Решение по делу № 12-81/2021 от 11.01.2021

дело № 12-81/2021

66RS0001-01-2021-000023-56

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2021 года                             г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Коблов Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черкасова Олега Валерьевича на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьева Е.К. (далее – Свердловский УФАС России) от 09.12.2020 должностному лицу – главному энергетику публичного акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина (далее – ПАО "МЗиК" или Общество) Черкасову О.В. по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное наказание назначено Черкасову за нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 21.01.2004 №24 (далее – Стандарты), а именно: на сайте ПАО "МЗиК" не раскрыты сведения, предусмотренные подп. "в" п. 12 Стандартов в установленные сроки и порядке.

В жалобе Черкасов ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Боброву Э.М., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц предусмотрена административная ответственность.

Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 № 24 (далее – Стандарты) в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон об электроэнергетике), ст. 8, 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон о естественных монополиях) установлены требования к составу информации, раскрываемой субъектами розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий. При этом услуги по передаче электрической энергии в п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 3 Стандартов информация раскрывается путем опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии.

Под сайтом в сети "Интернет" понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; под доменным именем – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет"; (п. 13, 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Исходя из положений п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, далее - Правила № 861/1), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов органом антимонопольной службы произведен осмотр официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ПАО "МЗиК" по адресу: zik.ru. В ходе проверки сделан вывод о нарушении ПАО "МЗиК" Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а именно: на сайте не раскрыты сведения, предусмотренные пп. "в" п. 12 Стандартов в установленные сроки и порядке. Результаты проверки оформлены актом осмотра Интернет-сайта, составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24.12.2014 № 256-ПК, "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", ПАО "МЗиК" утверждены соответствующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2019 гг.

Таким образом, в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике, п. "б" Правил № 861/1 Общество является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в границах своих объектов электросетевого хозяйства, что обязывает общество раскрывать информацию в соответствии со Стандартами.

Согласно п. 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов; д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию, предусмотренную в пп. "в" п. 12 Стандартов: - в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии: операционные и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года; отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.

В соответствии с п. 5 Стандартов, фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со Стандартами, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более одного календарного года.

В связи с тем, что информация, установленная пп. "в" п. 12 Стандартов относится к категории фактической и отчетный период для нее не определен, раскрытие данной информации должно осуществляться по окончании отчетного периода, который не может превышать срок более года, следовательно, данная обязанность может быть исполнена сетевой организацией в любой момент в течение указанного промежутка времени. В ходе осмотра всего официального сайта Общества в сети "Интернет" выявлено отсутствие сведений по пп. "в" п. 12 Стандартов, которые должны были быть раскрыты за 2018 год по окончании отчетного периода, который не может превышать срок более года, то есть не позднее 31.12.2019 по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного по месту нахождения ПАО "МЗиК" 01.01.2020, выразившегося в бездействии относительно раскрытия информации, предусмотренной пп. "в" п. 12 Стандартов, в установленном порядке и в установленные сроки на своем официальном сайте в сети "Интернет" за отчетный 2018 год.

Согласно информации ПАО "МЗиК" от 15.10.2020 ответственным за раскрытие информации на официальном сайте завода в соответствии со Стандартами является главный энергетик Черкасов. Он переведен на данную должность на основании приказа "О переводе на другую работу" от 11.04.2017 , с ним заключен трудовой договор от 16.12.2014 . Приказом генерального директора общества от 11.04.2017 ответственность за соблюдение требований Стандартов возложена на главного энергетика Черкасова.

Согласно положению об отделе главного энергетика, действующего на дату совершения административного правонарушения (01.01.2020), отдел главного энергетика возглавляет главный энергетик (п. 1.2). Он осуществляет руководство работами во всех производственных и структурных подразделениях Общества (п. 5.1.13), осуществляет непосредственное и конкретное руководство подчиненным персоналом с соблюдением трудового законодательства РФ (п. 5.1.19), контролирует и анализирует исполнение обязанностей подчиненными, состояние трудовой и производственной дисциплины и использование рабочего времени (п. 5.1.20), анализирует и при необходимости изменяет в установленном порядке распределение функций и обязанностей между подчиненными работниками (п. 5.1.21), осуществляет подбор кадров, специалистов, их расстановку и целесообразное использование (п. 5.1.22), обеспечивает выполнение приказов, указаний и распоряжений руководства Общества (п. 5.1.34).

Таким образом, главный энергетик ПАО "МЗиК" Черкасов является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные функции, на которое возложена обязанность по раскрытию информации на официальном сайте Общества в соответствии со Стандартами.

Следовательно, Черкасов должен был в силу предоставленных ему полномочий, возложенных обязанностей обеспечить выполнение требований законодательства РФ в части раскрытия информации по регулируемым видам деятельности в сфере энергетики и принять меры, направленные на соблюдение сроков раскрытия сведений, предусмотренных Стандартами, на официальном сайте ПАО "МЗиК".

Причастность Черкасова к совершению административного правонарушения проявляется в его обязанности в качестве должностного лица субъекта естественной монополии и субъекта розничного рынка соблюдать требования о раскрытии информации. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вопрос о наличии вины Черкасова в совершении административного правонарушения исследовался административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. Его вина выразилась в непринятии всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации. Доказательств того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.

Материалами дела подтверждается, что Черкасов при возможности исполнения требований по соблюдению законодательства Российской Федерации не предпринял все зависящие от него меры, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, что свидетельствует о его вине.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Свердловского УФАС обоснованно пришло к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что обязанность по размещению на официальном сайте в сети "Интернет" информации по пп. "в" п. 12 Стандартов отсутствует в связи с не применением в отношении ПАО "МЗиК" метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии, судом не принимается.

Согласно п. 3 Стандартов Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем ее: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее – официальные печатные издания); б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; г) направления администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в соответствии с пунктом 51 Стандартов; д) опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации (Письмо ФАС России от 17,06.2013 "О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)").

Раскрытие информации и указание места ее опубликования должно обеспечивать и гарантировать нахождение и получение такой информации заинтересованными лицами органами, осуществляющими контроль, в ином случае императивное требование закона соблюдать порядок, способы и сроки раскрытия информации сетевыми организациями носило бы лишь формальный характер.

Стандарты не предусматривают возможности выборочного размещения необходимой информации. По смыслу Стандартов следует, что в случае действительного отсутствия какой-либо информации, сетевая организация должна указать на факт отсутствия такой информации.

Таким образом, в случае если у ПАО "МЗиК" отсутствуют сведения по пп. "в" п. 12 Стандартов, то есть не применяется метод доходности инвестированного капитала, ПАО "МЗиК" обязано было раскрыть сведения об отсутствии и причинах отсутствия указанной информации, иначе данное обстоятельство рассматривается как ее не раскрытие.

Ссылка на то, что на официальном сайте Общества раскрыта информация о том, какой метод применяется в отношении ПАО "МЗиК", отклоняется, так как информация раскрыта во исполнение пп. "б" и. 12 Стандартов (структура и объем затрат на производство и реализацию товаров, работ и услуг).

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, в пределах срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного Черкасовым деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, так как оно посягает на регламентированный порядок публичных общественных отношений в области электроэнергетики и естественных монополий, направлено на повышение прозрачности деятельности профессиональных участников розничных рынков электроэнергии и субъектов естественных монополий, предотвращение злоупотреблений.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьева Е.К. от 09.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного энергетика публичного акционерного общества "Машиностроительный завод имени М.И. Калинина Черкасова Олега Валерьевича, оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья                     

12-81/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Черкасов Олег Валерьевич
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Коблов Николай Владимирович
Статьи

9.15

Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
11.01.2021Материалы переданы в производство судье
12.01.2021Истребованы материалы
28.01.2021Поступили истребованные материалы
26.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее