Дело № 2-1908/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан 14 апреля 2015 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Наумовой Ж.Я.,
при секретаре Шустиковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Хакасия к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
с участием представителя истца Шулбаева В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее – Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора, требования мотивировала тем, что на основании исполнительных листов № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ., выданных ФИО15, судебными приставами-исполнителями Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП по Республике Хакасия вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ № 40762/14/19317-ИП; от ДД.ММ.ГГГГ №№. Предмет исполнения по указанным исполнительным производствам предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа: ФИО1, ФИО2, жилого помещения по договору найма, расположенного на территории сельских поселений Усть-Абаканского района, соответствующего санитарным и техническим нормам. Должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа предоставлен срок 5 дней. Постановлениями судебного - пристава исполнителя МО по ОВИП УФССП ПО РХ Сипкиной Т.С. по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения требований исполнительных документов, с Администрации Усть-Абаканского района взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> по каждому производству. Администрация полагает, что имеются основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку требование судебного пристава-исполнителя не исполнено в установленный срок по независящим от администрации» причинам, в связи отсутствием финансирования с Республиканского бюджета, виновных действий или бездействия со стороны Администрации Усть-Абаканского района, допущенных при решении вопроса о предоставлении жилого помещения не имелось. Просили освободить Администрацию Усть-Абаканского района от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, наложенного постановлениями судебного пристава исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП по Республике Хакасия Сипкиной Т.С., по исполнительным производствам от ДД.ММ.ГГГГ № №; от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия на надлежащего - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия. Привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП по Республике Хакасия Сипкина Т.С.
Представитель истца Шулбаев В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УФССП России по РХ, являющаяся также третьим лицом по делу судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по РХ Сипкина Т.С. в зал суда не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, представила письменный отзыв, в котором указала, что должником в добровольном порядке не было исполнено решение суда, в связи с чем было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. Полагает, что оснований для освобождения Администрации от взыскания исполнительского сбора не имеется, поскольку в случае не взыскания исполнительского сбора у судебного пристава –исполнителя будет отсутствовать механизм воздействия на должника, в случае нарушения порядка исполнения требований исполнительного документа, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
Заслушав пояснения представителя истца, всесторонне исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Исполнительский сбор согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч.ч 6, 7 ст. 112 названного Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО16 на основании решения об обязании Администрации, о предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда на территории Усть-Абаканского района, соответствующего требованиям жилищного законодательства, санитарным, технически и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания, площадью 18 кв.м., постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава –исполнителя МО по ОВИП УФССП России по РХ Сипкиной Т.С. возбуждено исполнительное производство № №.
Кроме того, на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО16, на основании решения об обязании Администрации предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилого фонда на территории ФИО3 <адрес> соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным, технически и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания, по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда площадью не менее установленной нормы, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава – исполнителя МО по ОВИП УФССП России по РХ Сипкиной Т.С. возбуждено исполнительное производство № №
ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанных исполнительных производств, судебным приставом-исполнителем Сипкиной Т.С. вынесены постановления о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>., в виду неисполнения должником, то есть Администрацией, без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительных документов.
Администрация, не соглашаясь с вынесенным постановлениями, обратилась в суд с настоящим иском. Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что, приняв исчерпывающие меры, не имел возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.2, ч.1 ст.3 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005г. № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основные гарантии по социальной поддержке детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.
Согласно ч.1 ст.3 указанного Закона финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, установленных ст.2 настоящего Закона, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Администрация наделена в силу ч.1,2 ст.1 ст.2 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений за счет предоставляемых Администрации <адрес> субвенций из бюджета Республики Хакасия.
Как следует из искового заявления, пояснений представителя истца, материалов дела, Администрация неоднократно обращалась к министру образования и науки ФИО18., председателю комитета Верховного Совета ФИО19 Министру финансов и экономики ФИО20 Министру финансов и экономики ФИО21. с просьбой рассмотрения возможности увеличения размера субвенций из бюджета Республики Хакасия на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений, во исполнение судебных решений, за счет предоставляемых Администрации Усть-Абаканского района субвенций из бюджета Республики Хакасия.
Из справки Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что свободные жилые помещения, числящиеся в реестре муниципального имущества Усть-Абаканского района, отсутствуют.
Согласно выписок из ведомственной структуры расходов бюджета МО Усть-Абаканского района на охрану семьи и детства выделено на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Из расходов по приобретению жилых помещений детям-сиротам в ДД.ММ.ГГГГ следует, что приобретено и выделено <данные изъяты> квартир детям-сиротам на общую сумму <данные изъяты>., в ДД.ММ.ГГГГ квартиры детям-сиротам пока не приобретались.
Как следует из договоров найма жилого помещения специализированного жилого фонда, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения были предоставлены <данные изъяты> гражданам из указанной категории.
Согласно формы планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на ДД.ММ.ГГГГ были оформлены заявки на проведение открытых аукционов на приобретение <данные изъяты> квартир для детей-сирот.
Как следует из списка детей-сирот, в отношении которых вынесены решения о предоставлении квартир, всего таких решений на исполнении <адрес> <данные изъяты> Это подтверждается и письмом руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ.
На данный момент Администрацией Усть-Абаканского района размещено <данные изъяты> извещений о проведении электронных аукционов на приобретение квартир для детей-сирот.
Указанная информация неоднократно доводилась до сведения судебного пристава-исполнителя Сипкиной Т.С.
Из справки главы ФИО3 Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на территории ФИО3 <адрес> жилые помещения специализированные из социального найма отсутствуют. Все полномочия по предоставлению, приобретению жилых помещений для детей сирот и лиц из их числа находятся в полномочиях <адрес> Республики Хакасия.
Вместе с тем, из договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение было предоставлено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.
При этом из постановления судебного пристава-исполнителя Сипкиной Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исполнительное производство № № окончено.
Таким образом, Администрация в ходе рассмотрения дела предоставила ФИО2 жилое помещение.
Как следует из письма Министерства финансов ФИО22 от ДД.ММ.ГГГГ № №, исполнение вынесенных до ДД.ММ.ГГГГ судебных решений об обеспечении жилыми помещениями сирот в порядке, отличном от целей предоставления субсидии, должно осуществляться за счет дополнительного объема средств регионального бюджета.
После внесения соответствующих изменений в программу обеспечение сирот жилыми помещениями по договорам социального найма будет возможно только по согласованию с Министерством в рамках выделенных для этой цели средств республиканского бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства РХ от 30.07.2013 № 71-п «Об утверждении Комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период 2013-2017 годов» денежные средства из республиканского бюджета Республики Хакасия и из федерального бюджета будут выделяться на следующие цели: формирование (создание) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; обеспечение возвращения в ранее занимаемые жилые помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при возможности проживания в них; обеспечение проживания детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в благоустроенных жилых помещениях на период до их обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; исполнение судебных решений в части выделения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Данная информация была доведена до сведения судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера следует, что п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Вместе с тем, согласно действующему законодательству, исполнение решений по предоставлению жилых помещений, производится за счет средств республиканского бюджета, поэтому невозможность разрешить вопрос о бюджетном финансировании в течение 5 дней очевидна.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Администрация предпринимала все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, о чем свидетельствуют неоднократные обращения должника, решение в отношении одного взыскателя исполнено.
С учетом представленных доказательств, приведенных норм Закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд считает возможным освободить Администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере по <данные изъяты>. в рамках исполнительных производств №, № №.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора в размере по 50 <данные изъяты>, наложенного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Сипкиной Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительным производствам № №, № №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Ж.Я. Наумова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 20 апреля 2015 года.
Судья Ж.Я. Наумова