Судья Захаров В.С. Дело № 2-1443/2022
33-804/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Душечкиной Н.С., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Русских Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 апреля 2022 г. гражданское дело по исковому заявлению Пикулевой Ирины Петровны к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Пикулевой Ирины Петровны на решение Курганского городского суда Курганской области от 13 января 2022 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения истца Пикулевой И.П., её представителя Сидорова Я.С., представителя ответчика Абсалямовой И.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Пикулева И.П. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» (далее – ПАО «Курганмашзавод») о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, взыскании убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указывала, что с 5 мая 2015 г. состоит в трудовых отношениях с ПАО «Курганмашзавод», работает в должности оператора котельной Энергоремонтного цеха. Распоряжением начальника отдела кадрового делопроизводства ПАО «Курганмашзавод» от 19 ноября 2021 г. № 457 она была отстранена от работы с 20 ноября 2021 г. в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без сохранения заработной платы до отмены Постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4, Постановления Губернатора Курганской области от 12 октября 2021 г.; предоставления сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По её мнению, распоряжение об отстранении от работы является незаконным, поскольку выполняемая ею работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Круг полномочий работодателя не предусматривает проведение иммунопрофилактики. Настаивает на том, что вакцинация против коронавирусной инфекции (COVID-19) является добровольной, клинические испытания вакцины против коронавирусной инфекции (COVID-19) не завершены, в связи с чем оснований для её принудительной вакцинации не имеется. Полагала, что ответчиком нарушена процедура отстранения её от работы.
Просила суд признать незаконным распоряжение ПАО «Курганмашзавод» от 19 ноября 2021 г. № 457, возложить на ПАО «Курганмашзавод» обязанность допустить ее к работе в прежней должности, взыскать с ПАО «Курганмашзавод» утраченный заработок за время вынужденного прогула с 20 ноября 2021 г. до дня допуска к работе, денежную компенсацию не ниже 1/150 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, расходы за прохождение ПЦР-теста на коронавирус SARS-CoV-2 в размере 1465 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере средней месячной заработной платы.
В судебном заседании истец Пикулева И.П. и её представитель Сидоров Я.С., действующий по устному ходатайству, на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика ПАО «Курганмашзавод» - Абсалямова И.Н., действующая на основании доверенности, выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Пикулевой Ирины Петровны к ПАО «Курганский машиностроительный завод» о признании незаконным распоряжения об отстранении от работы, возложении обязанности допустить к работе, взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, убытков отказать».
В апелляционной жалобе истец Пикулева И.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что при разрешении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущено нарушение норм материального права. По её мнению, судом первой инстанции не было учтено, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» (далее – постановление № 4) и Постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 г. № 5 «О внесении изменений в Постановление «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» не являются нормативно-правовыми актами. Вновь ссылается на то, что выполняемая ею работа не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Указывает, что при прохождении периодического медицинского осмотра в июле 2021 г. она никаких назначений от врача о необходимости вакцинироваться не получала. Вновь упоминает, что круг полномочий работодателя не предусматривает проведение иммунопрофилактики. Считает, что отстранение от работы является незаконным, поскольку ответчиком нарушена процедура отстранения. Полагает, что работодатель, руководствуясь п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней) при её отстранении от работы неправильно истолковал данную норму, применил её необоснованно. Ссылаясь также на Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», указывает, что она ни по каким критериям к лицам, указанным в уровнях приоритета календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям не относится. Судом при разрешении спора также не было учтено, что работодателем при попытке исполнить Постановления № 4 и № 5 Главного государственного санитарного врача по Курганской области, приняв меры к обеспечению иммунизации лиц, желающих пройти вакцинацию от коронавирусной инфекции (COVID-19), не был организован дополнительный медицинский осмотр с целью выявления изменений в состоянии здоровья работников, не были проведены определенные анализы, УЗИ. Доказательств того, что она является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний, работодателем не представлено. Распоряжение об отстранении ее от работы подписано начальником отдела кадрового делопроизводства ПАО «Курганмашзавод» Ш.В.В., при этом в доверенности право на отстранение работника от работы не предоставлено. Ссылается на отсутствие у указанного лица права на отстранение от работы без сохранения заработной платы. Считает, что не имеется доказательств того, что она относится к 80% работников, которые должны быть вакцинированы в соответствии с постановлением № 5. Также указывает, что в настоящее время вакцины от коронавирусной инфекции проходят испытания, информация о возможных осложнениях после вакцины отсутствует, при этом принуждение к участию в медицинских экспериментах, каким являются исследования указанной вакцины, запрещено международным правом и российским законодательством. Полагает вакцинация препаратами, исследования безопасности которых не завершены, и потенциально связаны с угрозой ее безопасности, жизни и здоровью, является прямым нарушением установленных Правительством Российской Федерации правил поведения. Провозглашение режима повышенной готовности или угроза распространения опасного инфекционного заболевания не предоставляют права проводить над людьми медицинские опыты, а отказавшихся - подвергать дискриминации и лишать возможности работать. Указывает, что незаконным отстранением от работы нарушены ее трудовые права, причинены материальный и моральный вред, которые должны быть возмещены работодателем.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчиком ПАО «Курганмашзавод» выражено согласие с постановленным решением.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Пикулева И.П., и её представитель Сидоров Я.С., действующий по устному ходатайству, на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель ответчика ПАО «Курганмашзавод» - Абсалямова И.Н., действующая на основании доверенности, полагала постановленное решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, рассмотрев дело в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации, ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, которые подтверждены соответствующими доказательствами.
Из материалов дела следует, что с 5 мая 2015 г. Пикулева И.П. состоит в трудовых отношениях с ПАО «Курганмашзавод», что подтверждено приказом о приеме работника на работу, трудовым договором (л.д. 41, 42-44).
С 1 марта 2016 г. работает в должности оператора котельной 3 разряда Энергоремонтного цеха (приказ о переводе работника на другую работу – л.д. 45, 50).
На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемиологическим показаниям» приказом и.о исполнительного директора ПАО «Курганмашзавод» от 15 октября 2021 г. № 489 заместителю руководителя департамента по работе с персоналом С.Н.Н. предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы с 1 ноября 2021 г. работников, не предоставивших документального подтверждения/не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции; с 1 декабря 2021 г. работников, не представивших документального подтверждения/не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекции в течение последних 6 месяцев (л.д. 94-95).
20 октября 2021 г. Пикулева И.П. ознакомлена с приказом от 15 октября 2021 г. № 489, о чем имеется ее подпись в листе ознакомления. Пикулева И.П. указала на несогласие с данным приказом (л.д. 98).
В связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 г. № 5 приказом и.о исполнительного директора ПАО «Курганмашзавод» от 1 ноября 2021 г. № 519 внесены изменения в приказ 15 октября 2021 г. № 489 в части даты отстранения от работы. С 20 ноября 2021 г. предписано отстранить от работы без сохранения заработной платы работников, не предоставивших документального подтверждения/не имеющих ни одной прививки против коронавирусной инфекции; 20 декабря 2021 г. работников, не представивших документального подтверждения/не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 г. № 5, а также перенесших заболевание новой коронавирусной инфекции в течение последних 6 месяцев (л.д. 96).
21 ноября 2021 г. ПАО «Курганмашзавод» в присутствии Пикулевой И.П. составлен акт об отказе Пикулевой И.П. от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19) (л.д. 90). От ознакомления с указанным актом под подпись Пикулева И.П. отказалась, о чём составлен акт № 1 от 21 ноября 2021 г. (л.д. 91).
Распоряжением начальника отдела кадрового делопроизводства ПАО «Курганмашзавод» от 19 ноября 2021 г. № 457 в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19) Пикулева И.П. отстранена от работы с 20 ноября 2021 г. до отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4, постановления Губернатора Курганской области от 12 октября 2021 г. № 117 или предоставления сертификата о вакцинации, либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19). С распоряжением об отстранении от работы Пикулева И.П. ознакомлена 21 ноября 2021 г., о чем имеется ее подпись (л.д. 40).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Пикулева И.П. полагала её отстранение от работы распоряжением начальника отдела кадрового делопроизводства ПАО «Курганмашзавод» от 19 ноября 2021 г. № 457 незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Пикулевой И.П. исковых требований.
Оставляя без удовлетворения исковые требования Пикулевой И.П., суд первой инстанции указал на то, что нарушений действующего законодательства со стороны ответчика допущено не было. При этом, суд первой инстанции, руководствуюсь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации, ТК РФ), Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней), пришел к выводу о том, что для сотрудников ПАО «Курганмашзавод» на территории Курганской области вакцинация от коронавирусной инфекции (COVID-19) является обязательной, документы, подтверждающие прохождение вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19), наличие противопоказаний к профилактической прививке либо наличие сведений о перенесенной болезни истцом на момент издания оспариваемого приказа, работодателю не предоставлены, в связи с чем у ответчика имелись основания для отстранения Пикулевой И.П. от исполнения трудовых обязанностей без сохранения заработной платы. Нарушений порядка отстранения истца от работы судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Пикулевой И.П. исковых требований, принимая во внимание следующее.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 41, 42).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а»); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» данного пункта (подпункт «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» ст. 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 названного Федерального закона (подпункт «ф»).
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ»).
В соответствии с пп. «а» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
Статьей 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п. 1 ст. 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно п. 2 ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, п. 16 введен Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66), с 11 февраля 2020 г. включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. № 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н, внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 г. № 4 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 г. по эпидемическим показаниям» (далее – постановление № 4) предписано обеспечить с 13.10.2021 проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, в том числе промышленных предприятий, осуществляющих обрабатывающих производство, сбор, обработку и утилизацию отходов; обработку вторичного сырья.
Из п. 3 Устава ПАО «Курганмашзавод» (л.д. 59-73) следует, что данное предприятие осуществляет деятельность по производству продукции производственно-технического назначения и непродовольственных товаров народного потребления и их реализацию; машиностроение и металлообработку; переработку и реализацию отходов производства, сырья, и материальных полуфабрикатов и неликвидных материалов; производство и переработку сельскохозяйственной продукции; утилизацию спецтехники и агрегатов; и т.п.
В соответствии с п. 2 постановления № 4 руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Курганской области, в сферах, установленных п. 1, постановлено в срок до 1 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 1 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников/сотрудников;, усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 1 ноября 2021 г. лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 1 декабря 2021 г. - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 3 Постановления.
Согласно п. 3 постановления № 4 п. 1 настоящего постановления не распространяется на лиц: имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п. п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения», пп. 3.4, 3.5, 3.11, 3.21, 3.26, 3.29, 3.35, 8.8 Временных методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19»; п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 г. № 1/И/1-1221 и от 21 января 2021 г. № 1/и/1-332 и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная) (п. 3.1); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (учтен период, не превышающий 6 месяцев с момента выздоровления) и имеющих документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания (п. 3.2).
Таким образом, вышеуказанными положениями закона и принятыми в соответствии с ними нормами о порядке проведения профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена обязательная вакцинация работников такого предприятия как ПАО «Курганмашзавод», каким и является Пикулева И.П.
В соответствии со ст. 76 ТК Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Из буквального толкования ст. 76 ТК Российской Федерации следует, что отстранение от работы - это временное недопущение работника к исполнению трудовых обязанностей в случаях, установленных трудовым законодательством. Отстранение от работы не влечет изменения условий трудового договора, не требует согласия сторон трудового договора, инициатива об отстранении не должна исходить от работодателя. Работодатель обязан произвести отстранение даже в том случае, если сам считает, что работник справится с работой. Мнение работника в данном случае также не учитывается.
Целью отстранения от работы является предупреждение нарушения дисциплины труда, техники безопасности, причинения вреда здоровью работника, других граждан.
Абзацем 8 ч. 1 ст. 76 ТК Российской Федерации предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК Российской Федерации и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней в котором указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Такие полномочия подтверждаются пп. 1 и 2 ст. 10 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней и приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.
В п. 2 Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ разъяснено, что согласно пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает также главный санитарный врач в субъекте.
В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника без сохранения заработной платы. Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения. До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации. С приказом об отстранении следует ознакомить работника под подпись (п. 3 Письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ).
В разъяснениях Минтруда России, Роспотребнадзора «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» указано, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10, 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно, в приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).
Пикулева И.П. указывает на несоответствие в датах составления актов от 21 ноября 2021 г., распоряжения от 19 ноября 2021 г. и даты отстранения – 20 ноября 2021 г., полагая, что отстранение не могло произойти ранее составления актов.
Судебная коллегия полагает данный довод несостоятельным, поскольку о необходимости представить в отдел кадров ПАО «Курганмашзавод» соответствующий медицинский документ в срок до 20 ноября 2021 г. Пикулева И.П. была уведомлена под роспись, свое мнение о несогласии с проведением профилактических мероприятий выразила ранее, при ознакомлении с приказом от 15 октября 2021 г. № 489.
Также несостоятелен довод истца об отсутствии полномочий должностного лица, подписавшего оспариваемый приказ, поскольку полномочия ФИО13 подтверждены доверенностью (л.д. 92), которая не оспорена в установленном законом порядке.
Таким образом, по смыслу норм закона и норм, разъясняющих их применение, работодатель, на основе вынесенного предписания Главного санитарного врача обязан разработать форму приказа об отстранения работников, обязанных пройти вакцинацию, но отказавшихся от нее, без сохранения заработной платы, получить письменный отказ от работника, и на основании него вынести приказ об отстранении от работы, ознакомив с данным приказом работника под роспись.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что вакцинация от коронавирусной инфекции (COVID-19) для Пикулевой И.П. являлась обязательной, доказательств, того, что меры по проведению профилактической прививки на нее не распространяются, в материалы дела не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что Пикулева И.П. отказалась от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, о чем работодателем составлен соответствующий акт и подтверждено истцом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у работодателя имелись основания для отстранения работника Пикулевой И.П. от работы, в связи с чем признал оспариваемое распоряжение законным и обоснованным, а требования о возложении на работодателя обязанности допустить к работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда не подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия полагает порядок отстранения от работы ответчиком в полной мере соблюден, на основании предписания Главного санитарного врача ПАО «Курганмашзавод» 15 октября 2021 г. вынесен приказ № 489 о проведении профилактических мероприятий против коронавирусной инфекции COVID-19, в который впоследствии внесены изменения приказом № 500 от 21 октября 2021 г., отказ от вакцинации работником подписан, с распоряжением об отстранении от работы, подписанным уполномоченным работодателем лицом Ш.В.В., Пикулева И.П. ознакомлена. Принадлежность подписи Пикулевой И.П. в указанных документах не оспорена.
Доводы апеллянта о том, что она не подпадает под перечень лиц, обязанных вакцинироваться против новой коронавирусной инфекции, являются несостоятельными, поскольку постановлением Главного санитарного врача № 4 перечень конкретных должностей, занимаемых работниками, обязанными пройти вакцинацию, не предусмотрен.
Одной из основных целей проведения вакцинации населения является снижение заболеваемости среди лиц, посещающих общественные места и имеющих контакт с большой численностью людей. При этом должность контролера контрольно-пропускного пункта, которую занимает истец, связана с непосредственным контактом с людьми.
Ссылка апеллянта на отсутствие доказательств того, что истец относится к 80% работников, которые должны быть вакцинированы в соответствии с постановлением № 5, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Согласно п. 2.1. постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области № 4 в срок до 20 ноября 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20 декабря 2021 г. - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности сотрудников (работников).
Пунктом 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области № 5 внесены изменения в п. 2.3 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области № 4, предписано рассмотреть вопрос об отстранении от работы и (или) переводе на дистанционный режим работы с 20 ноября 2021 г. лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а с 20 декабря 2021 г. - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 3 настоящего Постановления
Доказательств того, что Пикулева И.П. относится к 20% работников, у которых обязанность вакцинироваться отсутствует, либо наличия у неё противопоказаний к вакцинации не представлено.
Положения п. 2.1 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области № 4 и п. 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области № 5 предусматривают для работодателя лишь сроки принятия мер в целях предупреждения дальнейшего распространения заболевания. При этом очередность работников при проведении вакцинации вышеуказанным постановлением не предусмотрена.
Требований к постановке прививки конкретной вакциной законодательством не предусмотрено, выбор вакцины является правом гражданина, обязанного пройти вакцинацию.
Выводы суда об обстоятельствах дела мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
Ссылка Пикулевой И.П. на то, что постановление Главного санитарного врача по Курганской области № 4 от 11 октября 2021 г. на неё не распространяется, является несостоятельной и противоречит действующим правовым нормам.
Каких-либо нарушений при издании оспариваемого распоряжения № 457 от 19 ноября 2021 г. об отстранении истца работы ответчиком не допущено и судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения иска о взыскании утраченного заработка за время вынужденного прогула, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, взыскании убытков, а также взыскании компенсации морального вреда у суда не имелось.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов и обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение при рассмотрении дела по существу, выводов суда первой инстанции не опровергают. Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В силу изложенного решение суда является правильным и изменению либо отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 13 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Пикулевой Ирины Петровны – без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 апреля 2022 г.