Дело № 2-1087/2022
44RS0028-01-2022-001282-70
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кострома 20 октября 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Иванова С.Ю.,
при секретаре Панфиловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (Охранкультуры Костромской области) обратились в суд с иском к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указали, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в. (далее Объект) на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Вышеуказанное постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 в соответствии с требованиями действующего законодательства официально опубликовано в СП-Нормативные документы, 30.04.2007.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 110172-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный №....
В отношении Объекта приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) от 16.08.2021 №... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, содержащее в себе перечень мероприятий по сохранению объекта культурного наследия и сроки их исполнения (далее - Охранное обязательство).
Так, в соответствии с требованиями Охранного обязательства собственнику Объекта необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно (предполагается участие соразмерно занимаемых площадей):
1) в срок до 01.03.2022 - организовать разработку и согласование проектной документации по сохранению Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Перечень работ по сохранению Объекта определяется по результатам обследования технического состояния Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) в срок до 01.09.2024 - организовать проведение работ по сохранению Объекта. Организовать приемку выполненных работ. Получить акт приемки выполненных работ;
3) в срок до 01.03.2022 - организовать установку информационных надписей и обозначений на Объекте в соответствии с действующим законодательством.
Копия охранного обязательства направлена заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес собственников объекта культурного наследия.
Паспорт объекта культурного наследия сформирован посредством автоматизированной информационной системы Единого государственного реестра объектов культурного наследия и является приложением к охранному обязательству.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2022 №... о переходе прав на объект недвижимости 02.11.2021 состоялся переход прав на спорный Объект.
По информации из Единого государственного реестра недвижимости от 30.06.2022 собственником вышеуказанного объекта культурного наследия является Соколова А.М., право собственности от 02.11.2021.
В связи с истечением срока исполнения п. 1, 3 Охранного обязательства, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании решения начальника Инспекции от 22.06.2022 №... о про ведении инспекционного визита проведено контрольное (надзорное) мероприятие -инспекционный визит за состоянием объекта культурного наследия.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составлен акт инспекционного визита от 28.06.2022 №.... В соответствии с актом инспекционного визита установлено, что объект представляет собой одноэтажный деревянный жилой дом. Общее состояние - удовлетворительное. Ремонтно-реставрационные работы не проводятся. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия Инспекцией не выдавалось, проектная документация не представлялась и не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. На Объекте имеется информационная надпись; проект (макет) информационной надписи на объекте культурного наследия Инспекцией не утверждался.
На основании изложенного истец считает, что требования Охранного обязательства в установленный срок не выполнены, собственник Объекта уклоняется от исполнения возложенных на него обязательств по сохранению объекта культурного наследия, что в дальнейшем может привести к полной его утрате.
Со ссылкой на положения статей 210, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 27, 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» просили обязать Соколову А.М. - собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в., расположенного по адресу: ..., выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия, а именно:
1) организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
2) организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
3) установить на Объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 24 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца Коновалов А.С. и Жулинская Е.Г., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Соколова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу регистрации. Причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявляла.
Суд, с учетом мнения стороны истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ, Закон № 73-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также с целью их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 40 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия определен в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Пункт 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусматривает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2022 №... ответчик Соколова А.М. с 02.11.2021 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ....
Указанный жилой дом принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в. на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Вышеуказанное постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 в соответствии с требованиями действующего законодательства официально опубликовано в СП-Нормативные документы 30.04.2007.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 110172-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный №....
В отношении Объекта приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 16.08.2021 №... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, содержащее в себе перечень мероприятий по сохранению объекта культурного наследия и сроки их исполнения.
Статьей 27 Закона № 73-ФЗ закреплено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, в силу положений действующего законодательства об объектах культурного наследия, возложена на собственника или иного законного владельца такого Объекта.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» информационная надпись и обозначения на объекте культурного наследия выполняются в соответствии с проектом (макетом) информационной надписи, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия.
При этом статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны обязаны действовать добросовестно, учитывать права и интересы друг друга, оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно действующему гражданскому законодательству обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями Охранного обязательства собственнику Объекта необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно (предполагается участие соразмерно занимаемых площадей):
1) в срок до 01.03.2022 - организовать разработку и согласование проектной документации по сохранению Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Перечень работ по сохранению Объекта определяется по результатам обследования технического состояния Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) в срок до 01.09.2024 - организовать проведение работ по сохранению Объекта. Организовать приемку выполненных работ. Получить акт приемки выполненных работ;
3) в срок до 01.03.2022 - организовать установку информационных надписей и обозначений на Объекте в соответствии с действующим законодательством.
Копия охранного обязательства направлена истцом в адрес собственников объекта культурного наследия.
Однако, в установленный срок требования охранного обязательства ответчиком не выполнены.
Сведений об их исполнении на день рассмотрения настоящего гражданского дела, материалы дела также не содержат.
На основании изложенного, суд считает, что требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить.
Обязать Соколову А.М. выполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия регионального значения - «Дом жилой», 2-я пол. XIX в., расположенного по адресу: ..., а именно:
1) организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
3) установить на объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 24 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что ответчики вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в суд заявление о его отмене.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиками в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья |
С.Ю. Иванова |
44RS0028-01-2022-001282-70
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кострома 20 октября 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Иванова С.Ю.,
при секретаре Панфиловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (Охранкультуры Костромской области) обратились в суд с иском к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
В обоснование заявленных требований указали, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в. (далее Объект) на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Вышеуказанное постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 в соответствии с требованиями действующего законодательства официально опубликовано в СП-Нормативные документы, 30.04.2007.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 110172-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный №....
В отношении Объекта приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) от 16.08.2021 №... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, содержащее в себе перечень мероприятий по сохранению объекта культурного наследия и сроки их исполнения (далее - Охранное обязательство).
Так, в соответствии с требованиями Охранного обязательства собственнику Объекта необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно (предполагается участие соразмерно занимаемых площадей):
1) в срок до 01.03.2022 - организовать разработку и согласование проектной документации по сохранению Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Перечень работ по сохранению Объекта определяется по результатам обследования технического состояния Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) в срок до 01.09.2024 - организовать проведение работ по сохранению Объекта. Организовать приемку выполненных работ. Получить акт приемки выполненных работ;
3) в срок до 01.03.2022 - организовать установку информационных надписей и обозначений на Объекте в соответствии с действующим законодательством.
Копия охранного обязательства направлена заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес собственников объекта культурного наследия.
Паспорт объекта культурного наследия сформирован посредством автоматизированной информационной системы Единого государственного реестра объектов культурного наследия и является приложением к охранному обязательству.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2022 №... о переходе прав на объект недвижимости 02.11.2021 состоялся переход прав на спорный Объект.
По информации из Единого государственного реестра недвижимости от 30.06.2022 собственником вышеуказанного объекта культурного наследия является Соколова А.М., право собственности от 02.11.2021.
В связи с истечением срока исполнения п. 1, 3 Охранного обязательства, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании решения начальника Инспекции от 22.06.2022 №... о про ведении инспекционного визита проведено контрольное (надзорное) мероприятие -инспекционный визит за состоянием объекта культурного наследия.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составлен акт инспекционного визита от 28.06.2022 №.... В соответствии с актом инспекционного визита установлено, что объект представляет собой одноэтажный деревянный жилой дом. Общее состояние - удовлетворительное. Ремонтно-реставрационные работы не проводятся. Заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия Инспекцией не выдавалось, проектная документация не представлялась и не согласовывалась, заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало. На Объекте имеется информационная надпись; проект (макет) информационной надписи на объекте культурного наследия Инспекцией не утверждался.
На основании изложенного истец считает, что требования Охранного обязательства в установленный срок не выполнены, собственник Объекта уклоняется от исполнения возложенных на него обязательств по сохранению объекта культурного наследия, что в дальнейшем может привести к полной его утрате.
Со ссылкой на положения статей 210, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 27, 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» просили обязать Соколову А.М. - собственника объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в., расположенного по адресу: ..., выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия, а именно:
1) организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
2) организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
3) установить на Объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 24 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца Коновалов А.С. и Жулинская Е.Г., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Соколова А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по адресу регистрации. Причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявляла.
Суд, с учетом мнения стороны истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ, Закон № 73-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия, а также с целью их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 40 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия определен в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Пункт 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусматривает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2022 №... ответчик Соколова А.М. с 02.11.2021 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ....
Указанный жилой дом принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», 2-я пол. XIX в. на основании постановления главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Вышеуказанное постановление главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 в соответствии с требованиями действующего законодательства официально опубликовано в СП-Нормативные документы 30.04.2007.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2017 № 110172-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в котором ему присвоен регистрационный №....
В отношении Объекта приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 16.08.2021 №... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, содержащее в себе перечень мероприятий по сохранению объекта культурного наследия и сроки их исполнения.
Статьей 27 Закона № 73-ФЗ закреплено, что на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, в силу положений действующего законодательства об объектах культурного наследия, возложена на собственника или иного законного владельца такого Объекта.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» информационная надпись и обозначения на объекте культурного наследия выполняются в соответствии с проектом (макетом) информационной надписи, согласованной с органом охраны объектов культурного наследия.
При этом статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны обязаны действовать добросовестно, учитывать права и интересы друг друга, оказывать необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно действующему гражданскому законодательству обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями Охранного обязательства собственнику Объекта необходимо провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно (предполагается участие соразмерно занимаемых площадей):
1) в срок до 01.03.2022 - организовать разработку и согласование проектной документации по сохранению Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Перечень работ по сохранению Объекта определяется по результатам обследования технического состояния Объекта организацией, имеющей лицензию на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) в срок до 01.09.2024 - организовать проведение работ по сохранению Объекта. Организовать приемку выполненных работ. Получить акт приемки выполненных работ;
3) в срок до 01.03.2022 - организовать установку информационных надписей и обозначений на Объекте в соответствии с действующим законодательством.
Копия охранного обязательства направлена истцом в адрес собственников объекта культурного наследия.
Однако, в установленный срок требования охранного обязательства ответчиком не выполнены.
Сведений об их исполнении на день рассмотрения настоящего гражданского дела, материалы дела также не содержат.
На основании изложенного, суд считает, что требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Соколовой А.М. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, удовлетворить.
Обязать Соколову А.М. выполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия регионального значения - «Дом жилой», 2-я пол. XIX в., расположенного по адресу: ..., а именно:
1) организовать работы по разработке и согласованию, в установленном законодательством порядке, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
2) организовать проведение ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия по согласованной с инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проектной документации. Сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
3) установить на объекте информационные надписи и обозначения в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 24 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить, что ответчики вправе в течение семи дней с момента получения копии заочного решения подать в суд заявление о его отмене.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиками в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Федеральный судья |
С.Ю. Иванова |