Решение от 05.02.2021 по делу № 2-336/2021 от 07.10.2020

№ 2-336/2021 70RS0004-01-2020-005990-19 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

05 февраля 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Новоселовой Д.Н.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Томска Клименко Л.Ю.,

представителя истца Коваленко Е.С. – Шведовой Т.П., действующей на основании доверенности от 16.01.2020, сроком на пять лет,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Коваленко Е.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Коваленко Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО3 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма обратился в суд к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение Коваленко Е.С., ФИО2, ФИО3, ФИО3 общей площадью не менее 61,70 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

В обосновании заявленных требований указано, что нанимателем жилого помещения на условиях социального найма – трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 61,70 кв.м., на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, является Коваленко Е.С., которая проживает по данному адресу с несовершеннолетними детьми: дочерью ФИО2 и сыновьями ФИО3, ФИО3 Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии. В соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Коваленко Е.С. с членами семьи была включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Истец Коваленко Е.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования по основаниям изложенным в иске поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, своего представителя не направил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес>, является жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ », Коваленко Е.С. признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> вместо ФИО12

Из домовой (поквартирной) книги <адрес> следует, что жилом помещении совместно с нанимателем Коваленко Е.С. зарегистрированы: ФИО2, ФИО3, ФИО3, ФИО11.

Согласно адресному листку убытия ФИО13. была зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Факт родственных отношений между истцом Коваленко Е.С. и её несовершеннолетними детьми подтверждается ФИО2, ФИО3, ФИО3 свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии , от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Коваленко Е.С. состоит в зарегистрированном браке с ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серии .

Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Межведомственной комиссии, пунктом 4 которого на администрацию Ленинского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению жильцов данного многоквартирного дома.

Из сообщения администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ Коваленко Е.С. с составом семьи: ФИО9,ФИО2, ФИО3, ФИО3, признана малоимущим гражданином в соответствии с Законом Томской области «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 11.08.2005 № 130-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Сведения о наличии у истцов прав на недвижимое имущество у регистрирующих органов отсутствуют, что подтверждается ответом Томского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , выписками ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ , отДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , уведомлением об отсутствие в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно нотариально заверенному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 не имеет претензий на жилплощадь по адресу:. <адрес>.

Поскольку дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, (а значит и каждое помещение в нем), признан непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которые не оспорены и незаконными не признаны, истец Коваленко Е.С. и члены его семьи (ФИО2, ФИО3, ФИО3) состоят на учете нуждающихся в жилищных помещениях и признаны малоимущими, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартира по адресу: <адрес>, имеет общую площадь ... кв.м., количество комнат – три.

Таким образом, Коваленко Е.С., ФИО2, ФИО3, ФИО3 должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 61,70 кв.м, состоящее не менее чем из трех комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░2, ░░░3, ░░░4 ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ... ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2-336/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Коваленко Елена Сергеевна
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на сайте суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2020Подготовка дела (собеседование)
13.10.2020Производство по делу приостановлено
01.02.2021Производство по делу возобновлено
01.02.2021Подготовка дела (собеседование)
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее