Дело ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ
ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Коцубняка А.Е.,
при секретаре Лагутиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу – исполнителю АДРЕС ИЗЪЯТ отдела судебных приставов АДРЕС ИЗЪЯТ Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1, АДРЕС ИЗЪЯТному отделу судебных приставов АДРЕС ИЗЪЯТ Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановлений
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указано, что ДАТА ИЗЪЯТА в адрес ТСЖ «Руслан и Людмила», где ФИО2 исполняет обязанности руководителя ликвидационной комиссии поступило постановление ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО2 по исполнительному производству ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА. Согласно информации указанной в постановлении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА по исполнительному производству ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА с должника также взыскивается исполнительский сбор в размере 1 000 рублей. Вместе с тем, в адрес ФИО2 постановление о возбуждении исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА не поступало, и ему не было известно о вынесении судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство, в связи с чем, ФИО2 был лишен возможности для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе.
Просит суд признать незаконным действия судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 по вынесению постановления ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника ФИО2 (об обращении взыскания на заработную плату) по исполнительному производству ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА; признать незаконными действия судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей в рамках исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА.
Определением судьи Тракторозаводского районного суда АДРЕС ИЗЪЯТ от ДАТА ИЗЪЯТА в качестве административного ответчика привлечено УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав - исполнитель Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомил.
Представитель административного ответчика УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не уведомил.
Исследовав материалы дела, в том числе материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА возбуждено исполнительное производство ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП в отношении ФИО2 о взыскании задолженности в размере 2500 рублей. Срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не установлен в соответствии с частью 14 статьи 30 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве."
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом Федеральной службы судебных приставов от ДАТА ИЗЪЯТА N 682, регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Службы, поданной в порядке подчиненности, копия постановления уполномоченного должностного лица Службы с сопроводительным письмом, также регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы (пункт 4.8.3.4).
Положения вышеприведенных норм закона не содержат требований о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя заказной корреспонденцией или иным способом, позволяющим осуществить контроль получения документов адресатом.
Согласно представленному списку внутренних почтовых отправлений Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ копия постановления о возбуждении исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП направлена ДАТА ИЗЪЯТА должнику ФИО2
С учетом изложенного, доводы административного истца о не направлении в его адрес копии постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении ФИО2, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Судебным приставом - исполнителем Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 ДАТА ИЗЪЯТА вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату), согласно которому обращено взыскание на доходы должника ФИО2 в пределах 3 500 рублей, из них: основной долг на сумму 2 500 рублей, исполнительный сбор в сумме 1 000 рублей. Для производства удержания суммы долга (задолженности) из доходов должника настоящее постановление направить в ТСЖ «Руслан и Людмила».
Постановлением судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА установлено, что по состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА задолженность по исполнительному производству составляет: 1000 рублей, в том числе остаток долга: 0 рублей, остаток неосновного долга: 1000 рублей. Руководствуясь статьей 14, статьей 6, пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве», судебный пристав постановил: исполнительное производство ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП окончить. Отменить все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения.
Постановлением судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 от ДАТА ИЗЪЯТА установлено, что по состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА задолженность по исполнительному производству составляет (код валюты суммы взыскания по ОКВ: 643): 1000 рублей, в том числе остаток основного долга: 0 рублей, остаток неосновного долга: 1 000 рублей. ДАТА ИЗЪЯТА применены меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на доходы должника в целях исполнения исполнительного документа, о чем вынесено соответствующее постановление. В ходе совершения исполнительных действий установлено: 1. В ходе исполнительного производства были вынесены (поступили) документы: постановление об обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату) (18421415814875, вид документа: O_IP ACT_ ZP) от ДАТА ИЗЪЯТА вынесено должностным лицом: Судебный пристав-исполнитель ФИО1 (ст. 12 ФЗ "О судебных приставах", ст. 14, ст. 6, ст. 68, ст. 7, ст. 98, ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве». Руководствуясь: статьей 14, статьей 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав постановил: отменить меры по обращению взыскания па доходы, причитающиеся должнику: ФИО2
Копия указанного постановления направлена в адрес ФИО2, что подтверждается кассовым чеком от ДАТА ИЗЪЯТА об оплате заказной почтовой корреспонденции.
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП по состоянию на ДАТА ИЗЪЯТА всего с должника ФИО2 взыскана сумма основного долга 2 500 рублей.
Ссылаясь на незаконность действий судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1, ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. При этом, перечень исполнительных действий, указанных в Федеральном законе от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ, не является исчерпывающим, поскольку пункт 17 части 1 статьи 64 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ прямо предусматривает, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительных документов.
Согласно части 1, пункту 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» под мерами принудительного исполнения понимаются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу; к числу мер принудительного исполнения относится, в том числе, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Федеральный закон от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве» предусмотрел случаи, когда в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на заработную плату и иные доходы должника. К таким случаям относятся: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (часть 1 статьи 98). Определяя порядок исчисления размера удержаний из заработной платы и иных доходов должника, федеральный законодатель установил, что с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов (часть 2 статьи 99).
С учетом вышеуказанных норм права и установленных обстоятельств, стороной истца не представлено и материалами дела не установлено соответствующих принципам относимости и допустимости доказательств, являющихся основанием для признания незаконным действий судебного пристава - исполнителя Тракторозаводского РОСП АДРЕС ИЗЪЯТ УФССП по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 по вынесению постановления ДАТА ИЗЪЯТА об обращении взыскания на заработную плату по исполнительному производству ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП.
Как предписывает подпункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение о признании действий (бездействия), решений незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Соответственно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положениям части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Поскольку к моменту рассмотрения настоящего спора исполнительное производство ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП окончено в связи с взысканием задолженности в размере 2 500 рублей, отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения, и при этом исполнительный сбор в рамках оконченного исполнительного производства с истца не удерживался, то в сложившейся ситуации способ защиты права административного истца, требующего признать незаконными действия административных ответчиков, отсутствует, право ФИО2 действиями административных ответчиков не нарушено, а суд защищает только нарушенное право.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 данной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлении от ДАТА ИЗЪЯТА N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица (пункт 24).
В соответствии с пунктом 11 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что о нарушении своих прав, связанных с оспариваемыми действиями судебного пристава, административному истцу стало известно ДАТА ИЗЪЯТА.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО2 обратился с нарушением срока, установленного частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ДАТА ИЗЪЯТА, посредством направления его почтой в адрес суда, что подтверждается внутрироссийским почтовым идентификатором 40013743324744.
В силу вышеприведенных положений процессуального законодательства, пропуск срока на обжалование является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований административного искового заявления.
В поданных письменных пояснениях о своевременности обращения в суд с административным исковым заявлением ФИО2 ссылается на абзацы 2, 3 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что не может быть принято во внимание, поскольку данная норма регулирует процессуальные сроки в гражданском судопроизводстве, а не в административном судопроизводстве.
Ссылки на положения статьи 15 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" о том, что из указанного процессуального срока подлежат исключению дни, которые в течение данного срока являлись выходными и праздничными, признаются судом несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.
Так, указанная норма устанавливает порядок исчисления сроков лишь в исполнительном производстве и не регулирует вопросы порядка исчисления процессуальных сроков в административном судопроизводстве, в том числе и срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) и (или) постановления судебного пристава-исполнителя.
К тому же, нормами главы 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующими данные вопросы, не установлены институты перерыва, приостановления течения процессуального срока, позволяющих исключать из него какие-либо периоды.
Поскольку суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению административного истца с исковым заявлением, ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме также ввиду пропуска срока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к судебному приставу–исполнителю АДРЕС ИЗЪЯТ отдела судебных приставов АДРЕС ИЗЪЯТ Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1, АДРЕС ИЗЪЯТному отделу судебных приставов АДРЕС ИЗЪЯТ Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ о признании незаконными действий судебного пристава–исполнителя АДРЕС ИЗЪЯТ отдела судебных приставов АДРЕС ИЗЪЯТ Федеральной службы судебных приставов по АДРЕС ИЗЪЯТ ФИО1 по вынесению постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату) ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА; постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенных в рамках исполнительного производства ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-ИП от ДАТА ИЗЪЯТА, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.
Судья А.Е. Коцубняк