Дело №
УИД: 05RS0№-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебного заседания Габибовой Ц.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ИП Исрафилову Р.И. о признании незаконным бездействия, обязании выполнить определенные действия, направленные на категорирование гостиницы «РУГУЖ»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к ИП Исрафилову Р.И. о признании незаконным бездействия, обязании выполнить определенные действия, направленные на категорирование гостиницы «РУГУЖ», в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что <адрес> по информации Министерства туризма и народным промыслам Республики Дагестан проведена проверка по факту нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее-35-ФЗ) антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу, которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» (далее – Постановление №) следует, что на каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности).
Паспорт безопасности составляется на основании акта обследования лицом, уполномоченным руководителем организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании.
Согласно Постановления, паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, после чего утверждается руководителем организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, или уполномоченным им лицом.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся такие организационно - технические мероприятия, как разработка и реализация мероприятий по минимизации степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на территории объекта.
На территории <адрес> по адресу: пр. И. Шамиля, 1в, <адрес>, расположена гостиница «Ругуж», деятельность которой осуществляется ИП Исрафиловым Рамазаном Исрафиловичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в указанной гостинице не разработан и не принят паспорт безопасности.
Факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
На основании изложенного в иске просит суд признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Исрафилова Рамазана Исрафиловича, по непроведению в установленные законом сроки категорирования гостиницы «Ругуж» и не разработке паспорта безопасности, расположенного по адресу: пр. И. Шамиля 1 «в», <адрес>; обязать ИП Исрафилова Рамазана Исрафиловича провести категорирование гостиницы «Ругуж», расположенного по адресу: пр. И. Шамиля 1 «в», <адрес>, а также разработать, утвердить и направить на согласование паспорт безопасности указанного объекта; судебные издержки отнести на ответчика.
В судебное заседание истец – прокуратура <адрес>, ответчик ИП Исрафилов Р.И., будучи извещены о времени, дате и месте судебного разбирательства, не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем определено рассмотреть дело в отсутствие сторон на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу документы в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч. 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.1 ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно п.2 указанной статьи проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из положений п.1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения субъектов, указанных в п.1 ст.21 названного закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов в рамках прокурорского надзора.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов (далее - Постановление), утверждены требования устанавливающие порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности.
Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
Ответственность за обеспечение антитеррористич�����������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�¬�L�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????‹?????о???*???j�?????о????????????????��????????????????????????��??о??о?????��?????о???????h��?????о?????��?????о??????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�L�?�����?������?�����?������?�����?
Согласно Постановления Правительства следует, что на каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности).
Паспорт безопасности составляется на основании акта обследования лицом, уполномоченным руководителем организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании.
Согласно Постановления, паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, после чего утверждается руководителем организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, или уполномоченным им лицом.
Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, разработки паспорта безопасности, а также вопросы осуществления контроля за выполнением указанных требований.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения (далее - гостиницы) возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником гостиницы или использующего ее на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником гостиницы или использующее ее на ином законном основании (далее - ответственное лицо), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления, в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности гостиниц осуществляется их категорирование.
Согласно п. 6 указанного Постановления, категорирование гостиниц осуществляется с учетом возможных последствий совершения террористических актов.
В соответствии с п.7 указанного Постановления, возможные последствия совершения террористического акта на территории гостиницы определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.
Прогнозный показатель численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения террористического акта на территории гостиницы, принимается равным уровню максимальной единовременной заполняемости гостиницы.
В соответствии с п.8 Постановления следует, что для проведения категорирования гостиницы по решению ответственного лица создается комиссия по обследованию и категорированию гостиницы (далее - комиссия), к работе которой могут привлекаться по согласованию представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения гостиницы.
Согласно п.9 указанного Постановления, Комиссия создается:
а) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) гостиниц - не позднее 2 месяцев со дня утверждения настоящего документа;
б) при вводе в эксплуатацию новой гостиницы - в течение одного месяца со дня окончания необходимых мероприятий по ее вводу в эксплуатацию;
в) при актуализации паспорта безопасности гостиницы - в течение одного месяца со дня принятия решения об актуализации паспорта безопасности гостиницы.
Согласно п.10 Постановления, срок работы комиссии составляет 30 рабочих дней. В ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование гостиницы на предмет состояния ее антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики гостиницы, организацию ее функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования гостиницы;
в) выявляет потенциально опасные участки гостиницы и ее критические элементы;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет категорию гостиницы или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности гостиницы в зависимости от присваиваемой гостинице категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Согласно п.11 Постановления, результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования гостиницы, который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности гостиницы.
В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается ответственным лицом. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования гостиницы с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования гостиницы.
Согласно п.12 Постановления, устанавливаются следующие категории опасности гостиниц:
а) гостиницы первой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 1 тыс. человек;
б) гостиницы второй категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. человек;
в) гостиницы третьей категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 50 до 200 человек;
г) гостиницы четвертой категории опасности - гостиницы, в результате совершения террористического акта на территории которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 50 человек.
Согласно п.14 указанного Постановления, на территории каждой гостиницы независимо от ее категории опасности выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования гостиницы в целом, ее повреждению или аварии на ней.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокурорам городов и районов Республики Дагестан, заместителем прокурора республики К.Р. Гусейновым ДД.ММ.ГГГГ. № сообщено о том, что прокуратурой республики проанализирована работа городских и районных прокуроров в сфере надзора за исполнением законодательства об антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих такой защите.
На территории республики министерствами и ведомствами утверждены 3919 объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защищенности. Указанные перечни объектов (территорий) систематически обновляются, организация проверок этих объектов (территорий) прокуратурой республики, проводятся систематически.
Вместе с тем, проведенной городскими и районными прокурорами в мае-июле текущего года проверками показало, что из 305 объектов (территорий) гостиничного комплекса и иных средств размещения прошли процедуры категорирования и паспортизации лишь 25 таких объектов (территорий).
По результатам этих проверок, прокурорами внесено 95 представлений, устранение нарушений по которым не проконтролировано.
Большое количество данных объектов, не прошедших процедуры категорирования и паспортизации, расположены в <адрес> (61), <адрес> (45), <адрес> (51), <адрес> (21), <адрес> (16), <адрес> (12) и в <адрес> (9).
В связи с изложенным, прокурорам городов и районов предлагается ежемесячно к 5 числу, направлять в отдел по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму информацию по этим объектам до устранения ими нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.
Кроме того, из 143 объектов мест массового пребывания людей, долгое время остаются не категорированными 14 таких объектов.
Данные объекты расположены на территориях <адрес> (6), <адрес> (4), <адрес> (1) и <адрес> (1), в связи с чем прокуроры предупреждены о персональной ответственности за несвоевременное и ненадлежащее исполнение поручений, связанных с нарушением законодательства об антитеррористической защищенности всех объектов (территорий) подлежащих категорированию и паспортизации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ., серии №, Исрафилов Р.И. является собственником комплекса, общей площадью 655,9 кв.м., инвентарным номером: №, литером «А», этажность: 3, подземной этажности: 1, расположенного по адресу: Россия, <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., серии <адрес>, Исрафилов Р.И. является собственником земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, площадью 511 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за № руководителю гостиницы «РУГУЖ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, в котором сообщается о необходимости принятия мер к устранению выявленных нарушений закона и недопущению их впредь, поскольку проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в его гостинице не разработан и не принят паспорт безопасности.
В ходе рассмотрения дела установлено и ответчиком в нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ не представлены сведения о проведении им обследования и мероприятий по определению категории безопасности объекта – гостиницы «РУГУЖ», что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся в помещении, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, что может поставить под угрозу их жизнь и здоровье, в связи с чем исковые требования прокуратуры <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков государственная пошлина в размере в доход государства, в пользу местного бюджета в размере 300 (триста рублей) с ответчика ИП Исрафилова Р.И.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (№), ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>», <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░. <░░░░░>», <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ -№) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░