дело № 3га-394/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 14 мая 2019 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В.,
при секретаре Гатауллиной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аблаевой З.Ф. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Аблаева З.Ф. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она фактически пользуется частью земельного участка площадью 1056,9 кв.м. с кадастровым номером №..., общей площадью 19816 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, общественное питание, склады, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес. на указанном земельном участке расположено нежилое помещение с кадастровым номером №..., принадлежащее истцу.
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направило проект соглашения о внесении денежных средств за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером №..., на котором расположен объект капитального строительства, находящийся в собственности истца, за период с 08 октября 2015 года до даты оформления прав на земельный участок. В соглашении размер платы за фактическое пользование земельным участком определён, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 10 августа 2018 года в размере 463275687,92 руб.
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ИП Галеевой Г.М. № 122/2018 определено, что рыночная стоимость названного выше земельного участка на 10 августа 2018 года составляет 102541000 руб.
На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной рыночной по состоянию на 10 августа 2018 года в размере 102541000 руб.
Представитель административного истца Аблаевой З.Ф. – Колесников В.В. в судебном заседании просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в соответствии с суммой, определенной судебным экспертом.
Заинтересованное лицо Папульзан Х.Н. в судебном заседании пояснил, что требования истца считает обоснованными, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости в соответствии с суммой, определенной судебным экспертом.
Административный истец Аблаева З.Ф., представители ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заинтересованных лиц Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав пояснения представителя истца, заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть вторая); для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть четвертая).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Судом установлено, что Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан направило истцу проект соглашения о внесении денежных средств за фактическое пользование частью земельного участка площадью 1056,9 кв.м. с кадастровым номером №..., на котором расположен объект капитального строительства, находящийся в собственности истца, за период с 08 октября 2015 года до даты оформления прав на земельный участок, исходя из его кадастровой стоимости (далее Соглашение).
Как следует из приложения № 1 к Соглашению? содержащего расчет платы за пользование земельным участком за период с 08 октября 2015 года по 31 декабря 2018 года, размер платы за фактическое пользование земельным участком исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поэтому административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этого участка в размере его действительной рыночной стоимости.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 01 июня 2014 года.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 декабря 2018 года кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 10 августа 2018 года определена в размере 463275687,92 руб.
Из ответа заместителя директора –главного технолога филиала по Республике Башкортостан Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан следует, что кадастровая стоимость земельного участка установлена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 5860.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости земельного участка представлен отчёт ИП Галеевой Г.М. № 122/2018, из которого следует, что рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 10 августа 2018 года составляет 102541000 руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 февраля 2019 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости, проведение которой поручено эксперту Захарову И.А. ООО «ТерраНова».
Согласно заключению эксперта Захарова И.А. ООО «ТерраНова» № ЗУ/06/03/19-ЗЭ от 15 марта 2019 года рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 10 августа 2018 года составляет 102964000 руб.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО «ТерраНова» Захаровым И.А. соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объекта оценки. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного земельного участка является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец с административным исковым заявлением в суд обратился – 29 декабря 2018 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости – 29 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Аблаевой З.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 19816 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, общественное питание, склады, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 10 августа 2018 года в размере 102964000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 29 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова