Решение по делу № 2а-787/2022 от 27.12.2021

63RS0039-01-2021-008169-63

2Р°-787/2022 (2Р°-5483/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2022 РіРѕРґР°                                Рі. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-787/2022 по административному исковому заявлению Сергеевой Елены Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Романенко Б. Р., к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании приказа незаконным,

установил:

Сергеева Е.Е., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Романенко Б.Р., обратилась в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным приказа, указав, что приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.12.2015 №5617 служебное жилое помещение - двухкомнатная изолированная квартира общей площадью 52,2 кв.м, жилой площадью 31,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена Сергеевой Е.Е. с составом семьи 2 человека, в том числе сын Романенко Б.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 30.12.2015 заключен договор найма служебного жилого помещения №3/1. Приказом от 24.08.2016 №3503 на основании заявления Сергеевой Е.Е. данная квартира из состава муниципального специализированного жилищного фонда исключена, с Сергеевой Е.Е. заключен договор социального найма жилого помещения от 24.08.2016 №5006. Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2853 приказ от 24.08.2016 №3503 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора найма жилого помещения» отменён. Истец считает приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2853 об отмене приказа от 24.08.2016 №3503 незаконным. Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 24.10.2016 по гражданскому делу №2-4838/2016 за Романенко Б.Р. признано право собственности на вышеуказанное жилое помещение. При рассмотрении данного гражданского дела судом исследованы и запрошены все необходимые документы и основания предоставления Сергеевой Е.Е. вышеуказанной квартиры и исключения ее из состава специализированного жилищного фонда. Таким образом, в настоящий момент вышеуказанное жилое помещение находится в собственности Романенко Б.Р. на основании вступившего в законную силу судебного акта. При таких обстоятельствах, по мнению истца, правовых оснований для вынесения приказа от 30.11.2021 № 2853 не имелось. Указанное жилое помещение предоставлено действующему сотруднику Департамента управления имуществом городского округа Самара в связи с работой на основании приказа Департамента от 07.04.2014 № 140-УК и в соответствии с распоряжением от 02.10.2009 «Об установлении категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде г.о. Самара». На момент исключения из состава специализированного жилищного фонда и включения в жилищный фонд социального использования жилое помещение уже было предоставлено в установленном законом порядке семье Сергеевой Е.Е. составом семьи 2 человека, занимающей его на основании договора найма служебного жилого помещения, который не был ни расторгнут по соглашению сторон или судом, ни признан судом недействительным. После исключения жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда пользование им семьей Сергеевой Е.Е. не прекращалось, изменилось лишь целевое использование муниципального жилищного фонда. Право на заключение договора социального найма на жилое помещение возникло не в связи с его предоставлением в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с переводом жилого помещения в фонд социального использования.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2853 об отмене приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.08.2016 года №3503 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Козиков Н.С. требования поддержал, просил удовлетворить, также заявил о пропуске срока исковой давности, указав, что решение об отмене приказа от 24.08.2016 №3503 принято за пределами трехлетнего срока исковой давности.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара по доверенности Ягубян И.Е. возражала против удовлетворений требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что Департамент правомерно отменил приказ от 24.08.2016 года №3503 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора социального найма жилого помещения», поскольку Сергеева Е.Е. в установленном порядке малоимущей не признавалась, на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, не принималась. Пояснила, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не обжаловал решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 24.10.2016, так как сотрудник, представлявший интересы Департамента, находился в непосредственном подчинении у Сергеевой Е.Е.

Представитель прокуратуры г. Самары, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Ларичева Н.В. полагала требования истца не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указав, что жилое помещение было предоставлено Сергеевой Е.Е. в отсутствие законных оснований, с нарушением правил очередности, что повлекло нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений на условиях социального найма.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.12.2015 №5617 Сергеевой Е.Е. предоставлено служебное жилое помещение - двухкомнатная изолированная квартира общей площадью 52,2 кв.м, жилой площадью 31,90 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> на состав семьи 2 человека, в том числе сын Романенко Б.Р.

30.12.2015 с Сергеевой Е.Е. заключен договор найма указанного служебного жилого помещения на время трудовых отношений.

Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.08.2016 №3503 на основании заявления Сергеевой Е.Е. указанное жилое помещение исключено из состава муниципального специализированного жилищного фонда и включено в муниципальный жилищный фонд социального использования. Этим же приказом принято решение заключить с Сергеевой Е.Е. с составом семьи 2 человека, в том числе сын Романенко Б.Р., договор социального найма жилого помещения.

24.08.2016 между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Сергеевой Е.Е. заключен договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 24.10.2016 по гражданскому делу №2-4838/2016 по иску Романенко Б.Р. в лице законного представителя Сергеевой Е.Е. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании права собственности на жилое помещение за Романенко Б.Р. признано право собственности на жилое помещение - двухкомнатную квартиру общей площадью 52,2 кв.м, жилой площадью 31,90 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

В 2021 году прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства, в результате которой выявлен факт предоставления Департаментом управления имуществом г.о.Самара Сергеевой Е.Е. жилого помещения муниципального жилищного фонда в нарушение требований действующего законодательства и прав других граждан, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях. В адрес руководителя Департамента управления имуществом г.о.Самара заместителем прокурора города внесен протест от 01.11.2021 на приказ Департамента от 24.08.2016 №3503.

На основании данного протеста Департаментом управления имуществом г.о. Самара издан оспариваемый приказ от 30.11.2021 № 2853 об отмене приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от 24.08.2016 № 3503 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора найма жилого помещения».

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Установлено, что Сергеева Е.Е. в установленном порядке малоимущей не признавалась, на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, не принималась, к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не относится, следовательно, у Департамента управления имуществом г.о. Самара, как у наймодателя в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма жилого помещения, отсутствовали предусмотренные законом основания для предоставления Сергеевой Е.Е. по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Доводы истца о том, что право на заключение договора социального найма на жилое помещение возникло не в связи с его предоставлением в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с переводом жилого помещения из специализированного жилищного фонда в жилищный фонд социального использования не основаны на законе. В силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникает при условии признания гражданина в установленном порядке малоимущим и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Сам по себе перевод занимаемого истцом служебного помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда в фонд социального использования не является основанием для заключения с ней договора социального найма данного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

Учитывая, что предусмотренные законом основания для предоставления истцу по договору социального найма жилого помещения отсутствовали, суд приходит к выводу, что Департамент управления имуществом г.о.Самара правомерно в порядке самоконтроля отменил свой приказ от 24.08.2016 № 3503 «Об исключении жилого помещения из состава муниципального специализированного жилищного фонда, заключении договора найма жилого помещения», поскольку этот приказ был принят в нарушение требований действующего законодательства и прав других граждан, состоящих в списках нуждающихся в жилых помещениях.

То обстоятельство, что вышеуказанное жилое помещение в настоящее время находится в собственности Романенко Б.Р. на основании вступившего в законную силу судебного акта, не означает отсутствие у административного ответчика права на отмену в порядке самоконтроля принятого им ненормативного правового акта.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти. Содержанием судебного контроля является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрении дела не установлено, оспариваемый приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.11.2021 № 2853 об отмене приказа от 24.08.2016 №3503 принят в пределах компетенции административного ответчика в соответствии с действующим законодательством и сам по себе права административного истца не нарушает, поскольку право собственности может быть оспорено только в порядке искового производства.

Заявление административного истца о пропуске срока исковой давности подлежит отклонению, поскольку общие правила о сроке исковой давности, предусмотренные нормами Гражданского кодекса РФ, не применяются при рассмотрении споров в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сергеевой Елены Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Романенко Б. Р., к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании приказа незаконным – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                (РїРѕРґРїРёСЃСЊ)                Рђ.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2022.

2а-787/2022

Категория:
Гражданские
Другие
Прокуратура Самарской области
прокуратура г.Самара
Козиков Н.С.
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Романенко Б.Р.
Сергеева Е.Е.
Суд
Ленинский районный суд г. Самара
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky.sam.sudrf.ru
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее