Дело №2-446/2024
68RS0013-01-2024-000268-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2024 года г. Мичуринск
Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:
Председательствующего судьи – Сергеева А.К.,
при секретаре – Федоровой И.Ю.,
с участием: представителя истца Территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области – Отрадновой А.Ю.,
представителя ответчика ООО «Комфорт» – Буркова С.В.,
представителей ответчика АО «Тамбовская сетевая компания» – Поповой О.О., Воронова Е.Ю.,
третьего лица Медведевой Е.Б.,
представителя УГХ администрации г. Мичуринска – Касаткиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-446/2024 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области к ООО «Комфорт», АО «Тамбовская сетевая компания» о приведении места общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с требованиями СанПин,
У С Т А Н О В И Л :
в Мичуринский городской суд обратилось Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Мичуринске, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском и Староюрьевском районах с иском к ООО «Комфорт» в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с исковым заявлением истец просил суд признать действия ООО «Комфорт» противоправными при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Тамбовская, д. 110, выразившиеся в нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно нарушения обязательных требований, предусмотренных п. 133, п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 и обязать ООО «Комфорт» привести места общего пользования многоквартирного дома в соответствии с требованиями п. 133, п. 126 СанПиН 2.1.3684-21.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 10.01.2024 в адрес Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области из Правительства Тамбовской области поступило обращение жителя многоквартирного , в котором заявитель указал на присутствие устойчивого запаха канализации в квартире, наличия в подвальном помещении МКД воды, присутствия в подъезде МКД насекомых.
Истец указал, что по результатам санитарно-эпидемиологического обследования, проведенного специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в » в г. Мичуринске, Мичуринском, Петровском, Первомайском, Никифоровском и Староюрьевском районах, аттестат аккредитации органа инспекции №RA.RU.710096, испытательного лабораторного центра РОСС КГ.0001.5106690 по поручению территориального отдела (Поручение №24 от 15.01.2024) установлено, что вследствие аварийного состояния придомовых канализационных сетей (коллектор и колодцы забиты стоками) наблюдается затопление и загрязнение жидкими бытовыми отходами подвального помещения МКД №110 по ул. Тамбовская г. Мичуринска Тамбовской области - дата обследования – 25 января 2024 года. Также на момент обследования 24.01.2024 в местах общего пользования, в подъездах указанного жилого дома отмечается наличие насекомых (комаров). Вышеперечисленное является нарушением требований ст. 23 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.133, п.126 СанПиН 2.1.3684-21. Также в обоснование заявленных требований истец указал требования ст. 161 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которым управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанном доме, а также требования Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.
Протокольным определением суда от 21.03.2024 к участию в деле в качестве соответчика было привлечено АО «Тамбовская сетевая компания».
Также протокольными определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, на заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управление городского хозяйства администрации г. Мичуринска, Администрация города Мичуринска и собственник г. Мичуринска - Медведева Е.Б.
Определением суда от 21.06.2024 исковые заявление Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Мичуринске, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском и Староюрьевском районах в отношении ответчика АО «Тамбовская сетевая компания» оставлено без рассмотрения.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Комфорт» в судебном заседании исковые требования Управления Роспотребнадзора не признал, просил в их удовлетворении отказать, в обоснование указал, что затопление подвала произошло в связи с тем, что АО «ТСК», ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по эксплуатации и содержанию магистральных канализационных сетей, в том числе и коллекторов, которые непосредственно примыкают к дому. Коллекторы, которые примыкают, проходят по разделу границ, по балансовой принадлежности. В результате ненадлежащего содержания произошло затопление подвала. После устранения засора АО «ТСК» и осушения подвала управляющей компанией были проведены мероприятия по устранению влаги в подъездах и насекомых.
Третье лицо - Медведева Е.Б. в судебном заседании указала, что не поддерживает ни одну из сторон, состояние подвала ее не устраивает, подвал был затоплен до апреля 2024 года.
Представитель третьего лица – УГХ администрации г. Мичуринска Касаткина А.М. в судебном заседании пояснила, что в адрес Управления городского хозяйства на протяжении января, февраля, марта, апреля месяца поступали многочисленные обращения жителей , каждую неделю ООО «Комфорт» направлялись в адрес УГХ письма об оказании содействия в устранении засора на участке централизованного водоотведения. Управлением городского хозяйства и администрацией города неоднократно направлялись письма-обращения в АО «ТСК», в ходе выездов на место было установлено, что засор образовался на централизованной линии водоотведения, в канализационных колодцах около дома была вода.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральными законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (пункт 3 статьи 23).
Согласно статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под федеральным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 46 указанного Федерального закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую государственную централизованную систему.
На основании пункта 3 статьи 46 организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 5 указанной статьи, структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N322.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В свою очередь порядок проведения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека санитарно-эпидемиологического надзора регламентирован Положением о федеральном государственном санитарно - эпидемиологического надзоре, утвержденным Постановлении Правительства Российской Федерации от 05 июня 2013 года N 476.
Права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, закреплены в статье 50 Федерального закона N 52-ФЗ.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что право должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на обращение в суд с иском ставится в зависимость от наличия выявленных нарушений норм санитарного законодательства и должно преследовать непосредственные цели их устранения либо пресечения.
Согласно общим правилам статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.
В обоснование заявленных требований истец указал пункт 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), согласно которым не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, а также пункт 126 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому в помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, на основании подпункта «Г» пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). В развитие указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 данного Перечня установлено, что к работам, выполняемым в зданиях с подвалами относится, в том числе - проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать заявленные требования или возражения.
В судебном заседании установлено, что на основании договора управления МКД от 01.09.2013 ООО «Комфорт» осуществляет управление многоквартирным домом по .
В обоснование заявленных требований истцом в суд представлен акт обследования многоквартирного от , выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области». В соответствии с указанным актом в ходе обследования было выявлено полное затопление подвального помещения указанного многоквартирного дома, а также выявлено заполнение стоками коллекторов и колодцев, которые расположены на дворовой территории дома. Также в местах общего пользования обнаружены насекомые и следы влаги на стенах и на полу.
Также истцом представлено экспертное заключение №12.Э.1 от 26.01.2024, выполненное врачом по общей гигиене Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» Баевым С.В. на основании указанного акта обследования, в соответствии с которым по результатам экспертизы установлено, что места общего пользования (подвальные помещения) и подъезды многоквартирного жилого не соответствуют требования п.126 и п. 133 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» ввиду установления фактов затопления подвальных помещений и наличия насекомых в местах общего пользования дома.
Также в судебном заседании установлено, что 01.10.2018 ООО «Комфорт» и АО «Тамбовская сетевая компания» (АО «ТСК») заключили договор №844 поставки холодной воды, отведения сточных вод в целях содержание общего имущества многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «Кофморт». В соответствии с п.2.1 и п. 2.2 указанного договора АО «ТСК» осуществляет прием сточных вод и обеспечивает безопасность находящихся в ее ведении водопроводных и канализационных сетей.
В соответствии с положениями п.5.1.2 указанного договора АО «ТСК» обеспечивает эксплуатацию канализационных сетей согласно требованиям, нормативно-технических документов, в силу положений п.5.1.11 – АО «ТСК» обязана принимать необходимые меры по своевременно ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией. В силу положений п.13.1 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с представленными АО «ТСК» актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям холодного водоснабжения и водоотведения – границами раздела эксплуатационной ответственности является смотровой колодец.
При этом в указанном акте обследования от 25.01.2024, выполненном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в ходе обследования указано на то, что было выявлено заполнение стоками коллекторов и колодцев, которые расположены на дворовой территории дома.
Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в » Б. и М
Из представленных суду представителем АО «ТСК» фотоматериалов, пояснений представителя АО «ТСК» усматривается наличие засора в канализационном колодце, расположенном на дворовой территории многоквартирного по состоянию на 25.01.2024.
Из представленного в суд ответчиком протокола совещания от 16.01.2024 в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора с участием как руководителя ООО «Комфорт», так и руководителя АО «ТСК» - последний подтвердил факт засорения систем водоотведения и нехватке спецсредств для выполнения работ по очистке систем водоотведения, одновременно указав на нарушение правил пользования канализации самими собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
Также ответчиком в суд представлена досудебная претензия, направленная ООО «Комфорт» в АО «ТСК» 02.02.2024, в котором ООО «Комфорт» указал на наличие воды в подвальных помещениях, в том числе в многоквартирном ввиду засора в канализационной системе, которые не устранены АО «ТСК». Как пояснил в судебном заседании представитель АО «ТСК» данная претензия была получена, ответ не направлялся, так как АО «ТСК» осуществило работы по устранению засора в канализационных колодцах и на 31.01.2024 канализационная система в районе работала в штатном режиме, уточнив при этом, что засор устранялся именно в канализационном колодце. Указанные обстоятельства также подтверждены фотографиями, представленными АО «ТСК».
Представленные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что причиной образования в январе 2024 года подтопления сточными водами подвальных помещений многоквартирного явился засор, образовавшийся в канализационном колодце системы водоотведения, расположенном на придомовой территории многоквартирного дома. Балансодержателем указанной системы от канализационного колодца является АО «ТСК».
Как пояснили допрошенные в судебном заседании свидетели и подтверждено представленными в суд ответчиком актом обследования от 05.06.2024 в подвальном помещении дома было обнаружено только одно незначительное повреждение сливной трубы и подтекание под ней, однако в целом подвальное помещение было сухим, наличия насекомых в подъездах обнаружено не было. Помимо этого, в соответствии с представленным ответчиком актом выполненных работ от 05.06.2024 – выявленные повреждения были ответчиком устранены непосредственно после осмотра подвала.
Каких-либо доказательств наличия повреждений в канализационной системе, расположенного непосредственно в многоквартирном и которые могли бы привести к затоплению всего подвального помещения дома суду не представлено.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих невыполнение в январе 2024 года ответчиком – ООО «Комфорт» обязанностей по надлежащему содержанию общедомовых помещений многоквартирного на основании договора управления домом, а также об отсутствии по состоянию на дату подачу искового заявления Управлением Роспотребнадзора в суд в действиях ООО «Комфорт» нарушений требований п.133, п.126 СанПиН -21.
На основании изложенного суд принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Мичуринске, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском и Староюрьевском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт».
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области в городе Мичуринске, Мичуринском, Первомайском, Петровском, Никифоровском и Староюрьевском районах, ИНН 6829012104, ОГРН 1056882299704 к обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт», ИНН 6827019200, ОГРН 1096827000380 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда, которое должно быть изготовлено в срок не более чем пять дней со дня объявления резолютивной части решения, то есть до 28 июня 2024 года.
Председательствующий судья А.К. Сергеев
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий судья А.К. Сергеев