Дело № 2-№/2013 Председательствующий – судья ФИО7
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-№/2014
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО16,
судей ФИО18 и ФИО19
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации <адрес> РИ по доверенности ФИО12 на решение Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО3 о признании незаконным бездействия администрации <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО16, объяснения представителей по доверенности администрации <адрес> ФИО12 и Комитета по делам молодежи РИ ФИО13, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО3, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратилась в Магасский районный суд РИ с заявлением на неправомерные действия администрации <адрес> и указывала, что состоит в зарегистрированном браке с ФИО11 От данного брака у них имеется сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, совместно с ними проживает ее падчерица ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ они подали заявление с необходимыми документами для включения их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей (2003-2004 годы)», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 и 2011-2015 годы, принятой постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, и поставлены на соответствующий учет. Заявитель утверждала, что последующие неоднократные обращения с просьбой выплатить ее семье субсидию на приобретение жилья, заинтересованной стороной оставлены без удовлетворения. Находя эти действия нарушающими права и законные интересы членов ее семьи, автор заявления просила обязать администрацию <адрес> выдать ее семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее по тексту – Свидетельство) и предоставить государственную поддержку в форме социальной выплаты для жилищного обустройства по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2013 году.
В судебном заседании заявитель дополнила свои требования и просила включить в сводный список ее сына ФИО17 Абдул-Хамида ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Представитель администрации <адрес> ФИО12 просил суд в удовлетворении заявления отказать.
Привлеченный судом к участию в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, представитель Комитета по делам молодежи РИ ФИО13 разрешение требований заявителя оставил на усмотрение суда.
Решением суда заявление ФИО3 удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации <адрес> ФИО12 данное решение суда полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы считает не подтвержденными соответствующими доказательствами, а потому несостоятельными доводы заявителя о том, что после ее обращения в администрацию <адрес> с упомянутым заявлением, заинтересованной стороной неоднократно и во внеочередном порядке осуществлялись выплаты (субсидии) на приобретение жилья другим, состоящим на учете гражданам Республики Ингушетия. Противоречащим фактическим обстоятельствам находит апеллянт и выводы суда о том, что семья ФИО3 в период действия названной выше программы не была включена в список претендентов на получение социальной выплаты. Ссылаясь на эти обстоятельства, апеллирующая сторона просит обжалуемое решение суда отменить полностью.
Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть как законным, то есть принятым в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права в момент рассмотрения и разрешения спора, так и обоснованным, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции при его рассмотрении допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Из смысла статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно материалам дела ФИО3 состоит в зарегистрированном гражданском браке с ФИО11 От данного брака у них имеются два несовершеннолетних сына -ФИО1 и ФИО1-ФИО14 с ними проживает и несовершеннолетняя падчерица заявителя - ФИО2
В качестве члена молодой семьи ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратилась к заинтересованной стороне с просьбой включить ее семью в сводный список молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2002-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», принятой постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Даная подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статье 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В свою очередь орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В течение 2 –х месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу указанных Правил в обязанности администрации <адрес>, как органа местного самоуправления, входит выдача свидетельства на получение субсидии для приобретения или строительства жилья только после предоставления органом исполнительной власти уведомлений о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат.
Как явствует из материалов настоящего дела, в том числе ответа заместителя главы администрации <адрес> ФИО15 № от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается в этой части ФИО3, семья последней ДД.ММ.ГГГГ включена под номером 616-з в список молодых семей, нуждающихся в жилье в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, принятой постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, однако Свидетельство на получение социальной выплаты ее семье не выдано в связи с отсутствием уведомлений о соответствующих лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Республики Ингушетия.
Участвовавший в суде апелляционной инстанции представитель заинтересованной стороны ФИО12 в подтверждение не состоятельности доводов заявителя представил ответ министра финансов Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого также усматривается, что на реализацию мероприятий в рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 года» за 2012 – 2013 года из республиканского бюджета финансовые средства не выделялись.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции и доводы ФИО3 о производстве администрацией <адрес> выплат внеочередном порядке другим лицам, состоящим вместе с ней на учете как нуждающиеся в жилье.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов заявителя и членов ее семьи действием или бездействием администрации <адрес> судебной коллегией не установлено.
Оценив установленные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными выше нормами права, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции не имел правовых оснований для удовлетворения требований заявителя и, в этой связи, находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения, возникшего между сторонами спора, установлены судом на основании имеющихся доказательств, но им дана неправильная оценка, судебная коллеги считает возможным принять новое судебное решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 2 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО3 о признании незаконным бездействия администрации <адрес> отменить и принять новое судебное решение, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Апелляционную жалобу представителя заинтересованной стороны удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО16