3 августа 2016 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Крайниковой Т.В.
судей Шароглазовой О.Н., Кадкина А.А.
при секретаре Деменевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова П.В. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в аренду
по апелляционной жалобе истца
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 18 апреля 2016 г., которым в иске отказано
Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., выслушав объяснения Карпова П.В., возражения представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Кожиной И.А. представителя третьего лица Примаченко Г.М. – Макарова Д.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Карпов П.В. обратился в суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, указав, что 09.09.2013 он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1 200 кв.м. в районе ул. <адрес> для ведения дачного хозяйства. Департамент, в свою очередь, направил в администрацию города Владивостока его обращение с приложенными документами для возможности утверждения схемы расположения земельного участка. В связи с отказом УГА администрации города Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка он вынужден был обратиться в суд. На основании принятого в его пользу решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 28.03.2014 УГА администрации города Владивостока 04.08.2014 утвердило схему, земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №. В сентябре 2014 года он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду, приложив оригинал кадастрового паспорта в двух экземплярах, копию решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 28.03.2014, распоряжение УГА об утверждении схемы расположения земельного участка. 15.09.2014 его уведомили о том, что проект распоряжения о предоставлении земельного участка проходит согласование в профильных отделах Департамента, а 16.09.2014 в Приморской газете была опубликована информация о предстоящем предоставлении ему земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства. В начале февраля 2015 года он вновь обратился в Департамент с жалобой на бездействие и просьбой предоставить испрашиваемый, сформированный за свой счет земельный участок. 21.07.2015 ему был дан ответ о выставлении земельного участка на аукцион в связи с наличием нескольких претендентов, о чем он якобы бы уведомлен письмом от 15.10.2014. Однако, до 21.07.2015 он не получал из Департамента никаких уведомлений. С решением Департамента от 19.12.2014 г. он не согласен, поскольку его обращение в Департамент имело место в период действия Земельного кодекса предыдущей редакции, то его положения должны применяться к возникшим правоотношениям. Просил признать незаконным решение Департамента оформленное письмом от 28.02.2015 № № «О предоставлена земельного участка в районе ул. <адрес>»; признать незаконным решение Департамента от 19.12.2014 № 3243-рз «О предоставлении земельного участка, находящегося в ведении Приморского края, посредством аукциона»; возложит обязанность на Департамент принять решение о предоставлении земельного участка площадью 991 кв.м. с кадастровым номером 25:28:000000:63401 расположенного по адресу: <адрес> для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства, сроком на 49лет.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель третьего лица, к которому не заявлено самостоятельных требований относительно предмета спора Примаченко Г.М. с иском не согласился. Как истцу, так и ответчику были утверждены схемы расположения земельных участков, включающих в себя сформированный впоследствии земельный участок с кадастровым номером №. В отношении данного участка подано два заявления о предоставлении его в аренду, в связи с чем, Департамент правомерно принял решение о предоставлении данного участка посредством аукциона, издав соответствующее распоряжение. При этом предварительный государственный кадастровый учет земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом любого решения о его предоставлении, в том числе посредством аукциона. Нормы действующего законодательства не устанавливают обязанность уполномоченного органа по предоставлению земельного участка в аренду исключительно тому лицу, за счет средств которого земельный участок поставлен на кадастровый учет, ограничивая тем самым право других лиц на получение данного участка в аренду. Полагал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд об оспаривании распоряжения Департамента от 19.12.2014 № №
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в отсутствие его представителя, в ранее поданных возражениях иск не признал, полагая действия Департамента соответствующими закону.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился истец, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, в связи с неприменением судом норм материального права, подлежащих применению.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Из материалов дела следует, что в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ Карпов П.В. 09.09.2013 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в районе <адрес> ориентировочной площадью 1 200 кв. м. для ведения дачного хозяйства. 13.09.2013 Департамент обратился в орган местного самоуправления утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением от 04.08.2014 № № Управление градостроительства архитектуры администрации г. Владивостока утвердило Карпову П.В. схему расположения испрашиваемого земельного участка. Впоследствии Карпов В.П. инициировал выполнение кадастровых работ, в результате чего был осуществлен кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера №. В дополнение к ранее поданному заявлению Карпов П.В. направил 05.09.2014 в Департамент заявление с приложением двух оригиналов кадастрового паспорта спорного земельного участка, копии решения Ленинского районного суда г. Владивостока, распоряжение УГА об утверждении схемы расположение земельного участка. 15.09.2014 Департамент сообщил Карпову П.В. о согласовании в профильных отделах проекта распоряжения о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка. 16.09.2015 в Приморской газете было размещено информационное сообщение о наличии предполагаемых для передачи земельных участков в аренду. 05.10.2014 в Департамент поступило заявление Примаченко Г.М. о невозможности постановки земельного участка на кадастровый учет в связи с наложением на земельный участок, оформляемый Карповым П.В. в аренду, и о проведении аукциона в отношении данного земельного участка. 18.07.2014 Примаченко Г.М. утверждена схема расположения земельного участка площадью 2 247 кв.м. по адресу: г. Владивосток, в районе участка № 99 с/т «Лиман». 01.08.2014 Примаченко Г.М. обратилась в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете указанного земельного участка. Разрешая заявление Примаченко Г.М., орган кадастрового учета выявил пересечение границ рассматриваемого земельного участка с земельным участком № №, поставленным на кадастровый учет 14.08.2014 Карповым П.В., в связи с чем, приостановил учет объекта недвижимости.
В этой связи Департамент вынес распоряжение от 19.12.2014 № 3243-рз о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в ведении Приморского края, посредством проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды сроком на 49 лет.
28.02.2015 Департамент письмом № № «О предоставлении земельного участка в районе <адрес>» уведомил Карпова П.В. о том. что на земельный участок с кадастровым номером № претендует иное лицо, в связи с чем, реализовать свое право на получение испрашиваемого земельного участка он сможет путем принятия участия в аукционе.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на дату спорных правоотношений был урегулирован ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Карпова П.В. с заявлением о предоставлении участка), в соответствии с п.1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В частности, органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (пп.4 и 11 п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ).
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против формирования земельного участка в конкретном месте, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка с заявленным или иным видом разрешенного использования, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Таким образом, заблаговременное опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации обеспечивает получение наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду, а также направлено не только на защиту интересов общества и отдельных граждан в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Статья 38 Земельного Кодекса РФ, в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, предусматривала возможность приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)
Пунктом 4.1 «Положения о процедурах и критериях предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством» (утв. постановлением Администрации Приморского края № 43-па от 16.02.2007г.) установлено обязательное проведение торгов в случае, если в отношении одного земельного участка поданы два или более заявлений.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает существование права заинтересованных лиц на подачу заявления о предоставлении им одного и того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов, во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в уполномоченный орган и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Нормы п.3 ст.34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержат запрета на проведение торгов в случае предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством если до дня его вступления в силу органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории; при этом представленными доказательствами подтверждается, что как Карпову П.В., так и Примаченко Г.М. были утверждены схемы расположения земельных участков, включающие в себя сформированный впоследствии земельный участок с кадастровым номером №
Как следует из представленных доказательств и не оспаривается сторонами, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № было подано два различных заявления - от Карпова П.В. и Примаченко Г.М. о его предоставлении в аренду, в связи с чем Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края правомерно принял решение о предоставлении указанного земельного участка посредством аукциона, издав распоряжение № №-рз от 19.12.2014.
При этом предварительный государственный кадастровый учет земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом любого решения о его предоставлении (в т.ч. посредством аукциона), поскольку является единственным подтверждением существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (п.3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»)
Нормы действующего законодательства в данной связи не устанавливают обязанность уполномоченного органа по предоставлению земельного участка в аренду исключительно тому лицу, за счет средств которого указанный участок был поставлен на кадастровый учет, ограничивая, таким образом, право иных лиц на получение данного участка в аренду.
Довод жалобы о том, что ответчиком был нарушен срок рассмотрения заявления Карпова П.В. после его обращения 05.09.2014 г. не может влечь отмену решения, поскольку при наличии другого претендента Примаченко Г.М. на указанный земельный участок данное обстоятельство не повлекло нарушение прав истца.
В связи с указанным, решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения по иным доводам апелляционной жалобы, которые сводятся к неправильному толкованию норм материального права, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░