Гр. дело № 2-1178/2019 Мотивированное решение составлено 16 декабря 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Быковой Н.Б.
при секретаре Макаровской В.Ю.
с участием представителя истца Решёткина К.М.
представителя ответчика Короткой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потамана Александра Александровича к товариществу собственников недвижимости «Ферсмана 18» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Потаман А.А. обратился в суд с иском к товариществу собственников недвижимости «Ферсмана 18» (далее по тексту – ТСН «Ферсмана 18») о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <.....>. Собственниками указанного многоквартирного дома выбран способ управления - управление товариществом собственников недвижимости «Ферсмана 18», которое является исполнителем коммунальных услуг, осуществляет содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. 06 августа 2018 года он обратился к ответчику с требованием о замене лопнувшего в его квартире общедомового канализационного стояка. Учитывая, что его требование ТСН «Ферсмана 18» оставлено без внимания, 25 июня 2019 года в отдел муниципального контроля была подана жалоба на бездействие управляющей компании, которая передана по принадлежности в Государственную жилищную инспекцию. Согласно ответу Государственной жилищной инспекции, по результатам комиссионного обследования принято решение о замене аварийного участка канализационного стояка в срок до 10 августа 2019 года. Поскольку ремонтные работы не произведены в установленный срок, просил о понуждении ТСН «Ферсмана 18» произвести замену аварийного участка канализационного трубопровода в квартире <адрес> в г. Апатиты в течение 5 дней с момента вынесения решения по делу, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей. Решение в части понуждения к выполнению замены аварийного участка канализационного трубопровода обратить к немедленному исполнению.
До рассмотрения дела по существу от представителя истца поступило письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором он, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований в части выполнения работ по замене аварийного участка канализационного трубопровода, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, от остальной части исковых требований отказался.
В судебное заседание истец не явился, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и просил взыскать с ТСН «Ферсмана 18» в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей». В дополнение пояснил, что 22 июля 2019 года ответчиком проведено комиссионное обследование квартиры истца, в ходе которого разрушение канализационного стояка подтвердилось. Согласно ответу Государственной жилищной инспекции Мурманской области, ответчик обязался в срок до 10 августа 2019 года произвести замену поврежденного канализационного стояка, однако фактически работы по ремонту канализационного трубопровода проведены 28 сентября 2019 года, то есть после подачи рассматриваемого иска в суд. В связи с бездействием ответчика силами жильцов квартиры истца поврежденный участок канализационного стояка был замотан изолентой, поскольку через повреждения в канализационном стояке происходила течь канализационных стоков. По доводам возражений ответчика указал, что поскольку в принадлежащей ему квартире никто не проживает, истец по факту разрушения канализационного стояка в аварийную службу не обращался. При этом отметил, что с 2018 года в связи с неудовлетворительным состоянием канализационного стояка санузел квартиры истца подтапливало, стоял характерный запах. Утверждает, что повреждения канализационной трубы носили аварийный характер, в связи с чем работы по замене стояка должны были производиться ответчиком незамедлительно, что в установленный законом срок сделано не было. Полагает, что надлежащих доказательств отсутствия доступа в квартиру истца ответчиком не представлено. Считает, что вина ответчика выразилась в халатности и нежелании выполнять взятые на себя обязательства.
Представитель ответчика Короткая И.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснила, что законных оснований для их удовлетворения не имеется. Полагает, что правоотношения между ТСН «Ферсмана 18» и Потаман А.А. по ремонту канализационного трубопровода урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и его подзаконными актами, в связи с чем положения Закона «О защите прав потребителей» на данные правоотношения не распространяются. Также приведя доводы о том, что Потаман А.А. в аварийно-диспетчерскую службу в 2018-2019 годах не обращался, что свидетельствует об отсутствии аварийного характера повреждений канализационного трубопровода. Отметила, что на основании решения общего собрания членов ТСН «Ферсмана 18» ответчиком были проведены работы по замене канализационного трубопровода в подвальных помещениях дома № 18, весной 2019 года были проведены работы по замене стояков канализации в квартирах, собственники которых обратились в ТСН «Ферсмана 18» с соответствующим заявлением. При этом Потаман А.А. с устными и письменными требованиями в ТСН «Ферсмана 18» по поводу разрушения канализационного трубопровода в квартире № <.....> не обращался. Информация по квартире истца была получена ТСН «Ферсмана 18» из ГЖИ Мурманской области в июле 2019 года. Утверждает, что заявление в адрес ТСН «Ферсмана 18», на котором основан иск подписано не истцом, а иным лицом, в связи с чем является ненадлежащим доказательством. Также полагает, что между сторонами отсутствует спор. В ходе комиссионного обследования канализационного трубопровода квартиры № <.....>, состоявшегося 22 июля 2019 года, ТСН «Ферсмана 18» установлено, что трубопровод требует ремонта, при этом в аварийном состоянии не находится, о чем составлен акт. После составления акта ответчик в течение трех дней был готов произвести ремонт канализационного трубопровода силами подрядчика, однако Потаман А.А. заинтересованность в ремонте не проявил, доступ в свою квартиру не предоставил, на телефонные звонки не отвечал, в связи с чем подрядчик приступил к выполнению работ по другому объекту. Учитывая, что частичная замена канализационного трубопровода требует работы квалифицированного специалиста, заключения договора на производство данных работ, подготовки и временных затрат, связанных с подбором подрядчика и закупкой материалов, ремонт канализационного трубопровода в квартире истца был произведен 28 сентября 2019 года. Считает, что требование о компенсации морального вреда необоснованно ввиду отсутствия со стороны ответчика нарушения прав истца, а также в связи с недобросовестными действиями собственника, выразившиеся в несообщении ТСН «Ферсмана 18» о повреждении канализационного трубопровода и отсутствии доступа в его квартиру. Поскольку истец не проживает в принадлежащей ему квартире, то никаких моральных и нравственных страданий не понёс. Отмечает, что истец членом ТСН «Ферсмана 18» не является. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, допросив свидетелей 1 и 2 суд считает, что исковые требования Потамана А.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истцу Потаман А.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <.....>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <.....> от <дата> года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости о содержании правоустанавливающих документов № <.....> от 26 ноября 2019 года и № <.....> от 27 ноября 2019 года (том № 1 л.д. 14, 216, 220).
Товарищество собственников недвижимости «Ферсмана 18» является управляющей организацией многоквартирного дома № <адрес> с 1 января 2016 года по настоящее время, оказывающей услуги и выполняющей работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома (том № 1 л.д. 29-30, 106, том 2 л.д. 3-8).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" этим законом регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Поскольку отношения по содержанию общего имущества между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией возникают на основании возмездного договора, направленного на удовлетворение нужд граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, на эти правоотношения распространяется действие законодательства о защите прав потребителей. Аналогичная позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.10.2018 (пункт 11).
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.
В силу системного толкования положений пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаца 1 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее Правила), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе также включается в состав общего имущества.
Согласно пункту 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) и др.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
На основании пункта 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
На основании вышеизложенного следует, что бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию и сохранности общего имущества многоквартирного жилого дома лежит на управляющей организации.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 36).
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы) заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки, а также осуществлять контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации (п. 5.8.3).
Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения", предусмотрены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, которые включают в себя проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.
Таким образом, из системного толкования указанных выше положений закона следует, что управляющая компания обязана оказывать услуги по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, регулярно проводить осмотры внутридомовых инженерных систем, проводить текущий ремонт, содержать внутридомовые инженерные системы.
Согласно статье 30 Закона о защите прав потребителей недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
Из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что 6 августа 2018 года истец обратился к ответчику с письменным заявлением о частичной замене канализационного стояка в санузле квартиры истца в связи с его разрушением, которое направил в адрес ТСН «Ферсмана 18» по почте заказным почтовым отправлением. Согласно информационному письму Апатитского почтамта – УФПС Мурманской области – филиала ФГУП «Почта России» от 26.09.2019 заказное письмо истца действительно направлялось в адрес ответчика, которое адресатом получено не было по причине отсутствия адресата и впоследствии передано в число невостребованных почтовых отправлений (том № 2 л.д. 15). Вместе с тем сам по себе факт направления истцом в адрес ответчика заказного почтового отправления не является достаточным доказательством отправления претензии, поскольку суду не представлены и материалы дела не содержат оригинал претензии и опись вложения отправления, как и иные неопровержимые доказательства обращения к ответчику в августе 2018 года.
Между тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25 июня 2019 года истец обратился в Администрацию г. Апатиты с жалобой на бездействие ТСН «Ферсмана 18» по факту ненадлежащего состояния внутридомового канализационного трубопровода, которое было передано по принадлежности в Государственную жилищную инспекции Мурманской области (том № 1 л.д.225-224).
22 июля 2019 года, в связи с обращением истца в Государственную жилищную инспекции Мурманской области, ТСН «Ферсмана 18» проведено комиссионное обследование квартиры истца, о чем составлен акт, согласно которому зафиксировано частичное разрушение участка стояка бытовой канализации в месте стыка на уровне бачка унитаза, участок трубы, подлежащий ремонту, расположен от указанного стыка до ревизии. В настоящее время поврежденный участок обмотан изолентой силами проживающих в квартире Потаман С.А. и Потаман Д.А.(том № 2 л.д. 16).
Факт частичного разрушения участка стояка бытовой канализации в квартире истца представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался и подтверждается фотоматериалами, имеющимися в материалах дела (том № 1 л.д. 9-11, 96-98, 244-245), а также показаниями свидетелей 1 и 2 в ходе судебного заседания.
В соответствии с ответом ТСН «Ферсмана 18» на запрос Государственной жилищной инспекции Мурманской области по поступившей от Потаман А.А. жалобы, по результатам комиссионного обследования ответчиком принято решение о производстве ремонта канализационного стояка в течение двух недель, то есть до 10 августа 2019 года (том № 1 л.д. 231-232), о чем надзорным органом было сообщено представителю истца (том № 1 л.д. 222).
В ходе судебного заседания установлено, что ремонт канализационного стояка в квартире № <адрес> путем его частичной замены произведен 28 сентября 2019 года (Том 2 л.д. 17-20).
Таким образом, ответчик, согласившись с необходимостью замены части канализационного стояка, работы по его замене произвел только после подачи рассматриваемого иска в суд (28 августа 2019 года), тогда как срок выполнения работ был определен ответчиком до 10 августа 2019 года, что не оспаривается представителем ответчика.
Данных о том, что разрушение канализационного стояка произошло вследствие непреодолимой силы или нарушения ответчиком установленных правил потребления коммунальных услуг, материалы дела не содержат и судом не установлено.
С учетом собранных по делу доказательств, факт ненадлежащего оказания ответчиком услуг по договору управления многоквартирного дома в части ненадлежащего содержания системы водоотведения в квартире истца суд полагает установленным.
Доводы ответчика о том, что бесхозяйное обращение истца к жилому помещению, способствовало разрушению канализационного стояка, судом отклоняются, поскольку надлежащих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, управляющей компанией не представлено.
Утверждения представителя ответчика о чинении препятствий в ремонте канализационного стояка и отсутствии доступа в квартиру истца, суд отвергает как несостоятельные, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения и стороной ответчика не представлены суду надлежащие доказательства, подтверждающие, что ТСН «Ферсмана 18» предъявляла к собственнику квартиры требования, направленные на обеспечение доступа к инженерным сетям, являющимся общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пп. "б" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, исполнитель услуг имеет право: требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Подпунктом "е" п. 34 Правил на потребителя возложена обязанность допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В соответствии с пп. "а" п. 85 Правил проверки, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное, а именно исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Таким образом, на исполнителя возлагается обязанность, в установленном Правилами порядке, заранее согласовать с потребителем дату и время выполнения необходимых ремонтных работ. Для ликвидации аварий исполнитель вправе требовать от потребителя обеспечения доступа в помещение в любое время.
В качестве доказательств чинения Потаман А.А. препятствий управляющей организации к осуществлению ремонта поврежденного канализационного стояка, отсутствия доступа в квартиру истца, ответчиком суду в ходе судебного разбирательства представлены свидетельские показания 1 и 2, которые в ходе судебного заседания пояснили, что принимались меры к извещению собственника и жильцов квартиры № <адрес>, о дате и времени проведения ремонта канализационного стояка, посредством телефонной связи и личного посещения квартиры истца.
Вместе с тем, представленные стороной ответчика доказательства в виде свидетельских показаний не являются допустимыми доказательствами соблюдения процедуры, предусмотренной пунктом 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354. Обращения в суд о понуждении истца обеспечить доступ в жилое помещение, ТСН «Ферсмана 18» суду не представило.
Ссылка ответчика о невозможности своевременного проведения работ по частичной замене канализационного трубопровода по причине временных затрат, связанных с подбором подрядчика и закупкой материалов, заключения договора на производство данных работ, не может служить основанием для освобождения ответчика от ответственности, поскольку в силу пунктов 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть закон исходит из презумпции вины лица, причинившего вред. Это означает, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения только в случае, если докажет обратное. Следовательно, бремя доказывания отсутствия своей вины лежит на лице, причинившем вред. Однако ответчиком не представлено достоверных и убедительных доказательств отсутствия условий деликтной ответственности, поскольку управляющая компания приняла на себя обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом обстоятельств дела и того, что причинение морального вреда при нарушении прав потребителя презюмируется, учитывая вину ответчика в нарушении прав истца, как потребителя, принимая во внимание тот факт, что выявленные в квартире истца недостатки были устранены ответчиком только в ходе рассмотрения дела, а также требования разумности и справедливости, требование Потаман А.А. о взыскании компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.
Суд полагает необходимым взыскать с ТСН «Ферсмана 18» в пользу Потаман А.А. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя. Продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 500 рублей (1000) x 50%).
В соответствии с п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Потамана Александра Александровича к товариществу собственников недвижимости «Ферсмана 18» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Ферсмана 18» в пользу Потамана Александра Александровича компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 500 рублей, а всего взыскать 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
В удовлетворении исковых требований Потамана Александра Александровича к товариществу собственников недвижимости «Ферсмана 18» о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей, отказать.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Ферсмана 18» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Быкова