Решение по делу № 2а-1309/2020 от 17.09.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Сухановой А.Г.

при помощнике суди Осокине С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Шадринске 8 октября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.Шадринска к Шадринскому межрайонному отделению судебных приставов УФССП России по Курганской области, судебному приставу-исполнителю Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП по Курганской области Курмаевой А.К., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №15148/20/45029-ИП,

у с т а н о в и л:

Администрация г.Шадринска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шадринскому межрайонному отделению судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №15148/20/45029-ИП. В обоснование иска указала, что решением от 14.01.2020 на Администрацию г.Шадринска возложена обязанность предоставить Левщановой И.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории г.Шадринска, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

14.02.2020 судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №15148/20/45029-ИП в отношении Администрации г.Шадринска в пользу Левщановой И.В. о предоставлении благоустроенного жилого помещения, установлен срок для добровольного исполнения требований – 5 дней. За неисполнение решения суда в установленный срок для добровольного исполнения требований судебный пристав-исполнитель 02.09.2020 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Администрация г.Шадринска не имела возможности исполнить требование исполнительного документа в 5-дневный срок по объективным причинам, поскольку Законом Курганской области от 29.12.2015 №134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» уточнены положения, регламентирующие процедуру осуществления государственного полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в частности, установлено, что в целях реализации государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц органам местного самоуправления городских округов Курганской области предоставляются материальные ресурсы в виде жилых помещений, приобретаемые органом исполнительной власти Курганской области, уполномоченным осуществлять управление государственным имуществом Курганской области.

По состоянию на сентябрь 2020 года в муниципальной казне муниципального образования – город Шадринск отсутствуют жилые помещения, предназначенные для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретенные за счет средств бюджета Курганской области и переданные Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность.

Согласно порядку предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган местного самоуправления лишь принимает решение о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения.

Администрация г.Шадринска неоднократно обращалась с письменными запросами (просьбами) в адрес Правительства Курганской области с тем, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию с обеспечением вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями. Получены ответы с обещаниями разрешить ситуацию в ближайшем будущем. Так, письмом, полученным 06.08.2020, Администрации предложено дополнительно рассмотреть вариант предоставления жилья детям-сиротам в г.Щучье Щучанского района.

Поскольку требования исполнительного документа не исполнены Администрацией г.Шадринска в срок по обстоятельствам, независящим от нее, просит освободить ее от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №15148/20/45029-ИП.

В ходе подготовки дела к судебному заседанию в качестве соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель Шадринского межрайонного отделения УФССП по Курганской области Курмаева А.К., Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, а в качестве заинтересованных лиц Шадринская межрайонная прокуратура, Левщанова И.В., Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Финансовое управление Курганской области, Отдел опеки и попечительства Отдела образования Администрации г.Шадринска Курганской области.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть свое отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Курмаева А.К., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, Шадринского межрайонного отделения УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Заинтересованное лицо Левщанова И.В., представители заинтересованных лиц Шадринской межрайонной прокуратуры, Финансового управления Курганской области, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации г.Шадринска Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, исследовав пись­менные материалы, пришел к выводу, что иск Администрации г.Шадринска обоснован и под­лежит удовлетворению.

Судом установлено, что решением Шадринского районного суда Курганской области от 29.10.2019, вступившим в законную силу 14.01.2020, удовлетворены исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Левщановой И.В. к Администрации г.Шадринска о предоставления жилья. На Администрацию г.Шадринска Курганской области возложена обязанность предоставитьЛевщановой И.В.по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории г.Шадринска Курганской области, площадью не менее 15 кв.м., соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

14.02.2020 судебным приставом-исполнителем ШМРО СП УФССП России Курмаевой А.К. на основании исполнительного листа ФС было возбуждено исполнительное производство №15148/20/45029-ИП в отношении Администрации г.Шадринска в пользу Левщановой И.В. о предоставлении жилого помещения, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отделения судебных приставов УФССП России по Курганской области Курмаевой А.К. от 02.09.2020 с должника Администрации г.Шадринска Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 02.10.2020.

Администрация г.Шадринска обращалась с письменным запросом в адрес Правительства Курганской области с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию с обеспечением вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями.

Согласно письму от 26.06.2020 Администрация г. Шадринска указывает, что в г.Шадринске в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, стоят 185 человек, на исполнении находятся 19 решений суда. Администрация не имеет возможности исполнить указанные решения, поскольку жилые помещения в муниципальную собственность не передаются, последний раз жилые помещения были переданы в январе 2019 года в количестве 3 квартир.

В ответ Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области сообщил, что на 07.08.2020 ими готовится документация для объявления 163 электронных аукционов на приобретение квартир в г.Шадринске. В случае, если по итогам аукционов будут заключены государственные контракты на приобретение квартир, приобретенные жилые помещения до конца 2020 года будут переданы в муниципальную собственность г.Шадринска.

Согласно информации КУМИ Администрации г.Шадринска от 21.09.2020 по состоянию на сентябрь 2020 года жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в реестре муниципального имущества муниципального образования г.Шадринск отсутствуют.

В соответствии с положениями ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В силу п.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч.1,2 ст.112 закона).

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 №13-П «По делу о проверке конституционности положений подп.7 п.1 ст.7, п.1 ст.77 и п.1 ст.81 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст.ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения – один из принципов юридической ответственности.

Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Администрация г.Шадринска решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок не исполнила. Между тем, как следует из представленных документов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, независящими от Администрации г.Шадринска Курганской области, и вина должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности – по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Судом установлено, что Администрации г.Шадринска в 2020 году жилые помещения не передавались, свободные помещения для обеспечения ими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у нее отсутствуют, ею принимались необходимые меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, сложившаяся ситуация доводилось до сведения Правительства Курганской области.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии уважительных причин, которые не позволили Администрации г.Шадринска Курганской области исполнить требования указанного исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения решения суда, и о необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административные исковые требования Администрации города Шадринска Курганской области удовлетворить.

Освободить Администрацию города Шадринска Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 2 сентября 2020 года в рамках исполнительного производства№ 15148/20/45029-ИП.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 года.

Судья А.Г. Суханова

2а-1309/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Шадринска
Ответчики
Шадринский МРО СП УФССП России
ШМРО УФССП по Курганской области Курмаева А.К.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области
Другие
Левшанова Ирина Валерьевна
ООиП отдела образования Администрации г. Шадриска Курганской области
Финансовое Управление Курганской области
Департамент имущественных и земельных отношенией
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Шадринская межрайонная прокуратура
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Суханова А.Г.
Дело на сайте суда
shadrinsky.krg.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация административного искового заявления
17.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее