Дело №3а-379/2018
УИД 33ОS0000-01-2018-000142-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Владимир 15 августа 2018 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Владимирской области Ярцева Ю.В., административного истца Шевченко М.Л. и его представителя по доверенности Гусевой Т.Ю., представителей административного ответчика Избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям Бриль Е.В. и Ульевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко Максима Леонардовича о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича», возложении обязанности на Избирательную комиссию Владимирской области зарегистрировать Шевченко Максима Леонардовича кандидатом на должность Губернатора Владимирской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 6 июня 2018 года № 144 «О назначении выборов Губернатора Владимирской области», назначены выборы Губернатора Владимирской области на 9 сентября 2018 года (т.2, л.д.8).
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области (далее также - Избирательная комиссия) от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича» Шевченко М.Л., выдвинутому избирательным объединением «ВЛАДИМИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 30.5, пункта 8 статьи 30.4 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее также – Избирательный кодекс Владимирской области) отказано в регистрации кандидатом в Губернаторы Владимирской области в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (т.2, л.д.10-13).
Шевченко М.Л. обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об отмене указанного постановления и возложении обязанности на Избирательную комиссию Владимирской области зарегистрировать его кандидатом на должность Губернатора Владимирской области.
В обоснование заявленных требований административный истец со ссылкой на положения Федерального закона от 16 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Избирательного кодекса Владимирской области, правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П, указал, что обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку при сборе подписей депутатов и глав муниципальных образований Владимирской области ему создавались препятствия, на депутатов оказывалось давление, чтобы они проставляли подписи не в его поддержку, а в поддержку кандидатуры действующего Губернатора Владимирской области О, в поддержку которой было собрано в несколько раз больше подписей, чем требует закон, а также в поддержку других кандидатов в Губернаторы Владимирской области, в частности А., Б., Г., С. Сбор подписей проводился централизованно, депутаты доставлялись в помещения нотариусов, многие из них даже не знали в поддержку какого кандидата они поставили свои подписи, главы муниципальных образований отказывались предоставлять административному истцу контактные данные для связи с депутатами. Некоторые муниципальные районы и городские округа были полностью заблокированы от сбора подписей в его поддержку. Избирательная комиссия незаконно не зачла в поддержку административного истца подписи действующих депутатов: Л., У., М., В., Г., Г., Д., У., П., Ц., А., Н., М., всего 13 подписей, поскольку их подписи в поддержку других кандидатов проставлены под принуждением, из них подписи Л., В., Г., Г., У.,П.,Ц., А. (всего 8 подписей) проставлены в поддержку незаконно зарегистрированного в качестве кандидата в Губернаторы Владимирской области А., являющегося членом не того избирательного объединения, которое его выдвинуло в качестве кандидата в Губернаторы Владимирской области, а иной политической партии. Он не был проинформирован о том, что перечисленные депутаты ранее проставили подписи за другого кандидата, их опрос Избирательной комиссией не производился. По мнению Шевченко М.Л., установленное Избирательным кодексом Владимирской области число подписей, подлежащих сбору, не соответствует конкретным условиям развития партийно - политических отношений во Владимирской области.
В судебном заседании Шевченко М.Л. и его представитель по доверенности Гусева Т.Ю., поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивая на том, что, таким образом, было нарушено, как пассивное избирательное право административного истца, так и права избирателей, лишённых возможности за него голосовать.
Административный ответчик Избирательная комиссия Владимирской области в своих письменных возражениях (т.2, л.д.65-80) и в устных пояснениях, данных в судебном заседании её представителями по доверенностям Бриль Е.В. и Ульевой Н.А., просила отказать в удовлетворении заявленных требований, по тем мотивам, что оспариваемое постановление было принято в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального избирательного законодательства, а также правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П. Кандидатом на должность Губернатора Владимирской области Шевченко М.Л. изначально в Избирательную комиссию было представлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов (34 подписи, вместо минимально необходимых 35 подписей), также указанный кандидат получил поддержку депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов только в 13 муниципальных районах, городских округах, вместо необходимых 16. Кроме того, в результате проверки, проведенной рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых при проведении выборов Губернатора Владимирской области кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области, представленных в листах поддержки кандидата Шевченко М.Л. подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, из 133 подписей, представленных Шевченко М.Л., было выявлено 13 не зачтённых подписей по основанию, предусмотренному пунктом 8 статьи 30.4 Избирательного кодекса Владимирской области (депутат поставил подпись в поддержку другого кандидата и она по времени проставлена раньше). Подлинность подписей депутатов представительных органов муниципальных образований во всех листах поддержки кандидатов засвидетельствована нотариально. Обращений кого-либо из депутатов представительных органов муниципальных образований в период проверки документов кандидатов на должность Губернатора Владимирской области в Избирательную комиссию не поступало, поэтому у Избирательной комиссии отсутствовали сомнения в достоверности подписей конкретных депутатов и необходимость проведения их опроса. Все списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области, были своевременно в установленный законом срок размещены на официальном сайте Избирательной комиссии. Доводы административного истца о том, что иными кандидатами на должность Губернатора Владимирской области было собрано подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в количестве, превышающем в разы необходимое для регистрации, что не позволило Шевченко М.Л. собрать необходимое количество подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, не соответствуют действительности и не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела. В обращениях административного истца и его представителя, направленных в адрес Избирательной комиссии, о том, что на депутатов представительных органов и глав муниципальных образований оказывалось давление со стороны кандидата на должность Губернатора Владимирской области О., отсутствовали сведения о конкретных депутатах и главах, на которых оказывалось давление, не представлены такие сведения и до настоящего времени. На все обращения административному истцу даны ответы в установленный законом срок.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителей административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 названного выше Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же Федерального закона.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом 6 пункта 2 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме того, Федеральный законодатель в статье 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрел как нормы, регламентирующие сбор подписей избирателей (пункты 1 - 16), так и правовые предписания о сборе подписей депутатов (пункты 17 - 20).
Как следует из предписаний пункта 19 названной выше статьи, листы поддержки кандидата представляются им в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, а также представляется подписанный кандидатом список лиц, поставивших свои подписи в листах поддержки кандидата, который избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана в течение трех дней со дня представления опубликовать в региональном государственном периодическом печатном издании или разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней (пункт 20 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичные нормы содержатся и в Избирательном кодексе Владимирской области.
Статьёй 30.2 Избирательного кодекса Владимирской области установлено следующее.
В поддержку выдвижения кандидата в губернаторы должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области. Число таких подписей составляет 8 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области (пункт 1).
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы городских округов Владимирской области. Число подписей таких депутатов и глав муниципальных образований должно составлять 8 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав городских округов Владимирской области (пункт 2).
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами городских округов, не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Владимирской области (пункт 4).
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией (пункт 5).
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования ставит свою подпись на листе поддержки кандидата на должность Губернатора области собственноручно, а также указывает дату и время ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса свидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено лицом, которое уполномочено совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 6, 9).
Отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается (пункт 10).
После окончания сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований составляется список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, по форме, определенной Избирательной комиссией Владимирской области, содержащий сведения о кандидате и лицах, поставивших подпись в его поддержку, в объеме, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи. Указанный список подписывается кандидатом (пункт 13).
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, статьёй 30.2 Избирательного кодекса Владимирской области, Методическими рекомендациями по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, утверждёнными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 168/1222-6, Избирательной комиссией Владимирской области принято постановление от 7 июня 2018 года № 150 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области», которым определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области должно быть собрано 128 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области (максимальное число - 134); в числе подписей должно быть 35 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав городских округов Владимирской области (максимальное число - 37); кандидат на должность Губернатора Владимирской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах и действующими главами городских округов не менее чем в 16 муниципальных районах и городских округах Владимирской области (т.2, л.д.44-46).
Указанные абсолютные числа депутатов представительных органов и глав муниципальных образований рассчитаны в соответствии с количеством депутатов представительных органов, установленным уставами муниципальных образований, и действующих глав муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, с использованием ГАС «Выборы» и согласованы с администрацией Владимирской области и Управлением Минюста России по Владимирской области (т.2, л.д.47-54).
В силу пунктов 3,6 статьи 30.3 Избирательного кодекса Владимирской области листы поддержки кандидата представляются кандидатом в Избирательную комиссию Владимирской области единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Избирательная комиссия Владимирской области в течение трех дней со дня представления списка лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 4 статьи 30.4 и пункту 1 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области Избирательная комиссия Владимирской области проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов, и не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки подписей.
Судом доподлинно установлено и следует из материалов дела, что 25 июля 2018 года Шевченко М.Л., выдвинутым избирательным объединением «ВЛАДИМИРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (т.3, л.д.209-219), были представлены в Избирательную комиссию Владимирской области документы для регистрации в качестве кандидата на должность Губернатора Владимирской области, в том числе 133 листа поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований, из них 34 листа поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, которые представляют 13 муниципальных районов, городских округов (т.2, л.д.244-248, т.3, л.87-250,т.4, л.д.1-91, 93-104).
Указанные обстоятельства никем из участвующих в деле лиц, в том числе фактически и стороной административного истца, в судебном заседании не оспаривались.
Таким образом, изначально кандидатом на должность Губернатора Владимирской области Шевченко М.Л. в Избирательную комиссию было представлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов (34 подписи, вместо минимально необходимых 35 подписей). Кроме того, указанный кандидат получил поддержку депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов только в 13 муниципальных районах, городских округах, вместо необходимых 16 муниципальных районов, городских округов.
При таком положении у Избирательной комиссии уже имелись правовые основания, предусмотренные подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпунктом 6 пункта 2 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области, для отказа в регистрации Шевченко М.Л. в качестве кандидата в Губернаторы Владимирской области.
30 июля 2018 года рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых при проведении выборов Губернатора Владимирской области кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области, в соответствии с требованиями пункта 20 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, статей 30.4, 33 Избирательного кодекса Владимирской области проведена проверка представленных в листах поддержки кандидата Шевченко М.Л. 133 подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.
В результате этой проверки членами рабочей группы установлено (папка 1 листы 3,24,46,73,77,85,100,101,104,106,107,108,112), что 13 депутатов ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области за иных кандидатов на должность Губернатора Владимирской области, в частности: депутаты Л., В., Г., Г., У., П., Ц., А. ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области А.; депутаты М., Д., М. ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области С.; депутат У. ранее проставила свою подпись в листе поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области Г.; депутат Н. ранее проставил свою подпись в листе поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора Владимирской области Б.
Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства в результате исследования, как письменных материалов дела (т.3, л.д. 94, 95, 136,137, 180, 181, 227, 228, 235, 236, т.4, л.д.1, 2, 29, 30, 31, 32, 37, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 53, 54, 108-122), так и подлинных листов поддержки кандидатов с подписями депутатов представительных органов, представленных суду для обозрения Избирательной комиссией.
По результатам указанной проверки представленных листов поддержки кандидата Шевченко М.Л. Избирательной комиссией обоснованно не были зачтены 13 подписей перечисленных депутатов, по тому основанию, что эти депутаты ранее проставили свои подписи в листах поддержки выдвижения других кандидатов на должность Губернатора Владимирской области (пункт 8 статьи 30.4 Избирательного кодекса Владимирской области).
Сведения о не зачтённых подписях депутатов, представительных органов муниципальных образований, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко М.Л., отражены в ведомости проверки листов поддержки кандидата Шевченко М.Л. и Итоговом протоколе проверки листов поддержки названного кандидата, составленным 30 июля 2018 года, с указанием оснований признания их не зачтёнными. Копии указанных документов вручены уполномоченному представителю кандидата Шевченко М.Л. по финансовым вопросам С 30 июля 2018 года (т.2, л.д.14-43).
При таких обстоятельствах областной суд приходит к однозначному выводу о наличии у Избирательной комиссии Владимирской области правовых оснований для отказа Шевченко М.Л. в регистрации кандидатом на должность Губернатора Владимирской области на основании пункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 6 пункта 2 статьи 30.5 Избирательного кодекса Владимирской области, в связи с отсутствием необходимого количества достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области. В этой связи требования административного истца о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича», возложении обязанности на Избирательную комиссию Владимирской области зарегистрировать Шевченко Максима Леонардовича кандидатом на должность Губернатора Владимирской области, удовлетворению не подлежат.
Компетенция и правомочность Избирательной комиссии Владимирской области, соблюдение ею процедуры принятия постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича» подтверждены документально (т.1, л.д.81-93,т.2, л.д.1-9,104-114) и не ставятся под сомнение никем из участвующих в деле лиц.
Доводы административного истца о том, что при сборе подписей депутатов и глав муниципальных образований Владимирской области ему создавались препятствия, на депутатов оказывалось давление, чтобы они проставляли подписи не в его поддержку, а в поддержку кандидатуры действующего Губернатора Владимирской области О., в поддержку которой было собрано в несколько раз больше подписей, чем требует закон, а также в поддержку других кандидатов в Губернаторы Владимирской области, в частности А., Б., Г., С., сбор подписей проводился централизованно, депутаты доставлялись к нотариусу, многие из них даже не знали в поддержку какого кандидата они поставили свои подписи, главы муниципальных образований отказывались предоставлять административному истцу контактные данные для связи с депутатами, некоторые муниципальные районы и городские округа были полностью заблокированы от сбора подписей в его поддержку, а также об отсутствии у него информации о 13 депутатах, проставивших подписи в его поддержку, которые ранее проставили подписи за другого кандидата и не были опрошены Избирательной комиссией, являются неубедительными, не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами при рассмотрении настоящего административного дела.
В обращениях Шевченко М.Л. и его представителя, направленных в адрес Избирательной комиссии и правоохранительных органов, о том, что на депутатов представительных органов и глав муниципальных образований оказывалось давление со стороны кандидата на должность Губернатора Владимирской области О., отсутствовали сведения о конкретных депутатах и главах, на которых оказывалось давление. Тем не менее, указанный кандидат была оповещена о поступивших обращениях и её представитель представила в Избирательную комиссию объяснения, из которых следовало, что какого-либо давления на депутатов не оказывалось. Все обращения в пределах предоставленной компетенции Избирательной комиссией были рассмотрены и административному истцу даны ответы в установленный законом срок (т.2, л.д.164-184).
Подлинность подписей депутатов представительных органов муниципальных образований во всех листах поддержки кандидатов, оформленных в соответствии с требованиями закона, который исключает возможность их отзыва лицами, проставившими эти подписи, нотариально удостоверена, обращений кого-либо из депутатов представительных органов муниципальных образований, в том числе о том, что на них оказывалось давление при проставлении этих подписей, в период проверки документов кандидатов на должность Губернатора Владимирской области в Избирательную комиссию не поступало, поэтому у Избирательной комиссии отсутствовали сомнения в достоверности подписей конкретных депутатов и необходимость проведения их опроса. При таком положении отсутствуют такие сомнения в достоверности подписей конкретных депутатов, в том числе и тех, на которые ссылается сторона административного истца, и у суда.
Все списки лиц, которые проставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность Губернатора Владимирской области, были своевременно в установленный законом срок размещены на официальном сайте Избирательной комиссии Владимирской области, что подтверждено документально (т.2, л.д. 124-131).
Позиция стороны административного истца о том, что подлежали проверке факты того кем, когда, при каких обстоятельствах и какое число нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Владимирской области в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Владимирской области О., А., Б., Г., С. было собрано, но не представлено в Избирательную комиссию этими кандидатами в поддержку своего выдвижения, основана на ошибочном толковании требований пункта 20 статьи 37 и статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которым избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые были представлены кандидатами в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения и регистрации.
Более того, как следует из копий итоговых протоколов проверки листов поддержки указанных кандидатов на должность Губернатора Владимирской области от 30 июля 2018 года, представленных в материалы дела административным ответчиком, всеми кандидатами, за исключением Шевченко М.Л., в Избирательную комиссию было представлено необходимое количество подписей депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального избирательного законодательства (т.2, л.д.136-145).
Доводы Шевченко М.Л. и его представителя о незаконной регистрации А. кандидатом на должность Губернатора Владимирской области, и как следствие - незаконное зачтение 8 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований за данного кандидата, позднее проставивших свои подписи в поддержку административного истца, являются несостоятельными, поскольку постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 309 «О регистрации А кандидатов на должность Губернатора Владимирской области» (т.2, л.д.132,133) до настоящего времени не отменено, регистрация указанного кандидата никем не оспорена и не является предметом рассмотрения настоящего административного дела.
Кроме того, по мнению суда, позиция административного истца о незаконности отказа в регистрации его кандидатом является ошибочной и не основана на нормах избирательного законодательства, которое не наделяет избирательную комиссию полномочиями устанавливать причины неисполнения кандидатом обязанности собрать в поддержку своего выдвижения подписи депутатов.
Данный вывод суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», согласно которой участие выборных лиц местного самоуправления в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такая поддержка означает признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и при этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
При таком положении не свидетельствует о лишении судом административного истца процессуальной возможности доказывания юридически значимых для рассмотрения настоящего административного дела, обстоятельств, сам по себе факт отклонения областным судом ряда ходатайств о допросе свидетелей, приобщении электронных носителей, запросе ряда письменных документов и т.п., заявленных стороной административного истца в судебном заседании, фактически для подтверждения обстоятельств сбора подписей в поддержку других кандидатов на должность Губернатора Владимирской области, в том числе обстоятельств того кем, когда при каких обстоятельствах и какое число нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов, глав муниципальных образований было собрано, но не представлено в Избирательную комиссию кандидатами в Губернаторы Владимирской области в поддержку своего выдвижения, которые не подлежали установлению при рассмотрении настоящего административного дела (не имели правового значения), поскольку предметом рассмотрения являлась проверка законности постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича», а не проверка законности регистрации других кандидатов на должность Губернатора Владимирской области, следовательно, достоверность только тех подписей, которые были представлены в Избирательную комиссию именно этим кандидатом, подлежала проверке.
Все ходатайства были разрешены в установленном статьей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядке, с учетом мнения сторон и прокурора.
Таким образом, оспариваемое постановление Избирательной комиссии Владимирской области об отказе Шевченко М.Л. в регистрации кандидатом на должность Губернатора Владимирской области является законным и обоснованным, правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180,244,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Шевченко Максима Леонардовича о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 3 августа 2018 года № 312 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Владимирской области Шевченко Максима Леонардовича», возложении обязанности на Избирательную комиссию Владимирской области зарегистрировать Шевченко Максима Леонардовича кандидатом на должность Губернатора Владимирской области, - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья
Владимирского областного суда Д.А.Завьялов