопреки утверждениям Гаджиевой Р.З. порядок возмещения данного вреда определен законом. Кроме того, заявительница не обжаловала действия ГКУ РД «Центр ГО и ЧС». Необоснованным является также ссылка истицы на акт обследования утраченного имущества, так как этот акт не может определять стоимость пострадавшего имущества без учета количества, характера, назначения имущества, степени износа. По указанным основаниям она просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель администрации «<адрес>» ФИО оставил на усмотрение суда принятие решения по иску Гаджиевой Р.З.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика Министерства внутренних дел Республики Дагестан, Следственного ФИО Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес> и администрации МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в суд не явились, хотя были надлежащим образом извещены о дне, месте и времени судебного заседания. В связи с этим постановлено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска необходимым отказать, исследовав материалы дела, суд с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу, не находит оснований для удовлетворения искового заявления по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, примерно, <данные изъяты> мин. в <адрес> Республики Дагестан в ходе проведения сотрудниками центра «Э» ГУМВД России по СКФО совместно с сотрудниками ОМВД России по <адрес>, а также УФСБ России по <адрес> оперативно – поисковых мероприятий по установлению места нахождения и задержания членов вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, в двух этажном одно подъездном общежитии, расположенном на северной окраине указанного села, в комнате которой проживал местный житель ФИО,ДД.ММ.ГГГГ, были заблокированы хозяин комнаты и трое вооруженных неустановленных лиц. На предложение сложить оружие и выйти из здания неустановленные лица с целью совершения посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов открыли по ним огонь из имевшегося при себе автоматического огнестрельного оружия. Ответным огнем сотрудников правоохранительных органов все четыре лица уничтожены на месте. В результате проведенной контртеррористической операции имуществу проживающих в указанном общежитии Гаджиевой Р.З. и членов ее семьи причинен значительный ущерб.
Постановлением следователя Хасавюртовского МРСО СУ СК по РД от ДД.ММ.ГГГГ Гаджиева Р.Г. и члены ее семьи признаны потерпевшими.
Из постановления следователя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уголовное дело № прекращено в связи со смертью обвиняемых.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N153-ФЗ, от 08.11.2008 N203-ФЗ, от 22.12.2008 N272-ФЗ, от 30.12.2008 N321-ФЗ, от 27.07.2010 N197-ФЗ, от 28.12.2010N 404-ФЗ, от 03.05.2011 N96-ФЗ, от 08.11.2011 N309-ФЗ, от 23.07.2013 N208-ФЗ, от 02.11.2013 N302-ФЗ, от 05.05.2014 N130-ФЗ, от 28.06.2014 N179-ФЗ, от 31.12.2014 N505-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 N145-ФЗ) возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда был регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", действовавшем в период повреждения имущества истицы.
Этим Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила).
Названные Правила определяли порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу п.10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению проведения аварийно-спасательных работ, проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В соответствии с п.3 этих Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Согласно п.4 Правил при обращении, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящих Правил, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.6 Правил, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 5 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития Российской Федерации (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций, а также сведения о наличии решения о признании потерпевшими в результате террористического акта физических и юридических лиц и (или) при нанесении вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и (либо) сведения о наличии решения о проведении мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями. Перечень, формы и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации.
В силу п.7 указанных Правил по результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения. В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N260.
В соответствие с п.8 Правил основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, указанных в подпункте "б" пункта 9 и подпункте "в" пункта 10 настоящих Правил, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.
Таким образом, в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления соответствующих компенсационных выплат физическим лицам не рассматривалось.
Из приведенных правовых норм следует, что обязанность государства по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного, в том числе, при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
В данном случае обосновывающие документы о причиненном ущербе в результате проведения контртеррористической операции для оказания материальной помощи в надлежащем виде и в установленный срок в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не представлены.
Как следует из письма руководителя Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций» от 04.12.2014г. № в администрацию МО «<адрес>», в связи с тем, что согласно письма Управления ФСБ России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № на территории <адрес> режим КТО не вводился, отказано в рассмотрении вопроса о выделении бюджетных ассигнований на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб ДД.ММ.ГГГГг. в с <адрес>.
Между тем, согласно письма начальника Управления ФСБ России по <адрес> от 02.10.2015г. № в соответствии с приказом Руководителя Оперативного штаба в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в период с 13 час. 15 мин. до 20 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> проводилась контртеррористическая операция.
Из материалов гражданского дела и пояснений сторон следует, что действия руководителя Государственного казенного учреждения Республики Дагестан «Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций», отказавшего рассмотреть вопрос о выделении бюджетных ассигнований в соответствии с указанными Правилами на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате контртеррористической операции, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан, не были предметом обжалования в установленном законом порядке.
Согласно акту обследования утраченного имущества граждан в результате контртеррористической операции, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Дагестан от 17.02.2014г., составленного комиссией МО «<адрес>» Республики Дагестан, в перечень утраченного имущества Гаджиевой Р.З. и членов ее семьи включены спальный гарнитур стоимостью 120000 рублей, кухонная мебель – 70000 рублей, телевизор – 18000 рублей, ковры в количестве 5 шт., стоимость 1 шт. – 17200 рублей, общей стоимостью – 86000 рублей, пылесос стоимостью 4500 рублей, занавески в количестве 24 м., стоимость 1 м. – 2250 рублей, общей стоимостью – 54000 рублей, посуда разная для приготовления и приема пищи – 43000 рублей, стиральная машина – 13000 рублей, стол – 35000 рублей, стулья в количестве 8 шт., стоимость 1 шт. – 3125 рублей, общей стоимость – 25000 рублей, холодильник – 23000 рублей, мягкая мебель (холл) – 47000 рублей, итого стоимость утраченного имущества составляет 538500 рублей. Комиссия пришла к заключению: имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи пострадавшим составляет 300000 рублей.
Однако в названном акте указано 12 наименований вещей с разными свойствами, функциями и назначением. При этом не принято во внимание количество, различный характер назначения, возможность износа этих вещей, находившихся в употреблении членами данной семьи, и их реальная стоимость.
Более того, истица Гаджиева Р.З. суду заявила, что перечисленные ею в исковом заявлении вещи уже не существуют, представить их на обозрение она не может.
Принимая во внимание, что в данном случае не соблюден установленный правовыми нормами порядок и сроки для сбора и представления в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д., суд не находит необходимым разрешать вопросы наличия, износа указанных вещей и их реальную стоимость.
При таких обстоятельствах предъявленные к Министерству финансов Российской Федерации исковые требования следует считать необоснованными.
С учетом указанного в удовлетворении иска Гаджиевой Р.З. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании суммы причиненного материального ущерба в размере 538500 рублей следует отказать.
Судебных издержек по данному гражданскому делу не имеется.
В связи с тем, что в удовлетворении иска необходимо отказать, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Гаджиевой Р.З. к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство внутренних дел Республики Дагестан, Следственное Управление Следственного Комитета Российской Федерации по <адрес>, Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан, администрация МО «<адрес>» и администрация МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о взыскании суммы причиненного материального ущерба в размере 538500 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 3 ноября 2015 года.
Председательствующий Р.Ш.Хамавов