2а-1090/2021
УИН 14RS0019-01-2021-002014-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нерюнгри 23 июля 2021 года
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Головановой Л.И., при секретаре Филипповой А.В., с участием административного истца прокурора Нерюнгринской городской прокуратуры – старшего помощника прокурора г. Нерюнгри Полковской Л.В., представителя административного ответчика администрации городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района Дубецкой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. зам. прокурора г. Нерюнгри обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района (администрации ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной в апреле 2021 года проверки прокуратурой города установлено, что администрацией ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района допущено нарушение требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг заявителями в электронной форме. Так, на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг РС (Якутия) (https://e-yakutia.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района в электронной форме. Прокуратурой города ввиду выявленных нарушений 28.04.2021 в адрес главы ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района внесено представление с требованием их устранить, из ответа на которое следует, что меры к размещению сведений о муниципальных услугах на региональном портале государственных и муниципальных услуг не приняты.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Нерюнгри Полковская Л.В. требование административного искового заявления поддержала по вышеизложенным основаниям, просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района Дубецкая И.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями и.о. зам. прокурора г. Нерюнгри не согласна, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление от 21.07.2021.
Суд, заслушав ст. помощника прокурора г. Нерюнгри Полковскую Л.В., представителя административного ответчика ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района Дубецкую И.А., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным. Муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 210 от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Пунктом 5 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запросов о предоставлении услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 части 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное воздействие.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.
Согласно Приложению № 2 к указанному Распоряжению переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2014 году.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2011 года № 1124 утверждено Положение о региональной инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, где п. 2 предусматривал, что инфраструктура взаимодействия представляет собой комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов, включающий в себя: информационные элементы в составе следующих информационных систем и входящих в них подсистем: государственная информационная система "Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)"; государственная информационная система "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)"; информационная система Удостоверяющего центра Республики Саха (Якутия); а также организационно-технические элементы, инженерные и вспомогательные элементы.
Согласно Указу Главы РС (Я) от 05.11.2020 N 1492 "О государственной информационной системе Республики Саха (Якутия) "Единая информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия)" в целях реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, реализации требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2020 г. N 1355 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем Республики Саха (Якутия) и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" в п.п. «а» п. 2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2011 года № 1124 внесены изменения в части изменения состава информационных систем и входящих в них подсистем, а именно государственная информационная система Республики Саха (Якутия) "Единая информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия)" представляет из себя, в том числе: подсистему получения электронных услуг, реализованной в виде самостоятельного портального веб-приложения и размещения в свободном доступе в сети Интернет по адресу https://www.e-yakutia.ru - Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия); подсистему межведомственного взаимодействия, обеспечивающая решение комплекса задач по обеспечению межведомственного электронного взаимодействия - региональная система межведомственного взаимодействия; государственную информационную систему "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)"; информационную систему Удостоверяющего центра Республики Саха (Якутия)».
28.04.2021 в адрес главы ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района и.о. заместителя прокурора г. Нерюнгри Сербиным А.Ю. внесено представление об устранении нарушений, где указано, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» установлено нарушения требований действующего законодательства, не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме через федеральный портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональный портал государственных и муниципальных услуг РС (Якутия) (https://e-yakutia.ru), поскольку отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района в электронной форме.
По сведениям, представленным ГБУ РС (Якутия) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» от 22.07.2021 организация фактического оказания муниципальных услуг в электронной форме на региональном портале государственных услуг по ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района не представлена.
При этом, Распоряжением Правительства РС(Я) от 20.12.2017 N 1598-р утверждена Концепция повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме по принципу "одного окна" в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года, вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Концепции повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме по принципу "одного окна" в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы", где Концепция повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме по принципу "одного окна" в Республике Саха (Якутия) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 2516-р "Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде". Концепцией установлены основные цели, задачи, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2.9 Приложения № 2 к указанной Концепции повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме по принципу "одного окна" в Республике Саха (Якутия) на 2017 - 2021 годы и на перспективу до 2030 года установлен срок разработки архитектуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе и для органов местного самоуправления в срок до I квартала 2018 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривала, что на портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (https://e-yakutia.ru), а также федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) сведения об оказываемых муниципальных услугах МО «Город Нерюнгри» отсутствует. При этом, отсутствие указанной информации связывает с длительностью процесса интеграции и оцифрования предоставляемых муниципальных услуг, необходимым взаимодействием региональных органов власти, и иных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Однако, исходя из вышеизложенных норм права как федерального, так и регионального законодательства следует, что заявителю (лицу, получающему услугу), в том числе органы муниципальной власти обязаны предоставить свободный доступ к получению муниципальных услуг, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р через портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (https://e-yakutia.ru), а также федеральный портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru). При этом, какие-либо сроки по реализации данной возможности Положением о региональной инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2011 года № 1124 ( в ред. Указа Главы РС (Я) от 05.11.2020 N 1492 "О государственной информационной системе Республики Саха (Якутия) "Единая информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия)") не предусмотрены. Сроки установлены в соответствии с требованиями федерального законодательства, т.е. в срок до 2014 года, а с ноября 2020 года получение электронных услуг, реализованной в виде самостоятельного портального веб-приложения и размещения в свободном доступе в сети Интернет по адресу https://www.e-yakutia.ru - Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия).
Как установлено в судебном заседании до настоящего времени заявители ограничены в получении муниципальных услуг в электронной форме посредством портала государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (https://e-yakutia.ru), а также федерального портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципального образования.
Суд полагает, что в настоящем случае обращение с административным исковым заявлением и.о. зам. прокурора г. Нерюнгри обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку необеспечение администрацией ГП «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации прав и интересов граждан, организаций (учреждений) на доступность получения муниципальных услуг в электронной форме.
Таким образом, суд находит административное исковое заявление и.о. зам. прокурора г. Нерюнгри обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора г. Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского поселения «Поселок Золотинка» Нерюнгринского района РС (Якутия) в электронной форме, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья: Л.И. Голованова